На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Факты Дня

2 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячеслав
    Хорошая статья...  Вот теперь, такую же про наше Министерство обороны, пожалуйста!..Эротичный «эскорт...
  • Бендер Задунайский
    Ближе к очку зелебобика колоть надо было . Вынул и член об бороду вытер .Эротичный «эскорт...
  • Olga Chuhutina
    Турции  не стоило так поступать с  храмом Святой  Софьи КонстантинопрольскойПредначертание св...

Как миллионы советских детей играли в "Зарницу"

Знаменитую военно-спортивную игру советских пионеров "Зарницу" иногда называют самой массовой игрой XX века. И в самом деле, трудно представить другую забаву, которая бы ежегодно увлекала миллионы ребят! Это не преувеличение: 20 миллионов школьников со всего Союза поучаствовали в "Зарницах" только в первые пять лет их проведения, и дальше цифры, по всей вероятности, только росли.

- Мы с девчонками старались записаться в медсёстры, так как бегать по подземным ямам с деревянными автоматами нам было неинтересно. А достать из сумочки зелёнку и разрисовать "любимого" одноклассника - вот истинное удовольствие от игры!"

- "Вожатые разбивали нас на отряды, каждый из которых старался захватить флаг противника, попутно выполняя различные задачи, разыскивая тайники с подсказками и прячась от противника, чтобы не взяли в плен или не убили. Весело очень было и увлекательно, с удовольствием вернулась бы в то беззаботное время".

И это - воспоминания девочек, а что говорить о ребятах, для которых "Зарница" стала своеобразным продолжением традиционной для детства игры в "войнушку", как бы более высоким её игровым уровнем. Главное - здесь четко определялись победители и проигравшие, тогда как в дворовых баталиях "наши" всегда побеждали "не наших", независимо от "вооружения" и смекалки.

К слову, о девочках. Как ни удивительно, но основателем "Зарницы" стала девушка - пионервожатая сельской школы Краснокамского района Пермской области Зоя Кротова.

"Пионерская работа шла вяло. Для меня она была новой, и я все время думала, как сделать её интересной?" - уже в наше время рассказала местным газетчикам Зоя Васильевна. Она пришла в учебное заведение в сентябре 1962-го, 23 февраля 1963-го организовала традиционный в то время "военный" смотр строя и песни, а на следующий год твёрдо решила всех удивить. И у неё получилось.

Для начала каждый класс местной школы выбрал себе специализацию. Кто-то из ребят превратился в отважных лётчиков, кто-то в бравых пехотинцев, а кто-то взял на себя роль артиллеристов. Большинство смогло отыскать подходящую военную форму, благо в те годы с такой одеждой проблем не было. Вызывая в этот день ребят к доске, учителя-командиры отдавали приказы: "Рядовой Иванов, к доске! Шагом марш!"

Но самое интересное началось после уроков и торжественной "линейки", которая напоминала армейское построение на развод. Все классы школы строевым шагом отправились на один из близлежащих холмов, где под руководством Зои Кротовой состязались друг с другом на полосе препятствий. Ребятам нужно было преодолеть заснеженное минное поле, заграждения из колючей проволоки, сразиться с соперниками в рукопашном бою, а на финише захватить боевое знамя в крепости. Победителям полагался большой торт, который они великодушно разделили с проигравшими.

О военно-спортивной игре в сельской школе вскоре узнали в областном центре. Во-первых, быстро распространялись восторженные отзывы участников необычного мероприятия и их родителей, а во-вторых, сама пионервожатая решила не останавливаться на достигнутом, и к 9 Мая подготовила более масштабное действо. Помог ей в этом преподаватель местного высшего командно-инженерного училища, оказавшийся бывшим учеником школы. Он привез в село нескольких военнослужащих, автоматы с холостыми патронами, взрывпакеты, полевую кухню. Школьники разделились на две большие "армии", которыми командовали не кто-нибудь, а настоящие подполковник и генерал, и провели что-то вроде "реконструкции" масштабного сражения.


Разумеется, Зое Кротовой сразу же поручили распространить этот опыт на всю область, а в 1967 году "Зарница" приобрела всесоюзный масштаб. Ее кураторами были знаменитые маршалы Советского Союза Иван Баграмян и Василий Казаков. Уже тогда игра стала элементом системы начальной военной подготовки школьников и несла серьезную педагогическую функцию. Считалось, что она воспитывает гражданскую сознательность и патриотизм, "вырабатывает командный дух, атмосферу взаимовыручки и товарищества".

Интересно, что у самой популярной в СССР игры не было единых правил. Организаторы могли выбирать конкретные конкурсы и задачи - в зависимости, скажем, от погоды, состава участников, имеющегося времени и инвентаря. Одно дело, когда "Зарницу" проводили в летних лагерях - с выездом на пару дней на полигоны в палатках. И совсем другое - когда ее устраивали в учебное время и, можно сказать, "для галочки". В этом случае все нередко ограничивалось чисто спортивными состязаниями - в беге, подтягивании, метании муляжа гранаты. Иной раз мероприятие проводили в зале, и в лучшем случае к примитивному физкультурному набору добавляли конкурс по сборке и разборке учебного автомата.

Если же организацию "Зарницы" поручали действительно неравнодушному пионервожатому или учителю-фронтовику, то здесь, по большому счету, его фантазию было сложно ограничить. Ребята могли соревноваться в точности стрельбы и метания гранаты, скорости установки походной палатки, разведения костра, надевания костюма химзащиты. Девочки состязались в качестве перевязки "раненых бойцов" и изготовлении носилок из подручного материала, мальчики совершали самые настоящие марш-броски, пользуясь картой или подсказками. Нередко одним из заданий становилась подготовка "боевых листков" силами "полевых" репортёров.

Но самым интересным, понятно, был игровой элемент "Зарницы" - когда школьники делились на команды и "воевали" за флаг. Мало того, что его нужно было отнять у противника, так при этом предстояло не утерять собственное знамя, за которым, в свою очередь, охотились неприятели. Особый колорит противостоянию придавали рукопашные бои, в ходе которых неприятели старались сорвать друг у друга с формы, пришитые мелкими стежками картонные погоны. Если это получалось не сразу, игрок получал ранение и ему разрешалось перемещаться по полю боя только пешком. Спасти таких бойцов могли девушки из "медсанбата", которые имели возможность полученные в сражениях "раны" в буквальном смысле залатать. В идеале все заканчивалось награждением "боевыми" наградами и общим ужином у костра - с настоящей полевой кашей. Война, как говорится, войной, а обед и ужин - строго по расписанию.

 








Вставьте ссылку на Youtube, Vimeo или Facebook, Twitter, Instagram и нажмите Enter

"Орлята учатся летать". БДХ, 1979

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх