Президент России Владимир Путин всегда выступает на Валдайском форуме более раскрепощённо, чем на встречах с журналистами в Кремле. В этот раз при общении с прессой русский президент показал, что умеет играть не только на рояле, но и на нервах западных политиков.
Всеобъемлющий анализ
Речь президента Путина на пленарном заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» в значительной степени была посвящена непреходящему значению традиционных ценностей, которые попираются Соединёнными Штатами и их союзниками и которые Россия намерена защищать, как основу самой жизни и своего суверенитета.
В этой связи Путин отметил, что неолиберальная модель мира «по-американски» переживает «не системный, а даже доктринальный кризис».Им просто нечего предложить миру, кроме сохранения своего доминирования,
– сказал он. Путин подчеркнул, что основой мировой цивилизации являются традиционные общества с их традиционными ценностями, которые, в отличие от неолиберальных, в каждой стране неповторимы. Запад имеет право на «десятки гендеров и гей-парады», но он не должен пытаться внедрять их у других, указал Путин.
Президент затронул и другие важнейшие вопросы современности, касающиеся, в частности, характера развития мировой финансовой структуры в условиях формирования многополярного мира и резкого падения доверия к американскому доллару как средству накопления и инструменту международных торгово-финансовых транзакций. Путин подчеркнул, что США используют доллар как оружие в борьбе за свои политические интересы.
Ещё раз для непонятливых
Однако, как часто случается в таких случаях, самое важное, вызывающее широкий мировой резонанс, Владимир Путин сказал в ходе ответов на вопросы зала. Есть несколько ключевых мыслей, формулировки которых Россия и мир ждали от Путина. И президент их высказал. Они касаются дальнейших планов страны в ходе её военной операции на Украине и опасности развязывания ядерной войны.
Очень примечательно, что Путин не стал комментировать вероятность ядерного конфликта, своим молчанием дав возможность собравшимся оценить опасность нынешней ситуации. Модератор заседания Фёдор Лукьянов обратил внимание на ядерную риторику, к которой прибегает Запад в последнее время. Он сказал, обращаясь к президенту:
Очень многие немножко занервничали, вспомнив ваше высказывание здесь же, на нашем мероприятии, четыре года назад, что мы все в рай попадём. Мы не торопимся же, правда?
И после паузы, выдержанной Путиным, продолжил:
Вот вы задумались – это уже настораживает как-то.
А я специально задумался, чтобы вы насторожились. Эффект достигнут,
– ответил Путин.
Одновременно Путин полностью развеял внедряемый Западом миф об «опасности применения Россией ядерного оружия». У России нет «ни политического, ни военного» смысла для ядерного удара по Украине, заявил Путин. Он посоветовал прочитать русскую военную доктрину, где описаны все случаи, при которых Россия применит ядерное оружие.
У нас есть военная доктрина, пусть её прочитают, соответствующие статьи этой доктрины, там написано, в каких случаях, по какому поводу, в связи с чем и каким образом Россия считает возможным применение оружия массового уничтожения в виде ядерного оружия для защиты своего суверенитета, территориальной целостности, для обеспечения безопасности российского народа,
– сказал глава государства.
По словам президента, «цель сегодняшней возни вокруг ядерных угроз и возможного применения ядерного оружия» очень примитивна и является давлением на всех участников международного общения, в том числе на нейтральные или дружественные для России страны.
Провокации с ядерным оружием, нагнетание самого тезиса о возможном применении ядерного оружия со стороны России используются именно для достижения этой цели – повлиять на наших друзей, на наших союзников, повлиять на нейтральные государства и сказать им: смотрите, кого вы поддерживаете, какая Россия страшная страна, не надо её больше поддерживать, не надо с ней сотрудничать, не надо у неё ничего закупать и ничего ей продавать,
– сказал президент.
Путин сообщил, что Россия прекрасно осведомлена о готовящейся Киевом провокации с «грязной бомбой». Он заявил, что лично дал указание министру обороны Сергею Шойгу проинформировать своих западных коллег об этой провокации.
Мы же неслучайно обнародовали данные спецслужб по поводу того, что готовят какой-то инцидент с так называемой грязной бомбой,
– отметил Путин.
«У нас есть план, но вам его не скажем»
Изюминкой пленарной сессии стал короткий обмен репликам между Путиным и ведущим пленарного заседания относительно того, что СВО на Украине, вероятно, пошла не по плану. Путин повторил, что основной целью специальной военной операции является помощь Донбассу. Однако он не стал раскрывать конкретные планы Генерального штаба.
Что конкретно планирует Генеральный штаб, это уже я знаю, конечно, но мне кажется, что это не тот случай, когда нужно в деталях об этом разговаривать,
– сказал президент, оставив интригу для множества комментариев и догадок, которые ещё наверняка будут высказаны.
Президент снял волнующий общественность страны вопрос о том, что наш противник на Украине был нами недооценён. Отвечая на соответствующий вопрос ведущего пленарное заседание, Путин сказал:
Дело в том, что мы видели, что происходит: восемь лет создавали укрепрайон на достаточно большую глубину в Донбассе. Мы прекрасно понимали, отдавали себе отчёт, что этот процесс-то будет продолжаться, и чем дальше, тем было бы для нас хуже, труднее, опаснее, и мы несли бы большие потери,
– отметил президент.
Развивая мысль о военной операции на Украине, президент России заявил о практически полном консенсусе в России по вопросу о необходимости борьбы с внешней угрозой.
Особенность сегодняшней России заключается в том, что по поводу борьбы с внешними угрозами у нас практически полный консенсус,
– сказал глава государства.
Быстрее молнии
Президент Путин ещё продолжал отвечать на вопросы зала, а реакция Вашингтона на его слова уже прилетела. Американцы смотрят в рот Путину и ловят каждое его слово. Правда, первый ответ Вашингтона был довольно невразумительным. Какое-то коровье мычание прозвучало от координатора по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джона Кирби.
Мы не считаем, что стратегические цели Путина изменились,
– сказал Кирби. А Путин и не говорил, что наши цели изменились.
Думается, шоком для лидеров Запада станет заявление Путина, что у «России очень много друзей в странах Европы и в США среди населения этих стран» и что, опираясь на них, Россия будет в дальнейшем строить свою политику. В воздухе повис незаданный вопрос: начнётся ли после этих слов Путина поиск «агентов Кремля» на Западе?
В целом выступление президента Путина убедило в том, что руководство России ясно понимает цели, стоящие перед страной, и располагает всеми необходимыми инструментами для их успешной реализации.
Свежие комментарии