Восстановление инфраструктуры Донецкой и Луганской народных республик является сейчас насущной проблемой, поскольку приближаются холода, а кадров для ведения необходимых работ не хватает. Тема прибытия в Донбасс северокорейских рабочих обсуждается в СМИ с середины июля и уже успела обрасти многочисленными слухами и толкованиями. На данный момент основное препятствие в осуществлении этой идеи состоит в действии принятого в 2017 году решения Совета безопасности ООН, которое запрещает использование северокорейских рабочих. А потому главный вопрос в том, пойдет ли Российская Федерация на игнорирование решения Совбеза ООН и есть ли для этого необходимые условия.
Вслед за признанием Донецкой и Луганской народных республик со стороны Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) стало известно, что на помощь в восстановлении разрушенной инфраструктуры Донбасса могут прибыть северокорейские рабочие.
Об этом сообщил посол РФ в КНДР Александр Мацегора 18 июля:
«Высококвалифицированные, трудолюбивые и готовые работать в самых сложных условиях корейские строители станут очень серьезным подспорьем в деле решения задач восстановления разрушенных отступающими укронацистами социальных, инфраструктурных и промышленных объектов… Так что расчеты Дениса Пушилина на развитие торгово-экономических обменов с КНДР вполне обоснованны. Никто, конечно, не говорит, что сделать это в условиях санкций будет легко. Будет непросто. Но решить эти задачи вполне реально».
Позже эта новость стала обрастать подробностями со стороны официальных лиц как ДНР и ЛНР, так и России.
В эфире «Соловьёв LIVE» Пушилин подтвердил, что республика действительно ведет переговоры с Пхеньяном о привлечении рабочих из этой страны для восстановления Донбасса.
Также он добавил, что «в ближайшее время» в республику должна прибыть первая группа северокорейских специалистов, в которую для ознакомления с объемами работ войдут бригадиры.
«МИД работает над этим. Точную дату пока не назову, но это случится в ближайшей перспективе, в нынешнем году уже должны начаться эти процессы», — подчеркнул глава республики.
Также возможность сотрудничества с КНДР подтвердил и посол Луганской народной республики Родион Мирошник после встречи с послом КНДР в РФ Син Хон Чхолем.
19 августа в прессе появилось заявление заместителя председателя правительства РФ Марата Хаснуллина об обращении строителей из КНДР с предложением поработать над восстановлением Донбасса: «Сейчас обратились строители из КНДР с предложением. Я хочу сказать, что северокорейские рабочие очень производительны по труду, они работают у нас в стране, мы знаем их. Они умеют работать. И если юридических проблем не будет, я считаю это возможным».
Также вице-премьер добавил, что северокорейские рабочие «укладываются в затраты» и сметы. На данный момент, по его словам, к восстановлению Донбасса привлечено 26 тысяч строителей, но этого не хватает.
Комментируя слова Хаснуллина в беседе с RuBaltic.Ru, кандидат исторических наук и ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН Константин Асмолов сообщил, что пока что нет оснований считать, что рабочие из КНДР смогут поучаствовать в восстановлении разрушений в ДНР и ЛНР. По его словам, пока что «это все разговоры из разряда «хорошо было бы»».
При этом ранее в интервью нашему порталу народный депутат Верховной рады четырех созывов Олег Царев отметил, что ему нравится озвученная Хаснуллиным идея привлечения северокорейских рабочих для восстановления Донбасса.
В то же время, как отмечал директор департамента международных организаций МИД РФ Петр Ильичев, на привлечение рабочих из Северной Кореи действуют международные ограничения, установленные резолюциями Совета Безопасности ООН.
«Необходимо, однако, учитывать, что они распространяются на государства — члены всемирной организации, каковыми народные республики Донбасса в настоящее время не являются», — заявил он.
По его словам, «параметры предполагаемого сотрудничества между Донецкой Народной Республикой и Корейской Народно-Демократической Республикой… лежат в плоскости двусторонних отношений этих независимых государств, поэтому за деталями надо обращаться в Донецк и Пхеньян».
Напомним, что 22 декабря 2017 года на заседании Совбеза ООН единогласно было принято решение о том, что страны — члены ООН в течение 24 месяцев должны разорвать контракты с трудовыми мигрантами из КНДР, которые являлись одним из источников поступления в страну иностранной валюты. Кроме того, на Пхеньян налагался ряд других запретов. Причиной для данного решения стало испытание 29 ноября того года баллистической ракеты Hwasong-15.
В феврале 2018 года Мацегора дал комментарий, что согласование резолюции велось в условиях цейтнота, и России потребовались усилия, чтобы добиться утверждения срока на депортацию северокорейских мигрантов в течение двух лет.
Также посол уточнил, что Россия ежегодно выдавала северокорейским рабочим от 12 до 15 тысяч виз для временной работы. Максимальное же число граждан КНДР на территории России на момент принятия резолюции ООН составляло до 37 тысяч человек.
«В основном это строители, но они также работают на Дальнем Востоке на наших рыбных заводах, они работают в сельском хозяйстве… Это дисциплинированная, законопослушная, трудолюбивая, готовая работать в полевых условиях рабочая сила. Для России это очень выгодно с экономической точки зрения, особенно для дальневосточных регионов», — отмечал Мацегора.
По мнению Асмолова, привлечение северокорейских строителей для восстановления разрушений на Донбассе возможно только в том случае, если РФ пойдет на игнорирование санкционных резолюций Совбеза ООН.
«Но пока не ясно, сложилась ли подобная обстановка. Не говоря уже о куче иных проблем, связанных хотя бы с логистикой», — уточнил ученый.
Также он добавил, что на Дальнем Востоке северокорейские рабочие были идеальны с точки зрения сочетания цены, качества и некриминальности.
На фоне разговоров о приезде северокорейских рабочих в Донбасс в марте в российской прессе начали появляться сообщения о том, застройщики из Приморского края России просят власти снять запрет на привлечение рабочих из КНДР на местные стройки.
В частности, о проработке инициативы на уровне краевого правительства рассказала уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина. Она отметила, что в строительной отрасли региона возник риск повторения ситуации восьмилетней давности. Тогда из-за колебаний курса рубля край покинула значительная часть рабочих из стран СНГ. А потому в подобном же случае их место могли бы занять северокорейцы.
Председатель правления Ассоциации «Застройщики Владивостокской городской агломерации» Владимир Исаков заметил, что строители из КНДР — лучшая альтернатива кадрам из стран СНГ.
«Они очень качественно работают, долго были у нас на строительном рынке, и все о них очень хорошего мнения как о строителях. В свое время были приняты меры по недопущению рабочей силы из КНДР на российский рынок, но сейчас, в условиях санкций, это не должно нас сильно беспокоить. Если у нас на стройках снова появятся северокорейцы, то это положительно скажется на скорости и качестве строительства», — подчеркнул Исаков.
Также он сообщил, что на данный момент были направлены официальные письма в МИД и правительство РФ о привлечении северокорейских рабочих на местные стройки.
Пока что вопрос о присутствии северокорейских рабочих на восстановлении инфраструктуры Донбасса находится на стадии обсуждения, постепенно формируется внутренняя повестка о необходимости отказа от ранее введенных санкций в адрес КНДР со стороны России. А потому вопрос о том, готова ли Москва в условиях санкционной войны пойти на игнорирование решения Совбеза ООН, остается открытым. Удастся ли его решить — покажет время.
Свежие комментарии