Сначала о другой дате. 314 лет назад, 13 ноября 1708 года, выполняя приказ Петра Алексеевича, российские войска под командованием Меньшикова уничтожили главный «центр принятия решений» — ставку гетмана-изменника Ивана Мазепы. Был дотла сожжен городок Батурин, личная мазепинская резиденция в двухстах верстах от Киева.
На рубеже XVIII века древний Киев оставался большим селом, известным разве что Лаврой и бурсаками Киево-Могилянской академии. Вместо Крещатика расстилалось бескрайнее Козье болото. Настоящей столицей малороссийской Гетманщины считался Батурин. Именно там располагалась штаб-квартира «Войска Запорожского обеих сторон Днепра гетмана», находившегося под протекторатом Русского царства.
Это сюда стекались сподвижники Мазепы. Здесь квартировали гетманские любимцы — наемники-«сердюки». В батуринских подвалах лежали огромные военные запасы и казна. На городских стенах стояла мощная артиллерия.
Верность после резни
Страна уже восемь лет вела Северную войну. Все средства забирала армия, рекрутские наборы объявлялись один за другим. Дошло до того, что великорусским губерниям запретили возводить каменные здания. И все это время Петр продолжал непоколебимо верить Мазепе. Потому украинцев не брали в солдаты, а храмы и богатые палаты украинский гетман мог строить, какие захочешь.
Когда осенью 1708-го Мазепа присоединился к вторгнувшемуся в русские пределы Карлу XII, у Петра случился сильнейший психологический шок. Однако двух недель хватило, чтобы царь принял стратегическое решение — и корпус князя Меньшикова ускоренным маршем двинулся на Батурин. Штурм крепости продолжался два часа, после чего началась жестокая расправа.
По версии отечественных историков, основной задачей было не допустить захват батуринского замка шведами. Потому ввиду приближающегося неприятеля крепостные укрепления и собранные там припасы сожгли, пушки вывезли, сердюков уничтожили поголовно. В общем, казням подверглась лишь часть гарнизона. Как следует из поздних писем самого Петра I, страшная участь постигла «заводчиков», то есть зачинщиков бунта. Зато, к примеру, казаки прилуцкого полковника Ивана Носа сразу перешли на сторону царских полков.
Совершенно по-другому трактует эти события современная Украина. Здесь в ходу термин «беспощадная батуринская резня». Утверждается, что общее количество жертв составляет 15 тысяч человек. Процитируем киевские школьные учебники истории: «Московиты полностью разрушили гетманскую столицу, вырезав всех жителей, даже женщин и младенцев». «Казаков распяли на крестах, которые были установлены на плотах, и пустили вниз по реке Сейм». «От города не осталось и кусочка, ни один житель не спасся в устроенном московскими пришельцами аду…»
Сейчас не установить, кто прав в споре. Действительно ли вместе с мазепинской элитой было вырезано мирное население Батурина. Или оно разбежалось по окрестностям, как вынужден признать один из самых известных историков-украинофилов Александр Лазаревский.
Важно другое. Факт, что три столетия назад буквально вся Малороссия моментально и предельно конкретно поняла — каждый, кто изменит Государству Российскому, станет мертвым. Без вариантов, без исключений. И уже через считанные дни после жесточайшего батуринского урока украинские казаки почти единогласно выбрали гетмана, преданного Москве. С отверженным Мазепой осталась жалкая горстка упрямцев.
Булаву получил шестидесятилетний полковник Иван Скоропадский, тут же развернувший против Карла широкомасштабную партизанскую войну. Вместе с новым гетманом на верность царю Петру присягнуло абсолютное большинство военной и административной верхушки. В итоге многочисленные отряды Скоропадского реально и с большим успехом резали шведов. Причем восемь месяцев подряд, вплоть до Полтавской битвы.
Сердца, смазанные керосином
А теперь о делах наших нынешних. Есть специальный Указ президента РФ № 609 о праздновании в 2022 году 350-летнего юбилея со дня рождения Петра I. Федеральное правительство приняло многостраничный план с несколькими сотнями праздничных мероприятий. Кстати, план успешно выполнен. Например, в Питере реставрировали «Медного всадника». 22 региона страны реализовали просветительский проект «Петровские времена». Это цикл мероприятий в сети мультимедийных парков «Россия — Моя история». Московский парк на ВДНХ стал главной площадкой июньского международного форума «История для будущего. Образ Петра».
На форум прибыл Владимир Путин. Лидер страны говорил, что Петр Великий как нельзя актуален. Далее долго обсуждали преобразования царя-реформатора в госуправлении, экономике, науке культуре, образовании. И ни слова о победном петровском опыте на театре военных действий, практически повторяющем сегодняшнюю СВО.
Тем временем общество задает вопросы. Почему не случился ожидаемый коллапс системы государственной власти Украины? Как вышло, что вроде бы колеблющиеся самостийные политики, чиновники и силовики напрочь отказались переходить на нашу сторону?
