Джо Байден резко повысил ставки в конфронтации с Китаем, чётко заявив, что США будут в случае военного конфликта Тайваня с КНР защищать остров, который в Поднебесной считают своим. Поскольку китайское вторжение возможно лишь в случае объявления «независимости» Тайваня, речь идёт о поощрении Вашингтоном тайваньского сепаратизма и выражении словесной готовности воевать за него с Пекином.
И не через «прокси» в виде украинцев, как в случае с Россией, а непосредственно. Насколько серьёзен военный конфликт между двумя ядерными державами, чего на самом деле добиваются США и как ответит Китай?Президент США анонсировал войну американцев с китайцами из-за Тайваня. В интервью телеканалу CBS Джо Байден несколько раз подтвердил: Америка будет воевать с Китаем, если тот осмелится напасть на Тайвань, который считает своей мятежной провинцией. Изрядная порция байденовской лжи насчёт мнимой приверженности Вашингтона «политике одного Китая» сути не меняет. В рамках пресловутой политики «стратегической двусмысленности» президент-провокатор заявил, что американцы, с одной стороны, поддерживают якобы единство Китая, а с другой стороны, согласны с тем, что «Тайвань принимает собственные решения о суверенитете».
Мы не поощряем Тайвань к обретению независимости от Китая, несмотря на сотрудничество с островом,
– утверждал Байден, хотя конкретные шаги США свидетельствуют об обратном. В ответ на просьбу уточнить, имелось ли в виду, что, в отличие от Украины (тоже враньё), американские войска – американские мужчины и женщины – будут защищать Тайвань в случае китайского вторжения, Байден ответил: «Да». То есть он не оговорился, что с ним нередко случается, и сказал именно то, что хотел сказать.
Стоит отметить, что поджигательское заявление Байдена было сделано в преддверии 73-й годовщины образования КНР, которая отмечается 1 октября, и ХХ съезда Компартии Китая (КПК), который откроется 16 октября. На нём будет решаться, прежде всего, вопрос, останется ли неудобный для США лидер Си Цзиньпин во главе страны на очередной срок, чего американцы всеми силами пытаются не допустить. Байден сигнализировал таким образом китайской элите – если Си, готовящийся помешать «независимости» Тайваня путём военной операции, сохранит свой пост, значит, быть большой войне, со всеми вытекающими отсюда для Пекина последствиями. Это одновременно и шантаж, и вызов.
Наблюдатели обратили внимание, что Байден вновь сознательно вышел за рамки обычной риторики США в отношении Тайваня, и его нынешнее заявление по данной теме было более чётким, чем предыдущие. Объявление о том, что американские войска будут отправлены на войну с Китаем из-за Тайваня, по свидетельству газеты The Guardian и не только, безусловно, сильно «разозлит» Пекин. Что, конечно, и произошло.
Сталкивают лбами
Разумеется, КНР, где прекрасно понимают мотивацию американцев, разгневана заявлением Байдена.
Высказывание американской стороны грубо нарушает принцип одного Китая и положения трёх китайско-американских совместных коммюнике, а также является существенным отступлением от важного обязательства США не поддерживать независимость Тайваня,
– подчеркнула в понедельник на брифинге официальный представитель МИД КНР Мао Нин. Она указала, что это также «направляет ошибочный сигнал выступающим за независимость Тайваня силам» в Тайбэе. «Китай выражает в связи с этим глубокое неудовлетворение и решительный протест, а также сделал строгое представление американской стороне», – добавила дипломат.
А вот недалёкие власти Тайваня, почему-то не видящие, что их стране уготована судьба Украины, напротив, очень довольны. «Мы выражаем искреннюю признательность президенту Байдену за подтверждение непоколебимой приверженности правительства Соединённых Штатов безопасности Тайваня», – говорится в заявлении островного МИД.
