Визит президента Франции Эммануэля Макрона в США был откровенной PR-акцией. Он хотел предстать спасителем Европы от разрушительной внешнеэкономической политики её главного «союзника» – Соединённых Штатов. Получился пшик и даже хуже. Так всегда бывает, когда за «креативом» ничего не стоит.
Казаться, а не быть
Уже давно подмечено, что Макрону не дают покоя лавры Наполеона.
Вся его деятельность направлена не на то, чтобы решить какую-то задачу, а показать всему миру, что он «может её решить». Именно этим и ничем иным объясняется, например, тот факт, что Макрон вёл конфиденциальные, как предполагалось с нашей стороны, телефонные переговоры с президентом России в присутствии французских журналистов. Для Макрона мир перевёрнут с ног на голову. Если древняя мудрость гласит, что надо быть, а не казаться, то у француза – всё наоборот. Этой перевёрнутой «концепции» отвечает и его разрекламированный визит в США.В чём суть вопроса, который был взят Макроном и его имиджмейкерами в качестве «затравки» для этой пышной PR-акции? В рамках своей политики по разрушению Европы, как одного из своих главных экономических конкурентов, Вашингтон ввёл в действие новые рычаги умерщвления Старого Света. Это закон под названием «Акт сокращения инфляции» (Inflation Reduction Act), подписанный Байденом в августе. Он направлен на предоставление щедрых субсидий компаниям, производящим, в частности, электромобили, аккумуляторы или возобновляемые источники энергии – при условии, что они производятся на американской территории.
В целом же «Акт сокращения инфляции» – вместе с низкой, по сравнению с Европой, ценой на энергоносители на внутреннем американском рынке – создаёт куда более выгодные условия для работы в США любого европейского предприятия. «Акт сокращения инфляции» выделяет 370 миллиардов долларов на «чистую энергетику» и достижение климатических целей, 64 миллиарда долларов – на снижение стоимости лекарств и медицинских страховок.
Между тем уже десятки крупных компаний переносят свои производства из Европы в США по причине тяжелейшего энергетического кризиса в Старом Свете, привлечённые законом о снижении инфляции. Решение о переводе производств в Штаты уже приняли Volkswagen и BMW. Tesla Илона Маска заморозила проект по производству аккумуляторов в Германии и теперь воспользуется преимуществами закона IRA.
Люксембургская металлургическая компания ArcelorMittal SA тоже закрыла два своих производства в Германии и перенесла их в Штаты. Гендиректор крупнейшего голландского производителя удобрений OCI N.V. заявил, что теперь производственные мощности компании будут развёрнуты в штате Техас. О переезде в США подумывают немецкая компания BASF и норвежская Yara International, также занимающиеся производством удобрений. Список можно продолжать. И вот Макрон взялся изменить ситуацию.
По законам войны
Артподготовкой к главной атаке, то есть к визиту в США, была состоявшаяся накануне встреча Макрона с лидерами французского бизнеса, на которой президент Пятой республики, говоря по-простому, просил предпринимателей не бежать в Штаты за «длинным долларом». Мол, всё образуется, надо только чуть-чуть потерпеть. «И ради вас, дорогие бизнесмены, я сейчас еду в США, где спасу не только французский, но и весь европейский бизнес» – так примерно можно изложить суть затеянной Макроном встречи. Он позволил себе «откровенный разговор» с промышленниками, избегая намёков и полутонов. По словам французского лидера, Штаты «полностью отодвигают Европу с рынка«.
Той же самой «откровенности», которая уже граничила с инфантилизмом, Макрон придерживался, вступив на землю Америки. Выступая перед конгрессменами, француз опустился до детского лепета. Казалось, что он говорит не как государственный лидер, а как мальчишка, просящий милостыню. Для подтверждения этого тезиса приведём выдержки из статьи французской газеты Le Monde. Вот как в ней описывается выступление Макрона перед американскими законодателями:
Поставьте себя на моё место. Никто из вас не позвонил мне, когда обсуждался этот закон,
– умолял президент Франции, прося «уважать его, как хорошего друга».
У меня есть средний класс, который должен работать, и люди, которые должны найти работу. А последствием вашего закона является то, что вы решаете свою проблему, но усугубляете мою. Извините за такую прямолинейность,
– добавил он, имея в виду сложную экономическую ситуацию в Европе. Даже ничего додумывать не надо. Французы сами показали своего президента. Он давил на чувства и совесть. Нашёл правильного адресата, к чьей совести призывать!