Официальные пояснения не убеждают. Похоже, не там ищем. Давайте вспомним настоящего знатока украинского характера. Речь об уроженце Харьковской губернии, выдающемся педагоге Антоне Макаренко. Характерный момент из его замечательной книжки «Педагогическая поэма». Сразу после Гражданской войны Макаренко начал заведовать колонией для малолетних правонарушителей под Полтавой. Через семь лет вместе с воспитанниками перешел в харьковскую коммуну им. Дзержинского
Антон Семенович рассказывает, насколько тяжело старшие ребята расставались с любимыми полтавскими девчатами. Для многих русских пацанов это было настоящей личной драмой. Совсем иначе отреагировали юные полтавчанки:
«Они бестрепетно выкрутили из своих сердец моих мальчишек, смазали резьбу керосином, и вкрутили туда сельских Васылей, Микол, Петрусей…»
Да, украинский народ певуч, но вместе с тем предельно прагматичен. Шутки про сало на самом деле есть воплощение национального генокода. Их иконы в ярких понятных картинках, словно казацкий комикс, где вместо ликов святых портреты атаманов. Трагическая глубина московских, тем более северных образов тут и близко не воспринимается.
Уже первые недели военной спецоперации дали украинскому этносу четкое понимание — сложилась невероятная ситуация, при которой россиян можно убивать. Весело и чуть ли не безнаказанно. Кто же при таких раскладах перейдет на сторону России? Нема дурных.
Тем более, для большинства повседневные потери ВСУ абстрактны и никак не меняют сути. Зато есть знаковые, стратегические символы «перемоги над орками» — Киевщина, Чернигов, Сумы, Харьковская область. Теперь Херсон.
Порох Карла это «Хаймарсы» Зеленского
Когда общаешься с людьми по ту сторону фронта, оказывается, многие были глубоко убеждены, что Кремль сразу обрушит на Украину «страшную мощь». Смешает с землей пресловутые «центры принятия решений» на берегах Днепра. Если угодно, устроит новый Батурин, разом покончив со ставкой новоявленных мазеп. Ну а тогда вполне логично присягнуть Путину.
Ничего подобного не произошло. Точно так же мы позабыли второй воинский урок Петра Алексеевича. Месяц за месяцем никак не препятствуем завозу на Украину западного оружия. Стратегическая ошибка или историческая слепота? Еще до батуринской операции Петр с Меньшиковым ринулись в судьбоносную битву при Лесной, чтобы лишить противника значительной части боезапаса. По словам российского самодержца, эта победа стала «матерью Полтавской баталии».
Земли Речи Посполитой, Могилев, деревня Лесная. Октябрь 1708 года, корпус генерала Адама Левенгаупта с огромным обозом оружия и амуниции прорывается к основной армии шведов. У королевских солдат заканчиваются боеприпасы. Лучшей в Европе пехоте, неукротимым каролинерам — нечем стрелять.
Отборный 16-тысячный корпус Левенгаупта должен подвести порох и пули. Тогда Карла XII ничто не остановит. У Петра семь тысяч драгун и меньше пяти тысяч гренадеров. Но это гвардейцы.
Белорусский рейд возглавили сам Петр и светлейший князь Александр Данилович. Шли на смерть, другого выхода не видели. Долгий и яростный рукопашный бой, царь и Меньшиков лично поднимают полки, ведут в штыки. Кровавую схватку остановила неожиданная метель, однако русские добились своего. Победителям достался громадный обоз из семи тысяч телег, пушки, припасы, знамена. Единственное, враг успел утопить в реке пороховые бочки.
До того, как к Полтаве подошли наши войска, три месяца подряд город осаждали 35 тысяч шведов. Местный гарнизон — 4 тысячи солдат под командованием коменданта Алексея Келинга и еще меньше вооруженных горожан. Как удалось выстоять? Есть полтавский апокриф про женщину-защитницу, бросившую со стены дохлого кота прямо в шведского короля. На самом деле, Карл меткий стрелок и легко убил бы эту бабу. Только вот пистолет давно был разряжен.
На поле генерального Полтавского сражения русские выставили против шведов вдвое больше регулярных войск и втрое больше орудий. Хотя все равно судьба битвы несколько раз висела на волоске. Прорван левый флаг, Петру пришлось возглавить контратаку. Шведская линия сломалась, когда у них почти не стало зарядов.
Петровская Россия сумела добиться того, чтобы самое сильное европейское войско поразил «снарядный голод».
Порох для Карла XII означал то же самое, что сегодняшние «Хаймарсы» для Зеленского. Доставленные без проблем, убивающие ежедневно. «HIMARS скоро будет стрелять из Херсона по Крыму», — констатировал экс-командующий армией США в Европе Фредерик Бенджамин Ходжес.
— Подступы к полуострову в пределах досягаемости. Это ослабит российскую оборону, в то время как «левое крыло» украинского контрнаступления к январю возьмет Мариуполь и Мелитополь. Затем начнется решающий этап кампании по освобождению Крыма, — заявляет американский генерал-лейтенант.
…Еще одна характерная подробность о «кровавой батуринской резне». Через полтора месяца после тотального уничтожения резиденции Мазепы законный гетман Иван Скоропадский выдал универсал, разрешавший вполне себе живым жителям Батурина вновь селиться на старых местах.
Свежие комментарии