По сообщению The Guardian, Евросоюз отказался от идеи ограничить цены на российский газ. Такой была реакция на предостережение В. Путина в ответ на угрозу ЕС ввести потолок цен на российское сырье.
«Ни газ не будем поставлять, ни нефть, ни уголь, ни топочный мазут — ничего не будем поставлять… Те, кто нам что-то навязывает, не в том положении находятся сегодня, чтобы диктовать нам свою волю. Пусть одумаются»,
— заявил российский лидер во время выступления на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) 7 сентября с. г.
Путин также подчеркнул, что при реализации желания европейских стран ограничить цены на поставляемые Россией нефть и газ цены на сырье повысятся.
Заявление Путина стало для Европы холодным душем. В этот же день на него отреагировали все ведущие западные СМИ. В частности, газета Financial Times спрогнозировала, что падение объема поставок энергоресурса из России может привести к «безумию» и на нефтяных рынках. И может усугубить энергетический кризис во всем мире.
Собственно, никто и не сомневался, что инициатива ограничить стоимость российского газа и нефти исходит от Соединенных Штатов. Но вот 2 сентября пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер сама подтвердила, что США с союзниками попробуют в ближайшие недели определить ограничение стоимости российской нефти.
Тогда же стало известно, что главы министерств финансов стран G7 договорились ввести потолок цен на российскую нефть. Однако консультации европейцев с основными производителями нефти показали, что мало кто (а практически никто) готов принять подобное предложение ЕС.
Но Европа, прямо во Высоцкому: «если я чего решил, то выпью обязательно» — пока не отказалась от идеи самостоятельно влиять на топливные цены вопреки рынку и контрактам. Эксперты рекомендовали Евросоюзу выступить как единый покупатель, диктующий свою предельную цену на трубопроводный газ. Был придуман и ценовой порог около 1 тыс. долл. за 1 тыс. кубометров. А это прямо по анекдоту — «съесть-то он съест, да кто же ему даст!»
Для этого избрали новый путь — устанавливать потолок цен на весь импортируемый ЕС газ, а не только на российский. Инициатором такого предложения выступили Италия, Польша, Греция, Бельгия и Словения. Еврокомиссия намерена рассмотреть этот вариант до октября. За это время планируют провести консультации с азиатскими потребителями. Главное, ЕС должен будет уговорить Индию и Китай. Без чего данное предложение не имеет смысла. Трудно предположить, чтобы Китай или Индия пошли на это, но использовать европейскую инициативу для снижения цен на российский газ, вероятнее всего, захотят. В этом не приходится сомневаться, поскольку и Китай, и Индия являются для нас весьма трудными переговорщиками и не упустят случая использовать складывающуюся для нас непростую ситуацию в своих интересах. Только мы сами наперед установили для этих стран очень выгодную цену на энергоносители. Но при этом, разумеется, не остались в накладе с учетом существующих в мире высоких рыночных цен.
Между тем «Газпром» и CNPC подписали соглашения о переводе расчетов за поставки газа в Китай в национальных валютах.
«Подписаны дополнительные соглашения к долгосрочному договору купли-продажи газа по восточному маршруту — газопроводу «Сила Сибири». В частности, зафиксирован переход на осуществление расчетов за поставки газа в Китай в национальных валютах стран — рублях и юанях»,
— говорится в заявлении «Газпрома», опубликованном в Telegram.
Для реализации идеи об установлении единого потолка на газ европейцам придется как-то договариваться и с Норвегией — вторым по значимости поставщиком газа в Европу.
Попытки «по-хорошему» договориться с ней о том, чтобы добровольно снизить цену на поставляемый в Европу газ ни к чему не привели. Норвежцы уже привыкли к сверхприбылям от газа, и надо сказать, что его стоимость выше, чем на российский газ. ЕС в данном случае доплачивает за «молекулы свободы» и за мнимую уверенность, что Норвегия не сократит поставки газа в Европу, даже если СПГ в Азии будет стоить намного дороже. Наивные люди! Американцы, не задумываясь, перенаправляли свои танкеры с газом для Европы в Азию, когда цены там были выше европейских. Неужели с норвежцами будет по-другому? Куда там! Вот что они ответили на просьбы добровольно снизить цены на газ. «Норвегия не будет просить свои энергетические компании заключать подобные контракты ради снижения растущих расходов для европейских потребителей», — объявил тогда норвежский министр нефти и энергетики Терье Аасланд.
«Европейские покупатели пытаются перевернуть рынок энергоресурсов из олигополии в олигопсонию, то есть в такой рынок, на котором все условия определяли бы несколько покупателей, диктуя продавцу и цену, и объем поставок,
— пояснил доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Александр Тимофеев.
Но олигопсония в данном случае локальная. И это однозначно взвинтит цены на рынках».
В таком случае ЕС надо готовить сразу потолки цен и на другие энергоресурсы (уголь, дизель и даже дрова).
Да и остальные поставщики сжиженного природного газа в сценарии с ценовым потолком на газ точно развернутся прочь от Европы в сторону Азии, как уже продемонстрировали американцы. И это лишь ускорит и без того жесткий кризис ЕС в сфере энергетики, промышленности и коммунальной сферы.
«Предлагаемая G7 инициатива по установке лимита цен говорит о том, что группа стран без какой-либо веской на то причины может ограничить цену для любого товара в мире или попытаться это сделать»,
— заявил «Известиям» первый заместитель министра энергетики России Павел Сорокин. Потому, добавил он, на это ограничение следует смотреть в целом как на «атаку на всю мировую экономику».
Сорокин подчеркнул, что Россия ни в коем случае не будет участвовать в подобных популистских экономических незаконных экспериментах.
«Даже обсуждение таких мер приведет к тектоническим негативным последствиям для всей мировой экономики»,
— считает он.
А обозреватель Forbes Кеннет Рапоза написал в своей статье, что европейские страны могут вернуться в средневековье из-за долгосрочного энергетического кризиса, в который они вступили.
По его словам, новости из Западной Европы напоминают те, что когда-то приходили из таких стран, как Боливия, где «высокая инфляция сопровождалась нормированием потребления ресурсов, навязываемым государством».
Рапоза обратил внимание, что в ФРГ предприятия вынуждены приостанавливать работу из-за неподъемных счетов на электроэнергию.
В издании Der Spiegel также уверены, что из-за энергетического кризиса немецкую экономику ожидает глубокая рецессия, в которую она может «полностью погрузиться». Отмечается, что первые предприятия уже прекращают работу, а потребление падает. В это время немецкая экономика неудержимо скатывается в кризис, который способен надолго ослабить страну.
«Это — трагедия в пяти актах. Тот, кто хочет понять, что грозит немецкой экономике, может поговорить с менеджерами из автомобильной отрасли или исследователями конъюнктуры, проштудировать данные об инфляции или курсы акций».
Издание отмечает, что появляется все больше панических сообщений от предприятий из разных регионов Германии, а главы концернов и лидеры профсоюзов «уже не скрывают своего страха», потому что Германия может лишиться всей промышленной системы из-за энергетического кризиса.
Промышленность ФРГ, отмечают в Der Spiegel, в последние годы во многом держалась на дешевой российской энергетике и возможности сбыта производимой продукции на рынках КНР.
Газета Bild также считает, что правительство Германии ожидает зимой чрезвычайных ситуаций в регионах из-за дефицита газа. А ФРГ продолжит зависеть от российского энергоресурса, и проблема с газом в стране может продлиться до 2024 года.
Схожая ситуация складывается и в других странах Евросоюза, а также в Великобритании. Так, под давлением общественного мнения новоизбранный премьер-министр Лиз Трасс пообещала, что в стране отменят экологически небезопасную добычу газа путем гидроразрыва. А других возможностей увеличить добычу газа в Британии просто не существует.
По прогнозам экономических экспертов из Barclays Capital, из-за подорожания энергоносителей, жестких мер Европейского центрального банка (ЕЦБ) и снижения спроса Евросоюзу грозит глубокая продолжительная рецессия.
Сегодня пока нет реакции других поставщиков газа в Европу на внедрение в ЕС ценового потолка. Но ее нетрудно себе представить. Американцы уже это наглядно продемонстрировали, перенаправляя свои танкеры в Азию. Другие поставщики поступят подобным образом и не станут нарушать себе в убыток главный принцип рыночной торговли в плане ценообразования.
Однако если Евросоюзу все же удастся достичь единства мнений среди стран-членов по поводу ограничения цен, то и правила функционирования рынка, и условия контрактов отойдут на второй план. ЕС таким образом демонстративно нарушит и правила ВТО, и действующие контракты.
Такие правила игры хотят ввести европейцы, но только для себя. Между тем некоторые европейские фирмы, работающие на российском газе, уже пытаются безосновательно обвинить «Газпром» в нарушении действующих контрактов.
Такой же тактики пытается придерживаться и Украина, перекрывшая транзит природного газа из России в Европу через газораспределительную станцию «Сохрановка» в Луганской области, однако при этом заявившая о намерении обратиться в международный арбитраж с иском к «Газпрому» по обвинению в недоплате за забронированные для транзита мощности.