На ту же самую совесть он давил, когда говорил уже с Байденом. И это тоже был напрасный труд. Президент США признал наличие «сбоев» в этом законе и сказал, что «мы можем внести поправки, чтобы удовлетворить союзников». Но завершил свой ответ такой примечательной фразой:
Соединённые Штаты не приносят извинений. И я не приношу извинений, поскольку это я вписал это в закон, о котором мы говорим.
Опуская трескотню информагентств и онлайн-версий ведущих западных газет, надо сделать единственно возможный вывод: Макрон ничего не получил из искомого, кроме вкусного гала-ужина и пластмассовых улыбок с американской стороны. Ничего не получила и вся Европа, от имени которой он выступал.
Что думает Европа?
Макрон пытается примерить на себя тогу «спасителя Европы». Но в Евросоюзе и без него уже понимают, к чему США ведут дело. Еврокомиссар по внутреннему рынку Тьерри Бретон, например, совершил такой демарш, который в прежние времена сочли бы за оскорбление. Он отказался от визита в США для участия в заседании Совета по торговле и технологиям США–ЕС, который состоится на следующей неделе в университете Мэриленда, поскольку эта встреча фактически проигнорирует агрессивную политику США в отношении Европы.
Это совещание «не отводит достаточно места для вопросов, вызывающих озабоченность у многих европейских министров промышленности и бизнеса», заявил помощник Бретона агентству Bloomberg. По его словам, вся дискуссия «сведена к двухчасовой встрече министров, а закон о снижении инфляции вообще был понижен с пункта повестки дня до обсуждения во время 45-минутного обеда». То есть европейцы просто не стерпели такого откровенного унижения и пренебрежения их интересами.
Кстати, Тьерри Бретон – один из тех евробюрократов, которые не пытаются пиариться, но режут правду-матку и с американцами не миндальничают, в отличие от Макрона. Ранее он заявил, что, если США не изменят ряд пунктов этого закона, ЕС готов будет принять ответные меры для защиты своих производителей.
Мы направили Соединённым Штатам письменное предупреждение с конкретными пунктами их закона, которые, на наш взгляд, противоречат нормам ВТО. Либо США изменят эти пункты, либо нам придётся поднять этот вопрос на уровне ВТО, и мы рассмотрим ответные меры,
– заявил Бретон в эфире телеканала BFM Business.
Рассеял туман
Вся затея Макрона высветила глубочайший раскол между США и Европой, хотя нам, в России, это и так давно понятно. Макрон забил мяч в свои собственные ворота. Он, а не кто-то из критиков Запада в Москве, показал всему миру, в чём именно заключается политика США в отношении своих европейских «союзников». Прибегая к такому приёму, как «откровенный разговор», Макрон открытым текстом обозначил и звериную суть американской элиты, для которой прибыль превыше всего, и ближайшие очень печальные перспективы Европы, которая отдана на заклание ради интересов американского «глубинного государства».
Американцы же, включив на полную катушку присущий исключительно им цинизм, с «пониманием» на лице поддакивали в ответ на «откровенный разговор» лидера Франции, не собираясь на самом деле ничего менять. Для них необходимость принимать Макрона и вести с ним светские разговоры, приправленные возвышенными фразами типа «мы братья по оружию» и «трансатлантическая солидарность», – вынужденные издержки, которые самим американцам реально ничего не стоят. Потому что на другой чаше весов для них – грезящиеся им богатство и власть, выстроенная на обломках Европы и всего остального мира.
Но самое страшное для Макрона – осознаёт ли он это? – в том, что все в мире всё прекрасно понимают. Все видят, что «король-то голый». И потому – на фоне этого всеобщего понимания – президент Франции выглядит в лучшем случае наивным простаком. В худшем – идиотом. И этот свой статус идиота он транслирует всем лидерам стран Евросоюза и брюссельской бюрократии, поскольку взял на себя ответственность и смелость говорить от имени Европы.
Что с того?
Просьбы Макрона к США остановить разрушение Европы не будут иметь никаких последствий. Для американцев, как всегда, это только бизнес и ничего личного. А бизнес – это про деньги. Европа должна платить за величие Америки. На месте Макрона в роли наивного просителя за Европу мог быть кто угодно – Олаф Шольц, Педро Санчес, Анджей Дуда. Даже Зеленский. Им всем Штаты отвели роль баранов, ведомых на заклание. Только Западная Европа платит деньгами и своим благосостоянием за величие Америки, а киевский режим – жизнями украинцев.
Свежие комментарии