О российских «Кинжалах», «Искандерах», «Калибрах» и «Ониксах» написано масса материалов и сняты часы видеороликов. Однако при всей важности обеспечения армии современными, эффективными, надежными и не имеющими зарубежных аналогов образцами вооружения, главным действующим лицом любых боевых действий всегда остается солдат.
Которого необходимо кормить, одевать и обеспечивать ему возможность отправления самого полного комплекса санитарных и гигиенических процедур. И в этом отношении Вооруженные Силы Российской Федерации могут дать фору любой армии мира.Говоря проще, еда должна быть вкусной, форма и постель — чистой, а баня — теплой и регулярной. В этом и заключается повседневная работа тыловых служб и подразделений ВС РФ, исключающая нарушение сроков, сбои в поставках и любые форс-мажоры. Только тогда от бойца на передовой можно требовать четкого выполнения боевой задачи.
В представлении подавляющего большинства людей, прямо или косвенно не связанных с Вооруженными силами или другими силовыми структурами, питание военнослужащих в полевых условиях ограничивается набором продуктов, включенных в состав сухпайка. Однако, это не совсем так, вернее, совсем не так.
Сегодня специалисты материально-технического обеспечения (МТО) ВС РФ обеспечены широким арсеналом технологических средств быстрого приготовления пищи и пастеризованными суповыми наборами, в состав которых включен самый полный набор необходимых человеческому организму ингредиентов: уже приготовленное мясо, пассированные овощи и молотые специи. Помещаете содержимое в кипящую воду и через три минуты получаете полноценный борщ, рассольник или харчо.
Использование таких наборов позволяет поварам отказаться от большинства подготовительных операций: разделки мясопродуктов, чистке, шинковке и тепловой обработке овощей и т. д, что позволяет практически вдвое сократить время приготовления пищи.
Основными полевыми кухнями, используемыми российскими тыловиками, являются ПАК-130М и ПАК-200М, способные накормить 130 или 200 человек соответственно. Первая удобна в транспортировке, а потому наиболее востребована в войсках. Ее четыре котла и духовка могут работать на любых видах топлива: солярке (керосине), газе, угле и, конечно, дровах. ПАК-200М отличается высокой степенью мобильности, позволяющей готовить пищу не только на стоянке, но и на марше.
В последнее время все чаще используется более «продвинутый» аналог полевых кухонь — КСВК-240/24, то есть, мобильные кухни-столовые переменного объема. Выдвижные боковые секции-крылья в три раза увеличивают внутренний объем, создавая комфортные условия для приема пищи двадцатью четырьмя военнослужащими одновременно.
И немного о том самом «сухом пайке», официально называющимся индивидуальным рационом питания (ИРП) и предназначенном для питания военнослужащих, выполняющих боевые задачи в отрыве от своего подразделения.
В настоящее время существует семь вариантов ИРП, отличающихся по условиям употребления (повседневный или боевой) и времени года (зима-лето), уровень энергетической ценности каждого из которых не опускается ниже 4500 килокалорий. Подразделения специального назначения и воздушно-десантных войск получают свои, более компактные (по размерам, а не по энергетической ценности) «пайки».
Один ИРП рассчитан на три приема пищи. В него в обязательном порядке включены мясные и овощные консервы, галеты, паштет или шпик, плавленый сыр, консервированные фрукты (в летнем варианте), сахар, джем или фруктовый концентрат, молочный напиток, фруктовые палочки, шоколад, чай в пакетиках, растворимый кофе, соль и перец. Кроме, собственно, продуктов военнослужащий в нем найдет портативный разогреватель с топливом в виде сухого спирта, салфетки, спички, обеззараживающие таблетки, поливитамины и жевательную резинку. Кстати, употребление «сухого пайка» ограничено тремя сутками.
Однако на этом «сюрпризы» российского ИРП не заканчиваются — его внешняя оболочка, которая «и в воде не тонет, и в огне не горит», — представляет из себя достаточно сложный технологический элемент, к созданию которого оборонное ведомство России предъявляет чрезвычайно жесткие требования. ИРП способен в течение пяти секунд находиться в пламени костра или три часа пролежать под водой (на метровой глубине) без риска повредить содержимое.
19 июля телеканал «Звезда» показал представленные пресс-службой оборонного ведомства Российской Федерации кадры работы уникального поезда группировки «Отважных». Как бы странно это не звучало, но этому поезду, не имеющему вооружения, не перевозящему военные грузы и не эвакуирующему раненных бойцов, тем не менее доверено выполнение весьма важной миссии, непосредственно влияющей на ход специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины.
Этот железнодорожный комплекс, являющийся по сути «подвижной баней-прачечной», в круглосуточном режиме решает задачи материально-технического обеспечения союзных войск, включающие помывку личного состава, стирку и дезинфекцию белья и обмундирования, а также организацию горячего питания.
А вель первый российский поезд-баня появился в 1904 году и весьма неплохо себя зарекомендовал во время русско-японской войны. Формированием таких поездов в период Первой мировой войны занималась императрица Александра Федоровна. Во время гражданской войны поезда-бани вошли в состав Главного военно-санитарного управления РККА, а с началом Великой Отечественной строительство БПДП получило новый толчок.
О важности места, занимаемого данным железнодорожным комплексом в повседневной жизнедеятельности военнослужащих ВС РФ и НМ ЛДНР, говорят такие цифры:
— в день здесь стирают порядка двух тонн белья для группировки «Отважные»;
— пропускная способность железнодорожного комплекса, кроме прачечной, включающего в себя вагоны-бани, вагоны-парикмахерские и вагоны-столовые, составляет не менее 1000 человек в сутки.
Примечательно, что личный состав поезда-бани обслуживает не только «Отважных», но и мирных жителей освобожденных от укронацистов населенных пунктов, нуждающихся в воде и горячей пище.
Кроме, так скажем, профильных вагонов, в состав железнодорожного санитарного комплекса включены цистерны с топливом, штабной и жилые вагоны, складские помещения, а также вагоны-электростанции. Вырабатываемой последними электроэнергии хватает не только для обеспечения собственных нужд поезда-бани, но и для обеспечения электричеством небольших населенных пунктов, количество частных домов в которых не превышает одной тысячи. Период автономного и бесперебойного функционирования банно-прачечного комплекса достигает пятнадцати суток.
«Наш персонал четко осознает важность и нужность своей службы. Тем более, что железнодорожный комплекс оборудован современными и достаточно сложными в техническом плане системами. Поэтому ключевыми составляющими нашей работы считаются высокий профессионализм, строгая дисциплина, техническая грамотность и неукоснительное соблюдение мер безопасности.», — поделился информацией начальник этого необычного, но очень необходимого российским воинам поезда.
Свежие комментарии