В 2018, рекордсменом среди расходных частей бюджета Украины остаются расходы на оборону. На них планируют потратить 5% ВВП (или около 210 миллиардов гривен). Это будет на 31,5 миллиардов больше, чем в 2017. При этом 24,1 миллиарда из них обещают направить на зарплаты военных.
Президент Порошенко, у которого на носу президентские выборы, в очередной раз пообещал золотые горы военным.
Так, по его словам, находящиеся на линии соприкосновения будут получать от 17 тыс. грн. И хотя это, конечно, ещё не 1000 в день, но для современных украинских реалий – это большие деньги. И как ни странно, но связана такая щедрость со стороны Порошенко не только с его предвыборной кампанией. Дело в том, что в украинской армии сложилась катастрофическая ситуация с личным составом. Из рядов вооружённых сил бегут солдаты и офицеры. Ежегодно армия Украины недосчитывается многих тысяч бойцов. И это не только погибшие и выбывшие по ранениям и болезням. Постмайданная Украина успела обмануть слишком много своих граждан – одни поверили в террористов на Донбассе и подписали ещё в 2014 году контракт до окончания особого периода, который похоже никогда не закончится. Другие поверили, что будут служить в пределах своей области в тербате, а на самом деле на несколько лет уехали на восток, третьих просто забрали по мобилизации, рассказывая, что в АТО только контрактники…
Правительство Украины упорно откладывало решение этой проблемы, пока сами солдаты не начали массово выигрывать суды и увольняться. Оказалось, что гораздо безопаснее и выгоднее уехать на заработки в Польшу или Россию, чем рисковать жизнью в окопах на бесконечной «невойне». Однако и общий уровень жизни в Украине стремительно падает, а опередить его динамику может только рост тарифов и цены в магазинах. Поэтому расчёт Порошенко на то, что жители маленьких городов и сёл, соблазнённые сладкоголосыми обещаниями профессионального кондитера, потянутся в военкоматы, имеет под собой реальные основания. Пустые карманы помогут забыть о прошлых его невыполненных обещаниях. А после того как гражданин подписывает контракт с армией, жизнь его больше ему не принадлежит – после этого он должен стать послушным винтиком в огромной инерционной системе, где добиться реализации своих прав либо практически невозможно, либо слишком трудозатратно. Тем более что существует многолетняя украинская политическая традиция не выполнять свои обещания. Тем более, что структура оборонного бюджета позволяет уже сейчас говорить о том, что сладкие речи о шоколадной жизни солдат так и останутся сладкими речами.
Украина уже много лет системно не выполняет даже имеющиеся обязательства перед военнослужащими. Глобально можно разделить бюджет оборонных ведомств на две составляющих: деньги на содержание военнослужащих и деньги на вооружение, развитие и реформы. Но во всех предыдущих бюджетах средства, заложенные на первую часть, ни разу не были выделены в полном объёме. Да и весь бюджет за годы независимости ни разу не был выполнен. Когда перед чиновниками всех уровней встаёт вопрос на что тратить имеющиеся средства, обычно побеждают те статьи расходов, где можно лично заработать, т.е. закупки, строительство и реформирование. А вот на социальных статьях, такие как оплата жилья для военных, их лечение, финансирование льгот, доплат, премий или даже окладов можно немножечко и сэкономить.
А экономить на чём-то явно придётся. Украинская экономика стабильно замыкает все рейтинги по показателям стабильности и роста. В октябре появились данные, что она является самой рискованной среди экономик развивающихся рынков. Бюджет свёрстан с одной только целью – поскорее получить денег от МВФ. Реальность выполнения его доходной части под очень большим вопросом. Но Верховная Рада под предводительством Парубия уже несколько лет подряд голосует его за один день, не обращая внимания на критику и объективные показатели.
Когда же дойдёт дело до расходной части, то дельцам из министерства обороны намного интереснее осваивать средства на закупках устаревшего вооружения за границей или ненужной техники, но на президентских заводах. Более того в первом случае это может быть ещё и прямой приказ от уважаемых партнёров, который не выполнить просто нельзя. Украина уже давно утратила самостоятельность в принятии решений практически во всех вопросах. Те же США куда как более заинтересованы в том, чтобы страна, которая получает от них финансовую помощь, тратила её на закупку в самих же США списанных кораблей или обучение их экипажей. Получается, что деньги делая круг, остаются в Вашингтоне, только при этом Украина получает старый хлам, а США решает вопрос с утилизацией за чужой счёт. А если часть помощи ещё и под проценты дать… Более того, можно же ещё помочь партнёрам и сателлитам перевооружить и переоснастить свои армии, а имеющеюся старую технику за хорошую цену продать нуждающейся во всём нищим ВСУ, как это было с английскими «Саксонами» или польскими БМП-1. А братья-болгары могут заработать на продаже боеприпасов, ведь по отдельным позициям в Украине большой дефицит, а от других она сама ускоренными темпами избавляется вместе со складами. При этом внутри Украины любого, кто будет открыто говорить, что это не выгодно или нецелесообразно, можно обвинить в содействии агрессору, ведь он не хочет укрепления обороноспособности страны. Идёт война, и ставить под сомнения необходимость закупки техники и боеприпасов – это практически государственная измена.
А ещё ведь идут реформы и переход на стандарты НАТО. А реформы – это всегда большие и лёгкие деньги. Особенно, когда можно их потратить на вещи, которые нельзя потрогать. Например, на переименование прапорщиков в хорунжие, или замену звёздочек на погонах трезубцами. Да Украина и не скрывает, что в первую очередь реформирует аппарат управления войсками и внешние атрибуты для хотя бы визуального соответствия тем самым стандартам НАТО.
А солдаты могут и подождать. Главное заманить новых в замен тех, что увольняются и умирают.
Юрий Квинто
ВСУ: есть деньги для минобороны, но нет денег для солдат
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии