Чуть более двух недель прошло после очных переговоров Путина и Эрдогана в Тегеране. И они снова встретились лично. На переговорах в Сочи принято совместное заявление, в котором есть прорывные моменты. Отношения между Россией и Турцией могут стать примером того, как страны с интересами, часто диаметрально противоположными, могут и должны поддерживать отношения – при взаимном уважении и в постоянном поиске общего знаменателя.
То, что не анонсировали
На встрече в Сочи президента России Владимира Путина и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана произошла маленькая сенсация: стороны завершили переговоры подписанием объёмного заявления, в котором есть реально прорывные пункты. Общая позиция, занятая Россией и Турцией, в частности, по Сирии и Ливии, способна стать основой стабильности в этих странах.
Что касается Сирии, то Путин и Эрдоган подтвердили приверженность политическому единству страны и сохранению её территориальной целостности и, что характерно, подтвердили решимость «действовать сообща в плотной координации друг с другом в вопросах борьбы со всеми террористическими организациями».
Среди затронутых вопросов были недавние события в Сирии. Стороны подтвердили, что придают большое значение продвижению политического процесса. Обозначена важность сохранения политического единства и территориальной целостности Сирии,
– говорится в документе. В Ливии Россия и Турция тоже готовы приложить свои усилия для нормализации обстановки в этой стране:
Заявлена твёрдая приверженность суверенитету, территориальной целостности и национальному единству Ливии. Стороны обозначили важность проведения свободных, справедливых и заслуживающих доверия выборов на основе максимально широкого консенсуса и вновь подтвердили свою поддержку продолжающемуся политическому процессу, основанному на главенствующей роли самих ливийцев и под их руководством.
Кроме того, в совместном заявлении не обойдён вопрос безопасного вывоза зерна с Украины. «Лидеры признали важную роль конструктивных отношений двух стран в заключении инициативы о безопасном вывозе зерна из украинских портов. Акцентирована необходимость обеспечить полное выполнение стамбульской пакетной сделки в соответствии с её духом и буквой, включая беспрепятственный экспорт российских зерна, удобрений и сырья для их производства», говорится в документе.
Другим вопросом, по которому были приняты важные решения, является выход экономического сотрудничества между двумя странами на новый уровень. Как сообщил прессе по итогам встречи президентов вице-премьер Александр Новак,
сегодня в рамках переговоров были достигнуты очень важные решения, которые, по сути дела, выводят на новый уровень развитие наших отношений в торговле, в экономике – практически по всем отраслям.
По словам Новака, которые приводит ТАСС, стороны решают поставленную президентами задачу по достижению уровня взаимного товарооборота в размере $100 млрд и упрощению процедур, которые позволяют бизнесу развивать отношения в сфере торгово-экономического сотрудничества по всем направлениям.
И наконец, Путин и Эрдоган обсудили поставки газа в Турцию и договорились о его частичной оплате в рублях.
Перечисленные выше темы – навскидку и при анализе сообщений из Сочи в режиме «блиц» – представляются самыми важными из того, чтобы было открыто представителям прессы.
Отказались от пресс-конференции
Между тем значительная часть переговоров Путина и Эрдогана прошла в закрытом режиме – тет-а-тет. И более того, «по причине плотного графика» турецкого президента лидеры не запланировали традиционную для таких случаев совместную пресс-конференцию. А с русской прессой по итогам было поручено поговорить вице-премьеру Александру Новаку. Не ставя под сомнение занятость Эрдогана, позволим себе всё же предположить, что была другая причина не выходить к прессе, а именно – оставить некоторые вопросы «в тени», учитывая их остроту и чувствительность как для двух стран, так и для других участников международных отношений.
ТАСС, например, ссылается на турецких аналитиков, которые справедливо полагают, что одной из самых горячих тем двусторонних отношений является планируемая Турцией новая военная операция на севере Сирии и потому является одним из основных вопросов повестки. Турция ранее утверждала, что цель этой трансграничной операции – расширение 30-километровой зоны безопасности, установленной турецкими военными в октябре 2019 года в результате операции «Источник мира». С большой долей уверенности можно утверждать, что именно в этом контексте и шла беседа Путина и Эрдогана о Сирии. И формулировки совместного заявления относительно Сирии говорят о том, что стороны добились серьёзного прогресса на пути к взаимопониманию.
Энергетика в эпоху кризиса
Кроме того, как признавали оба президента, важной постоянной темой повестки двусторонних отношений является строительство АЭС «Аккую» – первой в Турции. Её приоритет и важность для Турции очевидны. В условиях европейского энергетического кризиса производство энергии становится основой безопасности и стабильности страны. Некоторое время назад руководство совместного российско-турецкого проекта «Аккую Нуклеар», который полностью финансируется российской стороной и в котором госкорпорация «Росатом» является мажоритарным акционером, сменило главного турецкого подрядчика по причине его неудовлетворительной работы. Возникла опасность задержки реализации проекта.
Вопрос об АЭС «Аккую», который мы с вами сегодня после определённой оценки сможем довести до определённой точки и принять по нему решение, не позволит создать задержки в реализации проекта. Выполнение работ по графику и завершение строительства в срок АЭС «Аккую» имеет очень важное значение, учитывая, что она позволит покрывать 20% потребностей Турции в электроэнергии. Надеюсь, что всесторонняя оценка в этом вопросе будет полезной,
— сказал Эрдоган перед началом переговоров с Путиным. Ожидается, что первый энергоблок будет запущен в установленный срок – в 2023 году, чего очень ждёт турецкая сторона.
Понятно, что энергетические вопросы значимы для обеих стран. В открытой части встречи – присутствии прессы – Путин затронул вопрос газопровода «Турецкий поток» явно в контексте спровоцированных Западом проблем поставок российского газа в Европу через Балтийское море. Путин подчеркнул, что «Турецкий поток», в отличие от всех других направлений поставок российских углеводородов в Европу, работает исправно, ритмично, без всяких сбоев. По его мнению, потребители в Европе должны быть благодарны Турции за обеспечение бесперебойного транзита газа. А по тексту финального совместного заявления ясно, что Турция не подписывается под отказом западных стран не платить за газ рублями и вообще не отказывается от русского газа. И это ещё один камень в западное «единство», и в частности в НАТО, в состав которого входит Турция.
Что с того?
В целом диалог в Сочи стал продолжением состоявшейся 19 июля в Тегеране российско-турецкой встречи на полях саммита астанинской «тройки». Главное, что привлекает к себе внимание, это постоянство «номенклатуры» вопросов, которые представляют взаимный интерес. Она уже долго не меняется, за исключением, конечно, вопросов, связанных с проводимой Россией СВО на Украине.
Это говорит о нескольких вещах. Во-первых, о том, что стороны взаимозависимы и поиск точек соприкосновения одинаково важен и для России, и для Турции. Во-вторых, стороны понимают, что диалог – лучший способ решения конфликтных ситуаций и сто лет диалога лучше минуты войны. В-третьих, проблемы, стоящие на повестке дня в двусторонних отношениях, остры и не ждут отсрочки, и стороны готовы их решать. И в-четвёртых, обе страны обладают суверенитетом и собственным представлением о его защите, отстаивают его вне зависимости от мнения заокеанского гегемона.
И это – четвёртое – является основой того, почему лидеры двух стран так часто общаются друг с другом. В противном случае диалог был бы пустым и бесполезным, как бесполезно Путину общаться, например, с руководством абсолютного большинства стран Европы, тупо выполняющих приказы Вашингтона. Создаётся впечатление, что если бы рабочие кабинеты Путина и Эрдогана находились в одном здании, они бы проводили совещания и «сверяли бы часы» каждый день. Прагматичность отношений России и Турции – это то, чего сильно не хватает отношениям коллективного Запада с Москвой.
Свежие комментарии