
Первые дни нового 2022 года оказались насыщенными событиями на постсоветском пространстве, к сожалению, трагическими. Полыхнул Казахстан. Предсказуемо для тех, кто разбирается в ситуации в стране, которая была обусловлена серьезными социально-экономическими, региональными, элитными факторами и влиянием внешних сил.
Президент Касым-Жомарт Токаев проявил решительность, консолидировал вокруг себя власть, позвал на помощь миротворческие силы ОДКБ — и все это оказало стабилизирующее влияние, мятеж фактически подавлен, хотя остаются отдельные его очаги.
Для полной стабилизации, зачистки страны от боевиков понадобится еще несколько недель, но уже сейчас можно сделать вывод, о том, что произошедшее в Казахстане будет иметь далеко идущие последствия для всего постсоветского пространства.
Дело в том, что Казахстан долгое время считался образцом постсоветской государственности, в раках которой был выстроен баланс между внешними игроками, инвесторами, был запущен казавшийся безупречным транзит власти от одного руководителя страны и его команды к другому.
На данный момент все выглядит уже не так радужно. Масштабное присутствие различных внешних игроков, НКО и СМИ, завязанных на внешнее финансирование, оказало, скорее, подрывное влияние, чем конструктивное.
Кризис в Казахстане, который начался со справедливых социальных требований против картельного сговора производителей сжиженного газа, закончился масштабным заговором элит против действующего президента и мятежа всевозможных экстремистов.
Все это означает, что Казахстану, его руководству придется серьезно измениться. И эти изменения должны привести к санации внутриполитической жизни страны, к более четкому внешнеполитическому определению.
Стало очевидно, что только Россия и созданные вокруг нее интеграционные союзы действительно могут гарантировать устойчивость и безопасность в Казахстане, а это значит, что у республики нет иного реального выбора, кроме как усиливать евразийский вектор интеграции и союзничества.
Но этом фоне становится понятно, что никакие пантюркистские или панисламские идеологические фантомы не могут заменить оперативной военно-силовой помощи, которую оказали союзники по ОДКБ.
Ситуацию в Казахстане уже комментируют многие политики и эксперты, но самым интересным, как нам кажется, было заявление Александра Лукашенко, сказанное им в православном храме на Рождество:
«Должен вам сказать, что этот год будет непростым. Мир изменится серьезнейшим образом. Мир изменится в плане объединения народов и государств в союзы. Таким государствам, как мы, в одиночку не просто будет трудно выжить, — будет невозможно. Поэтому я и взял более жесткий курс на то, чтобы сохранить наш суверенитет и независимость, чтобы мы были государством. Но были в тесной связке с нашими ближайшими друзьями и братьями, — сказал глава государства. — Кто это? Это Россия. Это Казахстан. Это Украина. Неважно, что там происходит сегодня. Там народ обездолен до крайности. Так долго продолжаться не может. И нам надо сделать все, чтобы вернуть Украину в лоно нашей настоящей веры».
Лукашенко уверен, что нас ждет более тесное объединение в союзы на постсоветском пространстве. И эта его уверенность подтверждается примером Белоруссии, которая сама пережила в 2020-м году самую опасную попытку «цветной революции» и государственного переворота в новейшей истории.
Политическими итогами подавления мятежа стал отказ от декларируемого в Конституции Белоруссии стремления к нейтралитету, усиление военно-политического и военно-технического сотрудничества с Россией, подписание 28-ми программ углубленной союзной интеграции, в результате реализации которых Россия и Белоруссия фактически образуют экономическую конфедерацию.
Нечто подобное мы можем ожидать и после стабилизации в Казахстане. Военная помощь и присутствие миротворческих сил России и ее союзников должны быть конвертированы в усиление политического влияния и евразийской ориентации Казахстана.
Судя по реакции других мировых и региональных центров силы, это будет восприниматься как должное — в случае Китая либо никакого реального противодействия не может быть оказано — в случае Турции.
Конечно, более четкое самоопределение Казахстана будет непростым и потребует немало времени для того, чтобы снизить влияние элит и гражданских структур, ставших питательной средой для мятежников и экстремистов, но этот процесс неизбежен и необходим для оздоровления Казахстана как государства.
Казахстан в этом случае может стать примером и для других государств Центральной Азии, которые так или иначе вовлечены в процессы евразийской интеграции, но пока участвуют не во всех ее форматах: Узбекистана, Таджикистана. Главным геополитическим и итогом кризиса в Казахстане должно стать оформление четкого центростремительного вектора в регионе.
Алексей Дзермант
Свежие комментарии