
Отсутствие четкого понимания дальнейшей ситуации с Договором о сокращении и ограничении наступательного вооружения (СНВ-3) может сподвигнуть Россию на возвращение боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК), уверен полковник Юрий Чмутин.
СССР и США во времена холодной войны разрабатывали планы быстрой и неожиданной "доставки" ядерного оружия.
В 1987 году на вооружении появились БЖРК "Молодец" с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) РС-22. Их называли "поездами-призраками", так как отследить передвижение составов практически невозможно.БЖРК располагались в Пермской и Костромской дивизиях, отметил член Президиума "Офицеров России", ветеран ракетных войск Юрий Чмутин в беседе с редакцией "ПолитЭксперта". По стечению обстоятельств поезда сократили по подписанному договору СНВ-1.
"В новой России у нас было такое понимание, что мы не то что бы разоружаемся, но стремимся к безъядерному миру. Поэтому в начале 2000-х годов все эти дивизии были сокращены", – добавил полковник.
Спустя 10 лет в России задумались о возращении "поездов-призраков" на вооружении. Новый проект назвали "Баргузин". Составы должны были перевозить до шести МБР РС-27 "Ярс" или "Ярс-М". БЖРК собирались ввести в эксплуатацию в 2020 году, но программу приостановили.
На данный момент Россия пересмотрела свою концепцию. США вышли из двух договоров с Россией, контролирующих количество вооружения. Между двумя странами остался только СНВ, который закончится в феврале 2021 года.
"Но и о нем нет никакого четкого понимания, скорее всего, он будет прекращен. Поэтому Россия рассматривает возможность модернизации и размещения этого комплекса БЖРК", – пояснил военный эксперт.
МБР на таких поездах более мобильны. Мобильность ракетных комплексов в три раза меньше, чем у поездов. "Ярс" может выйти на боевое поле в радиусе 500-700 километров. Эшелон БЖРК преодолевает расстояние в 1,5-2 тысячи километров.
Преимущество таких "поездов-призраков" в их внешней схожести с обычными железнодорожными составами. Плюс боевая часть у них скрытая.
"У нас по железной дороге много передвигается составов различного груза, поэтому его трудно отследить. А когда он получает команду на пуск, то он останавливается, принимает позицию и совершает пуск. С какой точки произойдет этот пуск, вероятный противник не знает", – рассказал собеседник ПЭ.
Сейчас ядерные державы обладают колоссальными содержанием и накоплением, в том числе атомного оружия. Оно совершенно отличается и по весу, и по мощности от бомб в Хиросиме и Нагасаки. При этом отсутствие практического применения не дает полностью изучить ядерное оружие. Его возможности известны только теоретически, с точки зрения физики.
Так что работа с атомным вооружением требует особой внимательности. Неважно, установлено ядерное оружие в поезде или в ракетном комплексе. Необходим профессионализм и высочайшее чувство ответственности в работе с таким вооружением.
"Отношение "спустя рукава" здесь недопустимо. Человек должен осознанно понимать, с каким материалом он соприкасается", – заключил ветеран ракетных войск.
Ранее американский журнал The National Interest испугался возвращения российских "поездов-призраков" с ядерным вооружением. Главной из причин стала невозможность отследить БЖРК с помощью разведки США.
Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе.
Свежие комментарии