Во многом состояние экономики РФ в случае ускорения пандемии коронавируса и начала второй волны по прогнозу ВОЗ будет зависеть от того, что решат предпринимать власти для ее поддержки, рассказал ФБА "Экономика сегодня" экономист, директор Департамента по информационной политике и связям с общественностью Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), ведущий эксперт Института современного развития Никита Масленников.
Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения Тедрос Аданом Гебреисус в ходе брифинга в Женеве заявил, что пандемия коронавирусной инфекции усиливается во всем мире.
Об этом свидетельствуют статистические данные, согласно которым стало известно, что за последние шесть недель число заболевших практически удвоилось, приблизившись к 16 млн, а число умерших превысило 640 тысяч человек. По словам главы ВОЗ, пандемия заболевания COVID-19 «изменила мир», так как является самой серьезной из глобальных чрезвычайных ситуаций из всех, что когда-либо объявлялись.«Во многом состояние экономики России в случае начала второй волны пандемии будет зависеть от того, что решат предпринять власти – новое введение карантина или же выборочные ограничения в отдельных регионах. Отсюда можно будет считать углубление спада.
Однако в любом случае повышается вероятность развития как глобальной, так и российской экономики по негативному сценарию. Например, по штатному сценарию ожидается спад в интервале от 4,5% до 5,5% в соответствии с прогнозом Центрального банка России. При этом в Министерстве экономического развития РФ предполагают, что эти цифры составят 4,8%. Российская государственная корпорация развития ВЭБ.РФ, в свою очередь, опубликовала свой прогноз, согласно которому спад составит 4,5%», - рассказывает эксперт.
Коронавирусное испытание на прочность
Другой тревожный звонок поступил от правительства Вьетнама, которое объявило о вспышке нового, боле «агрессивного» типа коронавируса в приморском Дананге. Эксперты Национального Руководящего комитета по профилактике и контролю COVID-19 уверены, что новый тип вируса быстрее размножается и быстрее приводит к тяжелому состоянию.
«Вторая волна пандемии, если она будет очень жесткой, захватит мировое хозяйство и отразится на нашем экспорте и ценах на энергоносители. Это отразится на российской экономике. Вероятность прихода второй волны повышается и в связи с открытием границ в августе и приходом новой коронавирусной инфекции к осени текущего года.
В этом случае мы будем наблюдать развитие по принципу негативного сценария, в котором нельзя будет исключить падения в интервале от 6% до 8%. Например, в Организации экономического сотрудничества и развития нам предсказывают в случае второй волны падение в 10%. Также есть экспертные оценки, приближенные к этой цифре», - объясняет экономист.
Согласно оценкам экспертного сообщества, в результате начала пандемии во втором квартале 2020 года нефтегазовые доходы федерального бюджета России снизились почти на 60% по сравнению с соответствующим показателем 2019 годом.
Ранее эксперты НИУ ВШЭ в своем докладе на тему «Экономические и социальные последствия коронавируса в России и в мире» предположили, что национальная экономика покажет спад на 5,5% по итогам 2020 года – это фактически соответствует среднемировому показателю, так как сокращение глобального ВВП прогнозируется на уровне от 5% до 7,1%. Кроме того, предполагается, что дефицит бюджета России в 2020 году составит 5% ВВП.
«Глубина падения будет в 1,5 больше в условиях новой волны. Однако экономика России сможет адаптироваться к подобным изменениям благодаря действию тех же антикризисных мер правительства - продление отсрочек, рассрочек, расширение поддержки различных отраслей, а также помощь населению для подкрепления потребительского спроса.
Если сейчас на весь пакет мер было задействовано около 4 трлн рублей, то в будущем в расчете на ВВП прибавится 2-2,5%. И сумма дополнительных расходов вырастит не менее чем на 2 трлн рублей. Но это очень осторожный сценарий развития, так как эксперты исходят из того, что в рамках новой волны будет распространяться тот вирус, с которым мы столкнулись весной 2020 года, а не иная его форма», - рассуждает Масленников.
Методы противостояния второй волне пандемии
Отмечается, что пандемия коронавирусной инфекции стала серьезным испытанием для российского бюджета, в силу того, что доходы на фоне возникшего кризиса упали в следствии спада на энергоресурсы, которые считаются главным экспортным товаром Российской Федерации. Так за первую половину 2020 года доходы федерального бюджета сократились на 5% и достигли 9,1 трлн рублей, в то время как расходы за тот же временной промежуток увеличились до 10 трлн. Это, согласно статистике, практически на 30% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Такое увеличение было, отмечается в докладе, продиктовано необходимостью профинансировать расходы на здравоохранение, связанные с борьбой с пандемией, поддержать регионы, увеличить расходы на социальную политику и национальную экономику.
«Однако существуют сведения о том, что вирус мутирует и становится более заразным, а последствия не очевидны. Это говорит о том, что вход пойдет программа дополнительных государственных заимствований.
Конечно, такой механизм не критичен для уровня нашей долговой нагрузки, но он станет дополнительным тормозом для экономики, потому что, размещая облигации федерального займа, вы снимаете необходимые ресурсы с банковского сектора или экономики в целом. Данный фактор растянет восстановление за пределы 2022 года», - предполагает экономист.
Однако, рассуждая о способности Российской Федерации противостоять усилению кризиса, Никита Масленников отметил, что государству хватит финансовых ресурсов на поддержание экономики в сложный период.
«У России для этого есть необходимые источники. Во-первых, не полностью реализован план по увеличению госрасходов, которые предполагало Минэкономразвития РФ в начале пандемии. Во-вторых, есть резерв, способный постепенно увеличиваться за счет перераспределения статей бюджетных расходов. В-третьих, остается достаточно большой ресурс с государственных заимствований, потому что банки могут выкупить ОФЗ, взяв деньги у того же ЦБ РФ.
Конечно, это мало похоже на рыночную меру и напоминает монетизацию государственного долга, но в экстренном случае она может помочь. Также есть источник в виде Фонда национального благосостояния, который к концу года превысит 8 трлн рублей. Все это отразится на продолжительности выхода российской экономики на докризисные рубежи, но способность России преодолеть кризис остается достаточно высокой», - констатировал эксперт.
Свежие комментарии