Тайвань перед лицом военной экспансии и провокационных действий Китая будет продолжать укреплять свой потенциал самообороны, твёрдо противостоять авторитаризму и агрессии, углублять тесное партнёрство в области безопасности с США,
– отмечается в документе. Обе части Китая американцы, как видим, в очередной раз столкнули лбами и сейчас радостно потирают руки…
Зачем и почему?
Остаётся ответить на два вопроса: зачем они это делают и что остаётся в складывающейся ситуации предпринять Пекину, главному союзнику России.
По первому вопросу Царьград неоднократно высказывался. Тут всё ясно. В сжатом виде позиция Вашингтона выглядит так. США сознательно провоцируют Пекин послать на остров свои войска, подбивая одновременно Тайбэй к независимости от Китая. Потому что Америке нужна война. Чтобы КНР – вместо мирного объединения с Тайванем, технологическим лидером – получила выжженную землю и жесточайшие санкции, отработанные в аналогичном случае с Украиной на России. Цель та же: затормозить развитие и нанести удар по стремительно растущему китайскому влиянию и присутствию в мире, которые Вашингтон терпеть более не намерен.
При этом, несмотря на обещания послать войска и резкое увеличение военной помощи Тайбэю, американцы прекрасно понимают, что воевать по-настоящему с Китаем под боком у Китая, а с Россией под боком у России – это напрашиваться на разгром. В связи с чем никаких серьёзных сил американцы на эти театры военных действий, конечно, не пошлют. Но в Вашингтоне также убеждены, что нельзя оставлять цветущий Тайвань враждебному Китаю, а Украину – ненавистной России. Американцы осознают, что уйти оттуда им всё равно однажды придётся, но сделать это они хотят лишь одним способом – организовав войну и превратив эти страны в пепелище, вывезя перед этим оттуда всё самое ценное.
Чтобы, повторим, максимально ослабить Китай и Россию, которые не желают подчиняться США и поэтому считаются главными врагами американцев, ибо подают «плохой» пример всем остальным. Экономика Тайваня занимает 22-е место в мире по ВВП. Оставить её в нетронутом виде Китаю значит сделать его совершенно недосягаемым в экономической конкуренции с США, которую китайцы, играя по американским правилам, и так выигрывают.
Чтобы спровоцировать китайское «вторжение», США и засылают на остров своих высокопоставленных чиновников и конгрессменов во главе с Нэнси Пелоси, лихорадочно вооружают Тайвань, чтобы сделать его присоединение к Китаю максимально кровопролитным, втягивают в конфронтацию с Пекином НАТО. Параллельно американцы подталкивают Тайбэй к объявлению «независимости», а своих союзников и вассалов – к скорейшему её признанию. Хотя в Вашингтоне отлично знают, что стремившийся к мирному воссоединению (этого желает и значительная часть тайваньского населения) Пекин данного шага категорически не примет и будет в таком случае вынужден послать войска.
Как заявил Байден на недавней встрече с проамериканским премьер-министром Японии (её также планируется привлечь к участию в конфликте) Фумио Кисидой, силовое изменение статуса Тайваня «станет очередным действием, схожим с тем, что произошло на Украине». Он сказал даже больше, чем хотел. Ведь это именно американцы с британскими подручными спровоцировали, прежде всего, украинский конфликт, как ранее Вторую и Первую мировые войны, включая нападение японцев на Перл-Харбор. Да, кстати, и русско-японскую войну 1904–1905 гг. тоже: воевали японцы с русскими на англосаксонские деньги и на английских кораблях. Опыт по этой части у них просто колоссальный.
США намерены компенсировать неизбежную потерю Тайваня созданием антикитайских блоков типа AUKUS (Австралия, Британия, США) и QUAD (Австралия, Индия, США, Япония). Положив конец стремительному росту влияния Китая в мире, США хотят, чтобы его экспортная экономика зачахла, уровень жизни населения – рухнул. А в самом 1,4-миллиардном Китае в результате этого поднялось недовольство, появились сепаратистские настроения, возникла угроза единству страны, а к власти в Пекине вместо Си Цзиньпина и его суверенно-патриотической группы пришли сторонники ориентации на США. Почему бы не пожертвовать ради таких имеющих серьёзные шансы на реализацию перспектив небольшой страной, перевезя предварительно лучшие заводы и самых ценных тайваньских специалистов (этот процесс уже запущен) в США?
