Ровно 14 лет назад грузинские войска атаковали столицу Южной Осетии, а Россия повела себя совсем не так, как рассчитывали её противники – вопреки множеству прогнозов показала зубы и в течение пяти дней буквально разгромила войска Михаила Саакашвили. Однако у этой победы оказалось странное послевкусие.
Потому что русская армия, остановившись всего в нескольких километрах от Тбилиси, не стала брать под контроль столицу Грузии. Давайте попробуем разобраться почему.Увидеть своими глазами
Отправляясь ранним утром 7 августа 2008 года во Владикавказ, я ещё не подозревал, в гуще каких событий окажусь. Однако сразу же по прибытии в глаза мне бросилась некая нервозность, царившая на улицах города, а знакомые журналисты, прибывшие на место чуть раньше, все как один говорили о том, что «вот-вот начнётся». Приехали мы двумя группами, и одна тут же взяла такси и уехала в Цхинвал…
Они подоспели точно к началу штурма, поэтому пересечь городскую черту возможности у ребят уже не было – поснимали летящие на жилые кварталы ракеты «Града» и поехали обратно… А в городке Дзау их «поймал» грузинский штурмовик. В результате оператору Георгию Львову в спину прилетел кусок гранита – бомба, сброшенная с самолёта, сработала совсем недалеко. Благо никто не погиб…
Я же оказался на этом месте лишь на следующий день, когда небольшой, некогда курортный населённый пункт уже превратился в центр первичного размещения беженцев.
Что сказать о них? Страха в глазах не было – была боль. Запомнился восьмидесятилетний ветеран с орденами на пыльном пиджаке. Подошёл к нему, познакомились… Арчил Михайлович Бесаев с улицы Кочиева был зол! Причём зол на ополченцев, которые не дали ему оружие и отправили в тыл. А он –
Европу освобождал! Руки не дрожат ещё… Эх, мальчишки! Да откуда им знать, как нужно воевать???
После этого стало понятно: Южную Осетию Саакашвили сможет покорить, только оставив её безлюдной…
Силы и средства
К началу боевых действий грузинская армия представляла собой структуру, которую в течение предыдущих пяти лет готовили именно к войне. Готовили западные инструкторы, прошедшие не одну горячую точку, а собственно план нападения на Южную Осетию был разработан при самом деятельном их участии. Момент для атаки выбрали, как поначалу казалось, наилучший – русские войска, чей ближайший пункт дислокации находился в 150 километрах от южно-осетинской столицы, только что закончили крупные учения. Это означало, что техника находилась в боксах на обслуживании, а личный состав, сдав оружие, по возможности отдыхал и приводил себя в порядок.
Да и вышеупомянутые полторы сотни километров были совсем не многополосным шоссе, а горным серпантином с «игольным ушком» Рокского тоннеля в самой высокой своей части. Так и получилось, что в ночь на 8 августа на русских и осетинских миротворцев общей численностью порядка 1000 человек обрушилась трёхтысячная грузинская группировка при пятидесяти танках и тяжёлой артиллерии. Ещё 14 тысяч орудовали на остальной территории республики. Операция «Чистое поле» началась.
Сорванный блицкриг
Казалось бы, для грузин всё складывалось как нельзя лучше. Кабы не одно но! Русские не были бы русскими, если бы заранее не приготовили агрессору военный сюрприз, представлявший из себя две батальонные тактические группы, не ушедшие после учений в казармы, а скрытно расположившиеся у северного створа тоннеля. Они-то и стали первыми из наших, кто пересёк границу и ударил по нападавшим. Для начала ими прямо с марша был захвачен стратегически важный Гуфтинский мост, а затем БТГ разделились, и одна из них направилась в сторону села Тамарашени, а вторая – по Зарской дороге в Цхинвал, выручать окружённых миротворцев.
Не сплоховали и основные силы 58-й армии, со всей возможной оперативностью преодолевшие горный серпантин Транскавказской магистрали и поломавшие все грузинские планы. Наступление противника начало захлёбываться, и к 13 августа с военной авантюрой Саакашвили было покончено.
Послевкусие победы
За прошедшие 14 лет военные эксперты расписали хронологию этого конфликта едва ли не по минутам. Можно сказать, что о нём известно почти всё! Почти… До сих пор нет единого мнения по поводу остановки русского наступления буквально на пороге Тбилиси, столицы, уже готовой сдаться на милость победителя. Четыре года назад Дмитрий Медведев, бывший в 2008-м верховным главнокомандующим вооружёнными силами России, отвечая на вопрос Владимира Соловьёва о том, почему наши танки были развёрнуты, сослался на соображения миролюбия:
… цель была в том, чтобы выбить грузинские войска из Цхинвала, навести порядок. И предотвратить возможность дальнейшей эскалации насилия, то есть военных действий. Цель не состояла в том, чтобы разгромить Грузию или казнить Саакашвили. Я считаю, что я правильно поступил, когда принял решение о том, чтобы проявить сдержанность и не форсировать дальнейшие действия. В конечном счёте это дало нам возможность успокоить ситуацию не только в Грузии, Осетии и Абхазии, но и выйти на достаточно спокойные отношения с Европейским союзом и другими странами,
– рассказал экс-президент журналисту.
С началом донбасской специальной военной операции зазвучало ещё и мнение о том, что если бы Москва не остановилась и всё-таки вошла в Тбилиси, показав тем самым всему миру свою решимость идти в решении военно-политических вопросов до конца, то и Майдана бы не случилось, и тем более нынешних событий. Чтобы понять, насколько обоснована такая точка зрения, выдвинутая, в частности, известным военным корреспондентом Юрием Котенком, Царьград обратился к директору Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семёну Багдасарову, который оказался уверен в том, что вся эта «украинская история» – результат явлений более глобальных, нежели отказ штурмовать грузинскую столицу.
Вообще-то все предпосылки для вхождения наших войск в Тбилиси существовали. Я уверен, что мы нашли бы в Грузии здравомыслящих людей, которые проводили бы политику, ориентированную на Россию. А повлияло бы это на Майдан или не повлияло?.. Я вам так скажу: никакого Майдана бы не было, если бы мы проводили на постсоветском пространстве реальную политику. Наша проблема до 2014 года была в том, что Украиной никто всерьёз не занимался – всё было коммерциализировано. Вместо того, чтобы заниматься страной, работать со всеми её политическими силами – занимались бизнесом… Поэтому сводить всё к грузинской операции – несерьёзно. Повторюсь: вся наша политика на постсоветском пространстве была провальной,
– констатировал эксперт.
Что с того?
Что ж… Осетин Россия в 2009 году действительно спасла. Потому что обученные американцами грузины не стеснялись применять тактику, которой так славились их наставники – побеждать врага, стирая с лица земли его города и убивая всех, кто попадает в прицел. В случае с русскими эта тактика не сработала – отборные солдаты Саакашвили воевать с нами просто не смогли.
Нужно ли было идти на столицу? Из этого вытекает другой вопрос, а были ли мы сами готовы к такому походу? То есть понятно, что Тбилиси бы мы взяли, но если те санкции, которыми нас сейчас стараются задушить наши «зарубежные партнёры», были бы введены тогда, то что бы стало с нашей экономикой? Так что, что ни делается по Божьему промыслу в России – так тому и быть. Что же касается Украины… С ней операцию по усмирению Грузии связывает, пожалуй, только то, что она, операция эта, стала настоящим началом Русской весны, которая продолжается сегодня в Донбассе и не закончится нигде.
Свежие комментарии