Десять месяцев СВО показали, что наши ВКС не готовы к сокрушению врага в крупномасштабном конфликте и, более того, несут потери даже в местах базирования. Ситуацию нужно срочно исправлять, и меры эти не являются тайной за семью печатями.
Новая неделя началась для России с двух крайне неприятных инцидентов.
В понедельник, 5 декабря, украинские беспилотники атаковали базу дальней авиации «Дягилево» на окраине Рязани, а также нанесли удар по домашнему аэродрому стратегической авиации «Энгельс-2» в Саратовской области.В результате оказались повреждены исключительно ценные самолёты, погибло несколько военных, а также был нанесён удар по ядерной безопасности России.
Удары по аэродромам
Двойной удар по аэродромам стал уже очередной операцией ВСУ против нашей боевой авиации. 10 августа серия взрывов потрясла военный аэродром Саки, расположенный в Крыму, впритирку к курортному посёлку Новофёдоровка. Министерство обороны России объяснило тот инцидент «детонацией боеприпасов», решив не пояснять, что же именно её вызвало. Заявлялось лишь, что в качестве возможной причины «рассматривается нарушение правил безопасности».
Украинская пресса и власти путались в показаниях: сначала всей страной отмечали успех ракетного удара, затем заявили, что Киев тут ни при чём, а когда опасения по поводу возможного возмездия улеглись – снова признали свою ответственность.
Царьград, проанализировав всю имевшуюся тогда в открытом доступе информацию, пришёл к выводу, что удар по аэродрому и детонацию боеприпасов на площадке хранения, скорее всего, вызвал удар дронов-камикадзе – Switchblade 600. Этот беспилотник при весе в 23 кг имеет 40-километровую дальность полёта (а при наличии беспилотника-ретранслятора сигнала – 90 км); при этом он несёт ту же боевую часть, что и противотанковые комплексы Javelin, и способен ударом в крышу уничтожать боевые танки. Дрон упакован в трубу и легко переносится одним человеком. В обычной легковушке таких можно перевезти две-три штуки, а на «Газели» – пару десятков.
В конце октября группа украинских диверсантов пришла на стоянку боевых вертолётов военного аэродрома «Веретье» в Псковской области. Они заминировали три боевых машины и взорвали две из них (третий заряд не сработал). В результате были потеряны два очень нужных фронту Ка-52.
На этом фоне логично было предположить, что удар по базам стратегической авиации тоже был организован силами украинских ДРГ (диверсионно-разведывательных групп). Тем более что ранее украинской разведке уже удалось провезти мимо доблестных таможенников (ревниво задерживающих на границе бронеплиты для бронежилетов, тепловизоры, рации и прочие товары «двойного назначения», которые как воздух необходимы нашим бойцам на фронте) грузовик со взрывчаткой. Ну а если через границу проходит фура с бомбой, специально созданная для разрушения моста, то провезти через неё же партию небольших беспилотников ещё проще.
Однако к вечеру понедельника Минобороны выступило с официальным комментарием по поводу произошедшего. В ведомстве уточнили, что удар наносился реактивными беспилотниками советской разработки. Дроны были сбиты средствами аэродромных ПВО, но их обломки повредили стоявшие на земле самолёты. В результате инцидентов погибли трое военнослужащих, ещё четверо получили ранения.
Также в Минобороны заявили, что в результате удара повреждена обшивка двух самолётов. Какие именно самолёты пострадали и на каком из атакованных аэродромов они находились, в ведомстве уточнять не стали.
Советские беспилотники
Что ж: враг в очередной раз сумел нас удивить, притом не только общественность, но и военных. При пуске с территории Украины беспилотники должны были пролететь от 600 до 700 км (в зависимости от точки пуска), пройти над насыщенными средствами ПВО приграничными областями и сотни километров уже над российской территорией.
О каких машинах идёт речь? Скорее всего, в качестве дронов-камикадзе украинцы применили советские разведывательные машины Ту-141 «Стриж».
Ранее ВСУ уже несколько раз пытались приспособить эти аппараты к делу. 11 марта на окраине столицы Хорватии – Загреба – упал украинский беспилотник. Машина, скорее всего, была пущена в сторону России, но сбилась с курса, пролетела над Венгрией и Хорватией и рухнула только после того как в её баках кончилось топливо. Изучение обломков показало, что это – Ту-141 «Стриж», который украинцы оснастили 120-килограммовой бомбой.
В тот же день обломки двух «Стрижей» обнаружили и в Крыму, в районе города Красноперекопска.
Вероятнее всего, мартовские пуски показали, что само советское железо рабочее, но систему управления и навигации необходимо дорабатывать. Чем украинские инженеры всё это время и занимались.
На что способны советские «Стрижи»
По сути, это небольшие реактивные самолёты, предназначенные для ведения разведки в тылу противника на удалении в несколько сотен километров. «Стриж» состоял на вооружении советской армии с конца 1979-го по 1989 год. Машина имеет дальность полёта до 1000 км при массе в 5,3 тонны и крейсерской скорости полёта 1000 км/ч. Запускается «Стриж» с помощью порохового ускорителя с направляющей фермы, установленной на прицеп грузовика, то есть для старта ему не нужна взлётная полоса.
