На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Факты Дня

2 273 подписчика

Свежие комментарии

  • Вячеслав
    Хорошая статья...  Вот теперь, такую же про наше Министерство обороны, пожалуйста!..Эротичный «эскорт...
  • Бендер Задунайский
    Ближе к очку зелебобика колоть надо было . Вынул и член об бороду вытер .Эротичный «эскорт...
  • Olga Chuhutina
    Турции  не стоило так поступать с  храмом Святой  Софьи КонстантинопрольскойПредначертание св...

Возьмут ли Украину в ЕС по ускоренной процедуре?

Министр иностранных дел Австрии Александр Шалленберг в очередной раз призвал предоставить Украине членство в ЕС по ускоренной процедуре, обосновав это тем, что «процесс вступления длится годы, если не десятилетия. Обсуждение членства Украины не может игнорировать чаяния других стран, в том числе Северной Македонии и Албании»

Шалленберг сказал правду: Болгария подала заявку в Евросоюз в декабре 1995 года (причём в самой Болгарии эти сроки расценивались как слишком поздние), а присоединилась к союзу 1 января 2007 года. Формально — 12 лет. Интересно, что ради Болгарии пришлось проходить особую процедуру, по которой ЕС принял кириллический алфавит в качестве официального.

Причём процесс ещё до конца не завершён, поскольку Шенгенское соглашение в полной мере в отношении граждан Болгарии не действует — из-за высокого уровня коррупции (справедливости ради надо сказать, что Шенгенское соглашение существует отдельно от членства в ЕС).

Процедура

Процедура присоединения нового государства к ЕС включает следующие этапы:

— страна-кандидат направляет свое заявление в Совет ЕС;

— Еврокомиссия высказывает свое предварительное мнение, в котором рекомендует государствам-членам либо начать переговоры, либо не начинать их до тех пор, пока страна-кандидат не выполнит определённые условия;

— начинаются переговоры о присоединении, целью которых является выработка проекта договора, призванного определить условия приёма государства-кандидата в ЕС и те изменения, которые должны быть внесены в основополагающие документы.

После завершения переговоров проект договора представляется на подписание представителями государств-членов и страны-кандидата. Подписанный договор утверждается Еврокомиссией, Европарламентом и Советом ЕС.

Последним шагом для страны-кандидата является ратификация принятого решения подписавшими договор государствами, причём каждое из них имеет право вето (обычно возражения учитываются до того, как дело доходит до ратификации — во всяком случае, мы не слышали, чтобы ратификация договора о присоединении какой-то страны не прошла).

Критерии

По критериям, действовавшим на пятой волне расширения ЕС, страна должна была быть: 1) европейской; 2) демократической; 3) соблюдающей права человека; 4) принявшей законодательную систему ЕС; 5) принявшей обязательства по соблюдению принципов общей внешней и оборонительной политики; 5) принявшей обязательства по долгосрочным целям ЕС; 6) имеющей развитую рыночную экономику; 7) имеющей юридическую и административную системы соответствующие принятым в ЕС.

Легко заметить, что в большинстве случаев критерии неопределённые. Раньше было конкретнее: темпы инфляции — не более чем на 1,5% выше среднего показателя в странах-членах с наименьшим ростом цен; государственный долг — не более 60% ВВП; в течение двух лет валюта не должна девальвироваться, и т.п.

Сейчас же всё упрощено: как Еврокомиссия скажет, так оно и будет. Это, разумеется, сделано для того, чтобы у всех стран-кандидатов были равные права: нужных примут, ненужных — пошлют соответствовать критериям. Всё прозрачно.

Это мы шутим конечно. В действительности ЕС очень бюрократизированная организация, и в Еврокомиссии написаны тонны бумаги, уточняющие критерии. Полагаем, что далеко не все члены ЕС им соответствуют.

Так или иначе, но существующая система критериев может быть приспособлена под потребности конкретного кандидата. В конце концов, часть критериев может быть выполнена уже после провозглашения официального членства. Так, например, было с Соглашением об ассоциации Украина-ЕС, вступление которого в силу в полном объёме произошло в сентябре 2017 года, тогда как подписан он был летом 2014-го.