Что делать Китаю?
Проблема для Китая заключается в том, что, судя по решимости США добиться своей цели, Пекин вынудят провести операцию по силовому присоединению Тайваня, потому что никакой «независимости» острова китайцы не могут допустить, чтобы не создавать опасного для них прецедента с «независимостями» Синьцзяна, Тибета и далее по длинному списку. Пекину остаётся в этой связи только реагировать и готовиться к этой непростой операции. Что сейчас, собственно, и происходит. Вопрос состоит не в том, будет она или нет, а в том, когда именно: до ХХ съезда КПК, после съезда, в нынешнем году или через год-два.
Военные манёвры в прибрежной зоне и вокруг Тайваня после визита Пелоси стали постоянными. МИД КНР называет их «предостережением для провокаторов и назидательным уроком тайваньским сепаратистам». В ходе этих учений фактически отрабатывается завоевание господства в воздухе для обеспечения высадки на острове китайских сил, десантные операции. По сравнению с масштабами военных игр персональные санкции против тайваньских и американских официальных лиц за разжигание войны в регионе – это просто мелочь.
В Пекине делают также грозные заявления и предупреждения нынешним тайваньским властям и США не менять статус-кво острова. Китайские власти готовят своё общество и остальной мир к неизбежным последствиям провозглашения независимости Тайваня, подготовка к чему почти завершена. Одновременно китайцы демонстрируют свою готовность разобраться с флотом США и их союзников, если они попробуют помочь тайваньским сепаратистам. На серьёзную попытку сделать это американцы, повторим, вряд ли решатся: себя любимых под удар они ставить на будут. Они рассчитывают, что их цель и без этого будет достигнута. В Китае прекрасно понимают, какую огромную, прежде всего экономическую цену за это придётся заплатить, но выхода у него нет, как его не было и у России в связи с Украиной.
Что с того?
В связи с тем, что додразнить Китай до военной операции против используемого в роли «наживки» Тайваня – это лишь вопрос времени и дело техники, следует исходить из скорой неизбежности региональной войны, которая вряд ли станет мировой и нужна американцам единственно с целью подрыва экономической мощи и политической изоляции Китая. Но у Пекина есть и контригра. Понимая, чем рискует, он рассчитывает на то, что путём поглощения Тайваня укрепит свою экономику (все тайваньские заводы и институты не разрушишь и не вывезешь) и национальную безопасность, так как сейчас остров является американским пистолетом, приставленным к китайскому виску. Завершение процесса воссоединения страны укрепит роль Поднебесной как гегемона Восточной Азии, облегчит китайскую экспансию на юг, опирающуюся в том числе на десятки миллионов проживающих там этнических китайцев (хуацяо). Конкуренция с Тайванем в огромном Тихоокеанском регионе, которая имеет место сейчас, после его воссоединения с КНР исчезнет. А тот китайский лидер, кто вернёт Тайвань, обретёт уникальный статус в истории страны. Си Цзиньпин определённо на это рассчитывает.
Для России всё это имеет первостепенное значение. «Опала» Китая со стороны Запада, подсанкционное сокращение торговли и возможностей для китайских инвестиций в западные и зависимые от них страны выгодны России. Ибо благодаря колоссальному китайскому рынку и неизбежному в этом случае активнейшему сотрудничеству с Китаем обе страны с их взаимно дополняемыми потенциалами и военной мощью могут не только выдержать конфронтацию с Западом, но и создать основу для консолидации вокруг себя альтернативного мироустройства. Поэтому американские провокаторы на самом деле сильно рискуют, так как лузерами могут оказаться, прежде всего, они сами. Когда-то ведь у них должно не получиться.
Свежие комментарии