На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Факты Дня

2 273 подписчика

Свежие комментарии

  • Вячеслав
    Хорошая статья...  Вот теперь, такую же про наше Министерство обороны, пожалуйста!..Эротичный «эскорт...
  • Бендер Задунайский
    Ближе к очку зелебобика колоть надо было . Вынул и член об бороду вытер .Эротичный «эскорт...
  • Olga Chuhutina
    Турции  не стоило так поступать с  храмом Святой  Софьи КонстантинопрольскойПредначертание св...

России предстоит ценовая война с Азербайджаном и США за газовый рынок Турции

Азербайджан впервые опередил Россию по поставкам газа в Турцию из-за новой конъюнктуры рынка и политики Анкары. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Россия снизила объемы экспорта газа в Турцию

Азербайджан опередил Россию по объемам поставок газа в Турецкую Республику в марте текущего года, об этом отчитался турецкий энергетический регулятор EPDK.

Отчет сравнивает объемы закупок энергоносителя Анкарой в марте 2019 с в этим же месяцем 2020-го. Так, год назад Россия поставляла 33% газа для нужд Турции и была лидером поставок, но в этом году уступила позиции Азербайджану и Ирану. Доля РФ при этом составила лишь 9,9%.

Со сжиженным природным газом ситуация схожая - в этом году поставки Катара и Алжира превысили российские. Более того, по доле СПГ поставки из РФ практически сравнялись с американскими – США повысили продажи этого энергоресурса Турции на 300% год к году, доведя их до 9,4%. Примечательно, что в марте этого года Анкара впервые импортировала СПГ, чем трубопроводного газа - ненамного, но для экспертов этот факт стал показательным.

"Особым сюрпризом эта статистика для специалистов не стала – Турция второй год подряд показывает новую газовую политику, - отмечает Перов. – Уже несколько лет экономика этой страны пребывает в серьезном кризисе – производство сокращается, растет безработица. А значит, уменьшается и общее потребление газа страной. Пандемия коронавируса лишь усугубила эти процессы, и в марте-апреле это стало хорошо заметно.

С другой стороны, Турция и Азербайджан достроили газопровод TANAP, и Анкара заранее заявляла, что намерена повысить долю поставок газа из сопредельной республики. На фоне падающего общего спроса на энергоноситель, сделать это можно было только в ущерб поставкам из других источников. Так как крупнейшим поставщиком традиционно была Россия, вычет пришелся на ее объемы. Турки диверсифицируют поставки по нескольким причинам, в том числе, политическим".

Рынок диктует новую политику торговли

Поставки "Газпрома" на турецкий рынок, согласно статистике, в 2020 году сократились на 72% по сравнению с мартом прошлого года. Тогда Турция была третьим экспортным рынком для "Газпрома" после Германии и Италии. Но уже в то время импорт российского газа в Турцию сократился на 35% под давлением растущих азербайджанских поставок и дешевого СПГ. Простая арифметика показала: втором квартале 2020 года газ из России обойдется Турции в среднем $228 за тысячу кубометров по сравнению с $53-70 за тот же объем СПГ.

Турция впервые закупила СПГ больше, чем трубопроводного газа

Виной всему конъюнктура рынка. Цены на газ к сегодняшнему дню упали до исторических минимумов – снижение началось еще в 2019 году, а с обрушением цен на нефть в марте этот процесс только ускорился. В итоге долгосрочные российские контракты стали убыточными – куда выгоднее закупить тот же СПГ на спотовом рынке. Рыночные котировки оказались более гибким инструментом в условиях нестабильности цен на мировом рынке.

"Кроме того, не стоит забывать и о традиционно непростых отношениях России и Турции. Сейчас у двух стран есть разногласия по ситуации на Ближнем Востоке, и Анкара вполне может экстраполировать их на газовую торговлю. Переориентацию закупок турецкие власти начали не вчера, а более года назад – это показывает определенную политическую подоплеку, а не приоритет рыночных цен.

Никто не знает, на сколько еще затянется кризис в турецкой экономике – он там перманентный и был довольно глубоким даже до пандемии коронавируса. Но рано или поздно он все же сменится определенным ростом. Однако уверенности, что доля российских поставок газа при общем росте потребностей страны в энергоносителе существенно повысится, нет. Многое будет зависеть от уровня политического диалога Москвы и Анкары, а также рыночной конъюнктуры на тот момент", - считает Перов.

РФ и Турция актуализируют контракты

Россия сегодня поставляет газ в Турцию сразу по нескольким контрактам, два из них – с госкомпанией BOTAS. Они предполагают поставки 20 млрд кубов в год до конца 2021 и 2025 годов. Есть ряд соглашений и с частными импортерами Турции – в этой стране рынок газа свободный, и предприятия вольны выбирать наиболее выгодных поставщиков по индивидуальным контрактам. Однако Москва привычно привязывает цену газа к котировкам нефти – в долгосрочных соглашениях, как показала практика, это не всегда выгодно покупателям.

Турецкий поток ввели в эксплуатацию в декабре 2019 года

В конце 2019 года РФ и Турция ввели в эксплуатацию прямой газопровод по дну Черного моря "Турецкий поток". На сегодняшний день поставки по нему минимальны. Вторая ветка трубопровода в Европу еще не достроена – пандемия коронавируса парализовала многие работы. Согласно опубликованным на прошлой неделе данным Федеральной таможенной службы, в марте Россия экспортировала газ на сумму $1,776 млрд. Это более чем в два раза меньше, чем было получено от экспорта газа в марте 2019 года - $3,713 млрд.

Специалисты предрекают России своеобразную ценовую войну с ближайшими конкурентами за газовый рынок Турции. В условиях падения мировых цен выручка снижается у всех поставщиков, потому придется "отвоевывать" рынки сбыта и потенциальных партнеров. России предстоит включиться в это противостояние, и Турция станет лишь одним из потенциальных плацдармов для жесткой конкуренции.

"Долгосрочные контракты России учитывают среднегодовую цену газа, но они не могли предугадать форс-мажора в виде разрыва сделки ОПЕК+ в марте этого года, - считает замдиректора по энергетическому направлению Институт энергетики и финансов Алексей Белогорьев. – В итоге закупки газа у РФ стали менее конкурентоспособны, чем из других источников или СПГ. То есть без пересмотра условий контракта кардинально ситуацию не изменить.

После того, как Россия и Турция актуализируют договоренности, приведя их к рыночным реалиям, ситуация в торговле должна измениться. Турция зависит от газа и продолжит его покупать, главное – предложить ей достаточно выгодные условия".

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх