Если бы пугливым патриотам и стыдливым любителям нетрадиционных ценностей хватило пороха приехать в Донбасс, то первое, что им стоило бы сделать, – посмотреть в глаза донецким и луганским детям. Или хотя бы понаблюдать за ними со стороны.
Центр Донецка, бульвар Пушкина. Одно из самых безопасных мест города, куда с 2014 года почти не долетают украинские снаряды.
С любовью обустроенная зона отдыха горожан: вдоль тротуаров пышно цветут сортовые деревья, из летних кафе доносится музыка, на скамейках отдыхают женщины и старики: мужчины ушли на фронт.Рядом с мамами с визгом и писком возится мелюзга. Вдруг со стороны Авдеевки доносится целый каскад ударов – обстрелы. Малышня на пару секунд замирает, а потом с восторгом кричит:
Бабах-бабах! Это наши ракеты летят!
И куча-мала катится дальше, не прерывая весёлую возню.
Я же вспоминаю, как в марте после удара ракетой «Точка-У» скамеечки, на которых сейчас отдыхают мамы этих детей, были залиты кровью. И понимаю, что малыши не знали другой жизни. Они родились и растут под обстрелами и примерно к трём годам прекрасно отличают «прилёты» от работы нашей арты, защищающей город. С первых месяцев жизни родители учили этих малышей говорить, ходить и прятаться от бомбёжек. И они умеют играть под звуки обстрелов.
Школа №4 – Кадетский корпус имени Захарченко, который здесь учился. Мальчики и девочки в кадетской форме собрались, чтобы дать концерт в честь великого Дня Победы. Ни их, ни их мам не испугал риск того, что школы и детские сады чаще всего подвергаются обстрелам нацистов. Зрители – ребята с ограниченными возможностями из местной общественной организации «Дельфины», они пришли в гости на праздник.
Два микрофона, взволнованная худрук и детский хор:
У призрачных границ непризнанных республик
Стоят на блокпостах простые пацаны.
И ты один из них, кто прикрывает грудью
Покой в людских домах от ужасов войны.
У призрачных границ непризнанных республик
Порою стынет кровь от вражеских зарниц,
Всё в пепле и золе, но в этой мясорубке
Тебя хранит любовь к твоей родной земле.
Девочка с белыми бантами на косичках сжимает кулачки изо всех сил, иногда от избытка эмоций поднимая руку к груди. Мальчики – серьёзные, сосредоточенные. Через этих детей как будто идёт мощный поток того, что они пережили и продолжают переживать, что чувствуют всем нутром. Это вам не протокольные выступления, к которым мы привыкли, увы, в русских школах, где градус патриотизма порой определяется лишь уровнем актёрского мастерства.
На этом мероприятии протоколам не место. Детские голоса уверенно, эмоционально выводят хором:
Скажу ворью без мата,
Что вороньём кружит:
Я внук того солдата,
Я сын того солдата,
Я брат того солдата,
Что Родину хранит.
Пусть ватником зовут и оккупантом,
Но память наша крепче, чем гранит.
И под Алеппо или под Славянском
Солдат погибший Родину хранит,
Солдат российский нас с тобой хранит.
Открытые, светлые лица, ясные глаза. Папы, братья, близкие, учителя этих ребят сейчас бьются на передовой. Защищают их землю, их мам, их самих от нацистской чумы. И для донецких детей День Победы – это не набор традиционной символики, не некий обязательный ритуал. Они ждут новую Победу, понимают её цену и знают, что финал может быть только один: полная денацификация Украины или смерть. За восемь с лишним лет обстрелов, которые до сих пор игнорирует весь мир, они слишком хорошо поняли, кто есть кто.
Что для тебя Победа?
– спрашиваю я девочку Соню, стоящую с портретом прадеда в руках.
Это день, когда можно отличить правду от лжи. Когда восстанавливается справедливость и заканчиваются ужасные вещи,
– говорит девочка и неожиданно начинает плакать.
Гимназия №70. Ко Дню Великой Победы, желая хоть как-то помочь, поддержать своих защитников, и ученики, и родители, и учительницы собрали для бойцов Первой славянской бригады, с которой традиционно дружат, сладкие подарки. Первоклашки, например, под контролем мам испекли роскошные «победные» пряники, которые даже есть жалко – такие красивые. Эта школа находится в одном из самых обстреливаемых районов города, Киевском, и все дети строго переведены на удалёнку.
Их родители и старшие братья тоже воюют, ушли на фронт четыре учителя, включая молоденького физрука – выпускника этого же учреждения. Военная тайна не позволяет узнать, где именно сражаются бойцы, остаётся лишь молиться и верить в лучшее. Увы, уже стало известно, что один из пап школьников попал в плен к ВСУ.
Дети не понаслышке знают, что такое война, – рассказывает директор школы Наталия Силина. – Мы давно дружим с Первой славянской. А также чем можем, поддерживаем раненых в больницах – передаём медикаменты, сладости, предметы личной гигиены. Чтобы они знали, что мы с ними, мы верим в Победу!
«Победа будет за нами», – растроганно отвечает замполит Первой славянской бригады капитан Поливной. В руках – коробка с яркими пряниками, на лице – немного растерянная улыбка.
Выходим на улицу. Вспоминаю строй мальчиков и девочек – солдатских, офицерских детей, поющих под ослепительным солнцем на школьном дворе. Последнее чувство, которое могут вызвать эти школьники, – жалость. На том празднике нашлось место и бальным танцам, и отличному армейскому юмору, и смеху, и шумному сладкому столу с друзьями-«дельфинчиками».
Эти дети точно знают, где правда, а где ложь. И мы обязаны принести им новую Победу. Так что работаем, братья и сёстры.
Свежие комментарии