После Русской весны 2014 года многие поняли: однополярному миру с безусловной гегемонией США пришёл конец. А 24 февраля прошлого года это дошло даже до самых тугих на голову. Россия вновь заявила о себе как о сверхдержаве и подкрепляет серьёзность своего заявления тем, что перемалывает на территории бывшей УССР военно-техническую мощь всего «цивилизованного мира».
А что после этого?В Обществе «Царьград» подготовили стратегию «Россия 2050. Образ будущего». Это, собственно, и есть путь успеха для нашей страны – чёткий, ясный, детальный. В разработке стратегии приняли участие основатель Общества Константин Малофеев, экономист Сергей Глазьев, философ Александр Дугин, а также многие другие эксперты самого разного профиля. Документ охватывает все важнейшие направления жизни страны – демографию, внутреннюю и внешнюю политику, экономику, пространственное развитие, образование, культуру, здравоохранение.
Мы будем рассказывать вам о стратегии «русского прорыва» постепенно. А начнём, пожалуй, с самого главного, без чего теряет смысл всё остальное: как сохранить русский народ. Причём в буквальном смысле.
Исходная точка
Ситуацию чётко и ёмко обрисовал президент России Владимир Путин ещё в 2012 году:
На нашей территории сосредоточено порядка 40% мировых природных богатств. А население – это лишь 2% от жителей Земли. Смысл сложившейся ситуации очевиден. Не реализовав масштабный, долгосрочный проект демографического развития, наращивания человеческого потенциала, освоения своих территорий, мы рискуем превратиться в глобальном смысле в «пустое пространство», судьба которого будет решаться не нами.
Глава государства обозначил картину рамочно. Весь ужас положения раскрывается, если обратиться к цифрам.
«В 2021 году естественная убыль населения впервые в истории современной России достигла 1,04 млн человек, что более чем в три раза выше аналогичного показателя за 2019 год. В целом по стране в 2020 году число умерших превысило число родившихся почти в полтора раза. Ситуацию осложняют последствия катастрофического спада рождаемости конца 1980-х – начала 1990-х годов (т. н. «демографическая яма 90-х»). В ближайшие годы численность женщин в активном репродуктивном возрасте 20–29 лет, на которые приходится почти 2/3 рождений, сократится почти вдвое, что неминуемо приведёт к значительному сокращению числа рождений», – говорится в стратегии.
По мнению авторов документа, текущая ситуация и вызовы, с которыми столкнулась наша страна, требуют кардинального пересмотра демографической политики государства.
России нужен устойчивый естественный прирост населения в ближайшие 30 лет, обеспечивающий к 2050 году общую численность населения (с учётом негативных последствий «демографической ямы 90-х») на уровне не менее 180 млн человек,
– так видят задачу авторы стратегии «русского прорыва».
А как у них?
Чтобы реализовать намеченное, России, в общем-то, не нужно изобретать велосипед. Достаточно взять и творчески переработать уже имеющийся опыт других стран.
Один из достойных примеров – «беби-бум» в США в 40–60 годах прошлого века. Если в 30-х годах прирост населения в стране не превышал 7 процентов, то в 40-е годы он равнялся уже 15 процентам, а в 50-е – 20 процентов. В период с 1946 по 1964 год в Соединённых Штатах появились на свет 78,3 миллиона детей. Пик рождаемости пришёлся на 1957 год – тогда родились 4 миллиона малышей. Совокупный коэффициент рождаемости составлял 3,10–3,65 родов на одну женщину. То есть в среднем американка фертильного возраста имела не менее трёх детей, а многие и более.
Очевидный успех государственной демографической политики!
По мнению авторов стратегии, он вызван двумя важными факторами. Первый: на 50–60-е годы XX века приходится массовый переезд американцев из городов в пригороды, в личные дома. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что большой дом располагает к большой семье: здесь для этого достаточно жизненного пространства. А скольких детей можно родить и воспитать в 35–40-метровой клетке в «человейнике»? Одного, максимум – двух.
Второй фактор – последовательная просемейная информационная политика. Прославлялись семейные ценности, ранние браки, статус домохозяйки поднялся на невероятную высоту.
Именно для них стали снимать сериалы – «мыльные оперы», в которых женщина неизменно выступала ухоженной и красиво одетой женой, матерью и хозяйкой. Такая жизненная модель стала ролевой для американских девушек. Средний возраст вступления в брак для американских женщин в эти годы снизился с 22 до 20 лет,
– говорится в стратегии.
Другой позитивный пример – Израиль, где совокупный коэффициент рождаемости составляет 3,09 ребенка на одну женщину (для сравнения: в России – 1,54). Темп прироста населения – 1,9 процента в год. В России же убыль населения составляет 0,3 процента в год; увеличение общего числа жителей страны за счёт возвращения в родную гавань территорий Новороссии никого не должен обманывать.
Здесь ситуация объясняется культивированием традиционных семейных и религиозных ценностей. В Израиле существует культ материнства и многодетности. Огромную роль, конечно же, играют доступное и качественное здравоохранение, хорошо развитая система дополнительного образования.
Образ будущего
На основе вышеизложенного авторы стратегии делают очевидный вывод:
К 2050 году опорой, а также основной единицей общества и государства является многодетная семья с тремя и более детьми. Задача создания условий для нормальной жизнедеятельности семьи является главным приоритетом всей государственной политики.
Как этого добиться? На законодательном уровне сбережение народа признано главной задачей стратегического развития России, закреплена подчинённость этой задаче всей внутренней и внешней политики государства. Соответственно, должна быть введена обязательная экспертиза нормативно-правовых актов на предмет их соответствия политике народосбережения. Работа чиновников оценивается по таким критериям, как демографическая ситуация, количество созданных рабочих мест, уровень дохода семьи после всех обязательных выплат.
Также семьи необходимо законодательно защитить от всяческих посягательств извне. Внесудебное изъятие детей из семьи должно быть категорически запрещено. Наконец, нужно закрепить презумпцию добросовестности родителей, пока обратное не доказано судом (есть случаи, когда дети изымаются сотрудниками органов опеки «по подозрению»). Да и вообще все случаи, когда государство вправе вмешаться в семейные дела, должны быть чётко определены соответствующим законом.
Что с того?
Мы не придём через 30 лет к ожидаемым результатам, если прямо сейчас не начнём восстанавливать доброе имя семьи – как в юридическом плане, так и в информационном поле. Давайте по-честному: на многодетные семьи у нас чаще всего показывают пальцем. А домохозяйка в понимании большинства – лентяйка или, того хуже, содержанка. Но уж точно не хранительница домашнего очага.
Необходимо дать молодёжи другие установки. Например, сформировать госзаказ на определённое (немаленькое!) число фильмов и сериалов, культивирующих семейные ценности. Хотя почему только фильмы? На эту цель должна работать вся машина государственной пропаганды. Важно создать принципиально иной образ успешного человека: им должен быть не одинокий герой-гедонист в свободных отношениях, а заботливый и попечительный муж, его красавица-жена – берегиня и душа всей семьи.
Также важно объяснить молодым людям, что счастье без детей невозможно, а жить «для себя» до 40 лет попросту скучно. Да, предстоит сделать переворот в общественном сознании. Но пока этого не произойдёт – все усилия государства на демографической ниве будут тщетными.
Свежие комментарии