Производились «Стрижи» Харьковским заводом и состояли на вооружении в подразделениях, развёрнутых на западных границах СССР. Всего их было произведено 152 штуки, так что в настоящее время в распоряжении ВСУ могут находиться несколько десятков боеспособных аппаратов.
Оснащение этих машин современными средствами управления и наведения делает их трудной мишенью для наших ПВО. Низкий профиль полёта затрудняет обнаружение (хоть машины и созданы без малейшего намека на стелс-технолигии), а большая масса и почти сверхзвуковая скорость позволяют «Стрижу» нанести ущерб цели даже после поражения средствами ПВО.
Maxar уполномочен заявить
Примечательно, что 1 декабря американские компании Maxar Technologies и Planet Labs, продающие услуги спутникового наблюдения, сообщили, что на российской авиабазе «Энгельс-2» наблюдается необычно высокая концентрация самолётов стратегической авиации.
На опубликованных ими снимках от 28 ноября были видны два десятка стоящих крылом к крылу Ту-95 и Ту-160. Аналитики тут же сообщили, что эти силы собраны для нанесения ракетного удара по Украине беспрецедентного масштаба. При этом никто не воспринял эту новость как свидетельство ещё одной уязвимости наших воздушно-космических сил, а именно скученности базирования очень дорогих и немногочисленных машин.
По сути, ВКС России крупно повезло. На вооружении у нашей авиации имеется всего 44 Ту-95МС и 20 Ту-95МСМ; итого – 64 самолёта обоих типов. И всего 17 самолётов Ту-160. Последние столь дороги и сложны в производстве, что у каждого из них, как у кораблей, есть своё имя.
При этом Ту-160, при нормальном взлётном весе 267 тонн, перед вылетом принимает в баки 148 тонн топлива. Нетрудно догадаться, во что мог превратиться аэродром при поражении заправленного и готового к взлёту «стратега».
Украинский же удар наносился за несколько часов до вылета наших ракетоносцев и, очевидно, преследовал целью срыв массированного ракетного пуска по объектам украинской энергетической инфраструктуры.
В общем – везение, конечно, везением, но на самом деле удар по авиабазе стратегических ракетоносцев – это покушение на стратегические силы ядерного сдерживания. То есть инцидент, по всем писаным и неписаным правилам достаточный для объявления войны и применения этих самых сил, то есть ядерных боеприпасов. И, что самое главное, – отсутствие реакции на эту выходку будет однозначным сигналом для США, что «этих можно». Если Россия не отвечает железом и кровью на покушение на её ядерный щит, то её можно бить в любой удобной ситуации.
Например, на днях сообщалось, что Москва собрала «теневой флот» из 103 танкеров, с помощью которого намерена обойти западные санкции на экспорт нашей нефти. Прекрасный план, но только при одном условии: если эти танкеры никто не утопит и не сожжёт.
Россия уже много лет вкладывает огромные суммы в развитие Северного морского пути; на верфях строится целая серия огромных атомных ледоколов, которые способны обеспечить круглогодичную навигацию по этому пути. И они обеспечат, если их не пустят ко дну американские «Сивулфы» и «Вирджинии».
Что делать?
Решить проблему уязвимости военных аэродромов можно только комплексными мерами, пояснил Царьграду заслуженный лётчик России, генерал-майор в отставке Владимир Попов.
Проблема захода на территорию аэродромов вражеских ДРГ решается за счёт оборудования нормального периметра безопасности: натягивания двух-трёх рядов колючей проволоки, установкой за ними металлической сетки под током, размещением сигнальных мин. Периметр круглосуточно должен находиться под наблюдением, уточнил Попов. В советское время эта задача решалась за счёт вышек наблюдения, сейчас их могут заменить камеры и датчики движения.
Стационарные позиции должны быть дополнены вооружёнными патрулями за внешним периметром. Их выдвижение затруднит противнику подготовку и проведение обстрелов. Обязательно должны быть на территории аэродромов и прикормленные собаки крупных размеров, уточнил наш собеседник. Животные исключительно эффективны при обнаружении и задержании чужаков.
Хорошего мнения генерал-майор о бетонных укрытиях, способных спасти самолёты от поражения осколками боеприпасов и пламени. Создать защитные сооружения для стратегической авиации очень сложно, а вот для оперативно-тактической – вполне реально. Более того, в СССР были типовые решения для этой задачи. Например, арочные укрытия типа 2А/13, собиравшиеся из бетонных плит и обсыпавшиеся снаружи толстым слоем грунта. Вход закрывался раздвижными стальными воротами, в торцевой стенке делалось отверстие газохода, позволявшее запускать двигатель самолёта прямо в ангаре. На некоторых аэродромах укрытия были подключены к системе подачи топлива.