Эксперты утверждают, что введение западными странами потолка цен на нефть — это отчаянная попытка добиться хоть какого-то эффекта от ранее задуманной модели по обложению России т. н. «углеродным налогом». О нем уже немало сказано и написано. Но суть его состоит в том, чтобы каждый товар, ввезённый в ЕС, облагался дополнительным налогом, который должен компенсировать его «углеродный след».
Этот налог, разумеется, должен пойти прямиком в казну ЕС, а не в те страны, которые производят продукцию с высоким «углеродным следом», что могло бы, например, пойти на восстановление вреда окружающей среде при производстве подобной продукции.
Не может Европа избавиться от своего колониального мышления, когда все товары, производимые в колониях, доставались ей почти даром.
И сегодня процветание всех стран Европы во многом зиждется на дешёвых энергетических и прочих ресурсах, ещё недавно шедших непрерывным потоком в любых желаемых количествах в страны ЕС.
Дешевизна энергоресурсов, которые поступали из России, обеспечивала высокий уровень жизни европейских стран. А произведенная на их основе готовая продукция с большой прибавочной стоимостью реализовывалась в той же России и других странах, поставлявших в ЕС свое сырье для дальнейшей переработки.
По задумкам Еврокомиссии, уже в 2023 году уплата углеродного налога на импортируемые товары должна заработать в тестовом режиме, а с 2026 года страны ЕС намерены взимать сто процентов сбора за углеродный налог.
Наши экономисты поначалу схватились за голову, стали придумывать различные способы, как уменьшить этот налог, призывая Европу к справедливости, мол непонятно, почему налог должен идти в европейскую казну, а не странам-производителям для уменьшения последствий от вредных производств. Да и лесов у нас много, которые поглощают углекислый газ, и их надо восстанавливать и т. д. Реакция на это Европы, как у волка в басне Крылова, «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
А решение нашлось не путем обращения к здравому смыслу европейцев, а через принятие политического решения — произведение оплаты за поставляемые энергоресурсы в рублях. В этом случае и все налоги за приобретаемую продукцию должны будут платить те, кто покупает нашу продукцию, если, конечно, Брюсселю удастся ввести такой налог для собственных компаний. Но это уже внутреннее дело ЕС.
Как известно, еще в 2010 году В. В. Путин предлагал Европе согласовать план развития, по которому через несколько лет Россия и Евросоюз могли бы представлять собой некое единое экономическое пространство. Это дало бы синергетический эффект для экономического развития и Европы, и России. Но вот способствовать дальнейшему прогрессу России не отвечает политическим интересам Европы, а тем более — США. Россию они видят лишь в качестве большого сырьевого придатка для своей экономики.
Европейцы, возможно, и пошли бы на это, если бы были способны самостоятельно принимать решения. За них в подобных вопросах все решают Штаты. Многие европейские политики все это понимают, но мало кто решается выступить против воли хозяина.
А вот немецкий экономист Кристиан Крайс в статье «США намерены разорить ЕС с помощью войны и помешать дружбе России и ФРГ» пишет, что Вашингтон заинтересован в эскалации украинского конфликта, а также в том, чтобы расширился «театр» боевых действий.
Из заявления немецкого экономиста также следует, что США активно пытаются сейчас воспрепятствовать сотрудничеству России с ФРГ с целью разорить последнюю, пишет «Взгляд». Война с участием альянса решит проблемы США с перепроизводством и задолженностями. Белый дом рассчитывает на то, что Центральная Европа лишится в результате такого вооруженного конфликта подавляющего большинства своих производственных мощностей, считает Крайс.
Действительно, если посмотреть, как сегодня развиваются события на Украине, станет совершенно очевидно, что задачей США является затягивание вооруженного конфликта. Американцы поставляют на Украину все более современное летальное оружие и постоянно побуждают к этому Евросоюз.
Конечной целью янки при этом заставить европейцев перейти красную для нас черту и вынудить российское руководство среагировать, в том числе и военным путем, против некоторых европейских стран.
Столкнуть Россию и Европу в военном противостоянии, а самим остаться, как во времена Второй мировой войны «за океаном», — давняя мечта американских политиков.
Противодействовать этой политике Россия может лишь одним путем: раз уж Брюссель не скрывает своих намерений нанести нашей стране максимальный экономический вред, наш ответ должен быть адекватным. Используя энергоресурсы в качестве оружия, добиться введения ЕС в сильнейший экономический кризис, в результате которого проамериканские правительства будут сметены восставшим народом и на политическую арену выдвинутся национально ориентированные политики типа Шарля де Голля, Вилли Брандта или Герхарда Шредера.
Иного пути у России нет, если мы не хотим быть втянутыми в военный конфликт с Европой, который к тому же может реально перерасти в третью мировую войну.
Свежие комментарии