Процесс

21 февраля Россия признала ДНР и ЛНР. 24 февраля началась Специальная военная операция на Украине. Уже 26 февраля польский президент Анджей Дуда предложил предоставить Украине членство в ЕС по ускоренной процедуре. 28 февраля Владимир Зеленский подал заявление о предоставлении статуса кандидата в члены ЕС, а 1 марта оно было удовлетворено (обычно такое решение принимается в течение 15-18 месяцев).

11 марта 2022 года, в ЕС дали согласие на евроинтеграцию Украины, но согласовать процедуру ускоренного получения членства не смогли.

18 апреля Зеленский передал в ЕС первую, а 9 мая — вторую часть анкеты-опросника для получения статуса кандидата на членство в ЕС. Первая часть касается выполнения политических и экономических критериев, а вторая — описывает состояние законодательства. Как правило заполнение опросника само по себе занимает несколько лет. Сейчас же потребовалось всего несколько дней (опросник был получен 8 апреля).

12 мая в МИД Франции заявили, что заявку Украины на вступление в ЕС рассмотрят на саммите объединения в июне.

Представляется очевидным, что такая скорость была не случайной, операция была заранее подготовлена. Расчёт, вероятно, делался всё же не на реально сложившиеся обстоятельства, а на начало украинского наступления в Донбассе, которое планировалось в марте. Вероятно, имелось в виду, что Украина даст населению республик не только «зачистку», но и перспективу скорого вступления в ЕС. С другой стороны, это был бы сигнал для России не вмешиваться.

Сейчас ситуация в ЕС неопределённая.

Во-первых, очевидно, что Украина к членству в ЕС не готова. В особенности это касается экономической составляющей (страна, всё же, фактически является воюющей), то также и таким моментам, как демократия и права человека.

Собственно, проблемой это не является: правила нужны для того, чтобы их нарушать. Но вступление Украины создаёт угрозы для внутренней структуры ЕС и, главное, для его экономики — ведь Украина финансировать мероприятия по вступлению в ЕС не может и не будет.

Во-вторых, неожиданно (но предсказуемо) изменилось мнение России относительно членства Украины в ЕС. Если ранее Россия не возражала, то 12 мая первый заместитель постпреда при ООН Дмитрий Полянский заявил, что «наша позиция по этому поводу более похожа на позицию относительно вступления Украины НАТО» и объяснил это тем, что «ситуация изменилась после заявления господина Борреля о том, что «эта война должна быть выиграна на поле боя»».

13 мая глава МИД России Сергей Лавров уточнил: «это проблема отношений Киева с Европейским союзом. Но безобидность такого желания Киева вызывает серьезные сомнения», поскольку «ЕС из конструктивной экономической платформы, в качестве которой он создавался, превратился в агрессивного, воинствующего игрока, который уже заявляет о своих амбициях далеко за пределами европейского континента».

Для ряда европейских стран, которые хотели бы на будущее сохранить отношения с Россией, это большая проблема. Потому Франция, например, осторожно уверяет, что процедура принятия в ЕС Украины растянется на годы.

Резюме

Мы недаром напомнили в заголовке лозунг КПСС образца 1985 года. Тогда предполагалось начать с ускорения социально-экономического развития, а потому перейти к перестройке, под которой имелось в виду, в частности, понимание того, что именно нужно ускорять. Закончилось всё плохо, причём в исторически короткие сроки — всего шесть лет.

Украина может стать членом ЕС по ускоренной процедуре. Но нужно ли это странам-бенифициарам ЕС (сейчас ключевую роль играет Франция — Германия, после ухода Меркель, способность к проведению самостоятельной политики утратила) — большой вопрос. Вполне вероятно, что принятие Украины спровоцирует ускорение процессов по изменению внутри ЕС в сторону «Европы разных скоростей», о которой уже изрядно подзабыли.

Украина может оказаться последней страной, принятой в ЕС и возможно даже последней страной, которая останется в ЕС.

Василий Стоякин


Ссылка на первоисточник
наверх