Находясь в таком укрытии, самолёт мог пережить даже близкий взрыв ядерного боеприпаса, а для его уничтожения противнику требовалось нанести удар бетонобойной бомбой прямо по холму. Сейчас нужды в столь сложных и дорогих укрытиях, наверное, нет, но даже простые бетонные колпаки могут радикальным образом снизить уязвимость наших самолётов в местах базирования. Особенно при попытках поразить их маломощными боеприпасами, такими, как дроны-камикадзе Switchblade и миномёты.
Современные самолёты существенно крупнее тех, для которых строились эти укрытия. Однако нет ничего сложного в том, чтобы сделать бетонные плиты большего размера. Нужно только осознание проблемы и готовность её решать не на уровне лозунгов.
Противовоздушное прикрытие аэродромов, по словам Попова, нужно обеспечивать созданием эшелонированной системы ПВО, основными элементами которой должны стать модернизированные комплексы «Бук-M3» и ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С».
Особенно полезными для прикрытия аэродромов от «Стрижей» и прочих низколетящих целей будут пушечные комплексы «Шилка». Они специально создавались для заземления сверхзвуковых низковысотных целей. Четыре 23-мм ствола, обеспечивающих суммарную скорострельность системы в 3400 снарядов в минуту, позволяют машине буквально распиливать свои цели. «Шилки» имеют лёгкую броню, поэтому могут использоваться при обороне аэродрома от наземных групп противника.
Уникальная машина. Она могла работать качественно и по воздушным целям, и по земле. Вот приехала машина и начала пускать ПЗРК по нашим самолётам; «Шилка» вышла, дала очередь, и всё готово,
– рассказал Попов в разговоре с обозревателем Царьграда.
Говоря о перспективных системах, нужно обратить внимание на С-350 «Витязь», отметил эксперт. Это модификация С-300, специально приспособленная для уничтожения целых роёв беспилотников.
По уму, надо делать именно систему ПВО и не экономить на ней, как мы до сих пор пытались. Я бы объединил системы ПВО ближайших к границе областей: Смоленской, Курской, Белгородской, Воронежской, Краснодара. И подключил ещё Черноморский флот, чтобы они тоже дежурили в этой системе и обеспечивали контроль воздушного пространства. Мы можем это сделать,
– резюмировал эксперт.
Впрочем, одними наземными средствами безопасность аэродромов не обеспечить. Прежде всего потому, что «Стрижи» изначально конструировались так, чтобы они могли совершать низковысотный полёт.
Он мог лететь с переменным профилем: после взлёта набирал высоту, чтобы идти до линии фронта в разреженных слоях атмосферы, экономя топливо, потом нырял под «лепесток» обзора радиолокационных станций и мог свободно лететь на высотах от 50 до 150 метров,
– рассказал Попов.
Из-за этого локаторы наземных комплексов ПВО просто не видят беспилотник, несмотря на его немаленькие размеры и скорость. Решить эту проблему можно за счёт патрулирования воздушного пространства самолётами дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50 и А-100.
Хотя бы те, которые есть сейчас, надо использовать больше. На полную катушку. Да, это дорогое удовольствие, – сразу скажут люди, которые занимаются военной экономикой. Скажут: это большие расходы. Ресурс у машин вырабатывается, нужны дополнительные экипажи. Ну а что делать? А вы как собрались воевать?! Чтобы в нашей противовоздушной обороне были дыры, как в хорошем австрийском сыре? Нет, не надо,
– резюмировал эксперт.
Также генерал-майор в отставке подтвердил обозревателю Царьграда принципиальную возможность базирования стратегических ракетоносцев на гражданских аэродромах. Однако, по его словам, это, скорее всего, будет связано с финансовыми претензиями Росавиации, которая является отдельным ведомством с собственными интересами. В СССР эта проблема изначально решалась за счёт теснейшего сотрудничества военного ведомства и гражданской авиации, что выражалось в том числе и в совместной эксплуатации многих объектов.
Неутешительные выводы
Десять месяцев спецоперации показали, что наши ВКС не готовы к полномасштабной войне. Нашей авиации так и не удалось подавить вражескую ПВО; из-за этого нет возможности оказывать воздушную поддержку войскам в режиме реального времени, нет постоянного, вгоняющего врага в депрессию прессинга с воздуха. Авиация бьёт по заранее разведанным целям, что позволяет минимум части из них уйти. Да ещё и на собственной территории наши самолёты оказались в опасности.
Подрыв вертолётов диверсантами показал, что гражданские аэропорты сейчас охраняются лучше, чем военные. И это – в условиях фактически полномасштабной войны.
История не знает примеров войн, которые целиком и полностью развивались бы по заранее составленному плану. Зато убедительно свидетельствует, что в военных конфликтах побеждает не та сторона, у которой больше танков, солдат и самолётов, а та, что гибче и оперативнее реагирует на новые угрозы. Эффективнее решает собственные проблемы и лучше пользуется промахами врага.
Командованию ВКС, Генштабу и Министерству обороны пора осознать, что «военная спецоперация» – это просто политически целесообразная дефиниция. В реальности же – страна воюет, и более того – раз за разом пропускает тяжёлые удары. Пора это прекращать. На войне нужно воевать; в противном случае можно проиграть объективно более слабому и менее технологичному врагу.
Свежие комментарии