В азербайджанском Баку проходит редкое по нынешним временам и оттого особенно значимое международное мероприятие – XV Веронский евразийский экономический форум. Да-да, такая вот занимательная география: ещё год назад постоянные участники собрались, как и привыкли, в итальянской Вероне, теперь же ситуация в корне изменилась.
И юбилейный форум было решено проводить в исторической колыбели мировой нефтедобычи.Азербайджанская Италия
Темой форума предсказуемо стало «Экономическое сотрудничество на евразийском пространстве в контексте новой глобальной реальности». Изменилось не только место проведения мероприятия, но и всё международное взаимодействие. И если точка зрения западного бизнеса в целом известна, то голос России ожидался с особым нетерпением. Голосом этим стал доклад главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина.
Это какие-то неправильные англичане
Продолжая мифологически-библейскую тематику, красной нитью проходившую через его выступление на Петербургском форуме, Сечин озаглавил свою речь на Специальной сессии «Новая реальность сырьевых и энергетических рынков» так: «Всемирный потоп на энергорынке. Второе похищение Европы». Перечислим основные тезисы этого яркого выступления.
«Зелёная энергетика» оказалась лишь красивым выражением – как только выросли цены и возникла перспектива высокой доходности, мировые мейджоры забыли про «зелёную трансформацию» и вернулись на сланцевые и шельфовые месторождения. Например, BP уже успела инвестировать в североморские месторождения Ворлих и Аллигин (не верьте уважаемым СМИ, которые по одной и той же шпаргалке болезненно называют его «аллиргином» – самая точная информация только в Царьграде).
Упомянув британскую компанию, Игорь Сечин просто не мог удержаться от комментария в их адрес, назвав «теневым акционером». Мы недавно посвятили манерному уходу британцев из России весёлую статью под красноречивым названием «В мире животных», а Игорь Иванович тут добавил красок:
Несмотря на яркие заявления Совета директоров BP от 27 февраля текущего года о принятом решении прекратить участие в акционерном капитале «Роснефти», это своё решение компания не выполнила. Пользуясь случаем, хочу уведомить наших друзей из BP, что полагающиеся им за второе полугодие 2021 года дивиденды в размере 700 млн долларов перечислены на открытые для них счета.
Правильные англичане уходят не прощаясь, а тут какие-то бракованные попались: прощаются, но никак не могут уйти.
Впрочем, не так уж они и нужны: хотя обещанного финансирования от BP не поступило, «Роснефть» всё равно точно в срок запустила проект Харампур, который позволит увеличить добычу компании на 11 млрд куб. м в год.
О Китае – для индийцев
Начав за британский упокой, Игорь Сечин перешёл к китайскому здравию – опять же, с фирменным сарказмом. Выразив уважение руководству КНР за спокойное и открытое высказывание позиции даже по самым острым вопросам типа тайваньского, он внезапно похвалил и президента Джо Байдена – за то, что тот подписал «закон о чипах», призванный вернуть производство микроэлектроники на американскую землю.
Можно предположить, что этот закон является путёвкой к возвращению Тайваня в родную гавань в намеченные сроки,
– сделал Сечин неожиданный вывод.
А Китай спокойно развивается по своим траекториям, не особо обращая внимание на попытки как-то ему помешать. И XX съезд Компартии подтвердил, что страна стабильна, надёжна, сюрпризов не будет, с ней можно и нужно работать.
Где ваши ценности?
В 1991 году советские люди повернулись лицом к общечеловеческим, а на деле западным ценностям. Сейчас эти ценности повернулись к людям совсем другой стороной.
Политика полностью уничтожила экономику. Посмотрите, что произошло с европейской газотранспортной системой – «Северным потоком». Никакого единого энергетического рынка больше нет. Нет никаких правил. Высокая волатильность, которая отмечалась всё последнее десятилетие, стала сегодня беспредельной.
Нет демократии, нет права, нет даже их видимости.
Как один из примеров «отсутствия правил» Сечин привёл так называемый «потолок цены на российскую нефть». Идея этого потолка, по словам главы «Роснефти», очень проста: отмена суверенных прав стран на собственные ресурсы, потому что «правильным» странам, у которых ресурсов не хватает, они нужны больше, чем «неправильным».
Отменён базовый принцип неприкосновенности частной собственности – доказательством тому неправовое изъятие активов у назначенных подсанкционных компаний и целых стран.
Отменена независимость судов: циркулярные письма Белого дома и Еврокомиссии без изменения воспроизводятся в виде судебных решений. Более того: лица, внесённые в санкционные списки, лишены права на защиту с помощью адвокатов.
Кислые плоды зелёной ошибки
Понятно, что энергоресурсы, кровь экономики, в этих условиях также испытывают колоссальную турбулентность. Но причина тому не только санкции, подчеркнул Сечин, но и многолетнее недоинвестирование в отрасль из-за «безответственной и авантюристической политики ускоренного зелёного перехода». Огромные инвестиции в возобновляемую энергетику, размер которых за последние 7 лет превысил 2,6 триллиона долларов, не принесли результата: доля возобновляемых источников в мировом энергопотреблении за этот же период выросла лишь на три процентных пункта.
Вскрылись также недостатки крайне узкого планирования в западной «нефтянке»: в отрасли, где инвестиции окупаются зачастую через десятки лет, Белый дом мыслит максимум пятью годами, а прямо сейчас его горизонт сузился до двух недель перед выборами в Конгресс.
Результат очевиден: мировой дефицит энергии все ближайшие годы будет только нарастать. JP Morgan предсказывает семикратный рост дефицита к 2030 году, напомнил Сечин. И мы зададим вытекающий из этого вопрос: сколько тогда будет стоить нефть – 200, 300 долларов за баррель? Да и в долларах ли будет номинироваться базовая цена?
Независимая Европа? Нет, не слышали
До такой степени «раскачивать лодку» бессменный глава «Роснефти», впрочем, не стал и перешёл к раскрытию смысла названия своей речи. Европы – что целиком, что по странам – как субъекта международной политики больше не существует. Её, по древнегреческой мифологии, «похитили», а по экономической реальности просто убили Соединённые Штаты. Не имеющая права высказать своё мнение Европа – всего лишь заложница большой политики мировых гегемонов. Она будет мёрзнуть, будет терять предприятия, будет принимать беженцев так долго и в таких масштабах, в каких решит Вашингтон.
Отказ Европы от российских поставок энергоносителей ставит под угрозу от 6,5 до 11,5% европейского ВВП и около 16 миллионов рабочих мест.
А вслед за этим неизбежно наступит новый исторический этап, он будет связан с развитием трансграничных коридоров, реализацией крупных инфраструктурных и промышленных совместных проектов, повышением роли регионов в мировой экономике. Евразия – в том числе её запад – станет новой зоной роста. Ибо «заканчивается тот ресурс, который США получили в прошлом веке как эмитент мировой валюты, возможность влиять на миллиарды населения Земли за счёт контроля над глобальной Сетью».
Но пока что рост наблюдается в основном на востоке континента. Страны ЕАЭС, ШОС, БРИКС работают над укреплением своей независимости от доллара, над созданием собственных клиринговых расчётов, торговлей в национальных валютах. Здесь Игорь Сечин мягко (ремарка Царьграда – слишком мягко!) «пнул» Центробанк России, пожелав ему «большей активности в этом насущном вопросе».
Ковчег ожидает пассажиров
Вырезать Россию из мирового разделения труда всё равно не получится, подчеркнул Сечин. Масштабы и роль российской экономики в мировом разделении труда традиционно недооценивались Западом. 2% мирового ВВП – это миф. Если считать не по курсу, а по паритету покупательной способности, то это уже 4-5%. Да и основа западного ВВП – это услуги, «полезная вещь, но не в том случае, когда у вас нет энергоресурсов и продовольствия».
Да, на энергетическом рынке Всемирный потоп, но ковчег никуда не делся, он не утонет. Таймырский проект «Восток Ойл» – вот спасение, вот будущее мировой энергетики. Уже в 2021 году российский экспорт нефти в Китай и Индию превысил 80 млн т в 2021 году, а выход на реализацию «Восток Ойла» позволит обеспечить любые растущие потребности рынков Юго-Восточной Азии, Индии и Китая.
Именно «Восток Ойл» обеспечит долгосрочную стабильность рынка нефти и сократит волатильность цен, предотвращая не выгодные никому взлёты стоимости энергоресурсов,
– пообещал Сечин. Но мы-то знаем, что стоимость русских ресурсов прямо зависит от отношения покупателя к России. Так что Штатам и покорённой ими Европе не стоит рассчитывать на отсутствие «взлётов стоимости».