Завод, некогда выпускавший по 800 танков в год, упорно движется к окончательной гибели. Предприятие уже давно не осуществляет серийный выпуск военной техники, перебиваясь заказами на ремонтные работы, производство узлов и комплектующих.
В 2021 году у руководства снова накопились зарплатные долги перед работниками.
На фоне нарастающих проблем украинские власти в очередной раз обещают коллективу крупный оборонный заказ. Впрочем, главная проблема не в отсутствии заказов.Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А. Малышева (ХЗТМ) — ещё одна жемчужина промышленности УССР, пребывающая в хроническом упадке и существующая благодаря эпизодическим заказам. В свою очередь целевой профиль деятельности промышленного гиганта полностью утрачен. А по этой части ХЗТМ является уникальным не только для советской истории машиностроения, но и мировой. Основанный ещё в конце XIX столетия, завод изначально специализировался на производстве паровозов, а также крупногабаритных станков. В двадцатые годы там был освоен выпуск гусеничных тракторов. В Первую мировую и Великую Отечественную его цеха переключались на производство продукции военного назначения. В частности, именно в стенах Харьковского танкового завода под руководством Михаила Кошкина был создан легендарный Т-34. После войны оборонный профиль станет основным, при этом возобновится выпуск железнодорожной техники — тепловозов серии ТЭ. К концу шестидесятых предприятие полностью перейдёт на массовый выпуск бронетехники, в числе которой будут основные танки Советской Армии: Т-54, Т-55, Т-64, Т-80.
В 1991 году ХЗТМ выпустит рекордное количество танков — 800 единиц, после чего начнётся чёрная полоса длиной в тридцатилетие. Завод, известный своими масштабными конверсиями, на этот раз провалил все попытки освоить производство гражданской техники. Хотя возможности имелись уникальные: от производства локомотивов и тракторов, до арктических вездеходов. В 1996 году малышевцы подпишут контракт с Пакистаном на поставку 320 танков Т-80УД. Стоимость сделки оценивалась в солидные 550 млн. долларов. Контракт стал крупнейшим за всю постсоветскую историю и последним, который харьковские «танкисты» смогут выполнить без затруднений. В девяностые и нулевые годы часть имущественного комплекса и земель гиганта была распродана. Ещё один шанс на выживание харьковчане получат в 2009 году за счёт контракта на поставку в Ирак 420 единиц БТР-4, разработанного заводом в нулевые. Именно этот контракт вскроет, что предприятие утрачивает технические возможности серийного производства бронетехники — сроки исполнения работ неоднократно срывались, а иракские военные отказывались от приёмки десятков бракованных экземпляров.
В 2011 году завод подпишет контракт с Таиландом, который впоследствии также станет проблемным. Речь идёт о производстве 49 единиц новейшего и широко разрекламированного украинского танка «Оплот», созданного на базе советского Т-80. Сумма сделки оценивалась в 241 млн. долл. Однако из-за технологической деградации производства выполнение работ неоднократно срывалось и завершилось только в 2018 году. На глобальном рынке оборонной продукции такое «динамичное» исполнение относительно небольшого заказа окажется худшей антирекламой. В частности, таиландские военные, впечатлённые скоростью производства «Оплотов», — впоследствии заключат контракт на поставку 49 китайских танков «VT-4», первая десятка которых была поставлена уже в 2019 году. Другой давний клиент — Пакистан — тоже решил отвернуться от харьковчан в пользу Китая. Исламабад, активно покупавший у завода Малышева моторно-трансмиссионные установки для пакистанских танков «Аль-Халид» и «Аль-Халид-1», аналогично переходит на танк «VT-4».
Наконец, что касается производства военной техники для украинской армии, то за более, чем десять лет с момента принятия на вооружение «Оплота» в распоряжение ВСУ поступил только один экземпляр. В 2019 году этот факт вызвал недоумение у Владимира Зеленского, находившегося с визитом в Харькове. Однако столь удручающий расклад вполне логичен. Болезнь украинского танкостроения хорошо известна: Харьковский танковый не способен осуществлять массовый выпуск военной техники без российских комплектующих. В частности, именно разрыв промышленной кооперации с Россией, инициированный Петром Порошенко в 2014 году, и привёл к срыву всех сроков таиландского контракта — пришлось выстраивать сложные схемы закупки российских комплектующих через третьи страны. Собственно, в Минобороны Украины неоднократно признавали, что на сегодняшний день из-за отсутствия украинских аналогов комплектующих серийное производство «Оплотов» невозможно.
В свою очередь, программа импортозамещения российского нутра «исконно украинского» танка рассчитана до 2023 года. И, конечно же, отдельный вопрос — насколько она реалистична, учитывая, что Украина утрачивает даже существующие технологические звенья. В частности, недавно разгорелся скандал с поставкой танковых стволов для Завода имени Малышева. Киевское КБ «Артиллерийское вооружение», ответственное за их производство, вместо новых стволов всучило старые советские, находящиеся на консервации. Такая подмена объяснялась тем, что КБ больше не обладает техническими возможностями для выпуска новой продукции. При этом КБ выставляло танкостроителям счета по стоимости новой продукции. И коррупционные схемы — это, пожалуй, главная причина, по которой предприятие держат на плаву, регулярно обещая новые большие заказы на производство бронетехники.
Дело в том, что непубличный оборонный актив является просто бесценным инструментом для отмывания денег и сегодня это главное предназначение легендарного танкового завода, где когда-то ковалась победа над фашизмом.
За прошедшие семь лет оборонные расходы Украины составили 537 млрд. гривен (около 20 мрлд. долларов по текущему курсу). На эти деньги Киев, «ожесточённо воюющий» с Россией, мог бы произвести больше 4000 тысяч новых танков в экспортной комплектации. И если вспомнить, что за этот период предприятие поставило украинской армии всего один новый танк, то остаётся только догадываться, сколько бюджетных денег прошло через Харьковский танковый по схемам Петра Порошенко в рамках «Укроборонпрома», и сколько продолжает идти и по сей день. Между тем, финансовое положение завода продолжает ухудшаться. Пока в украинской оборонке растворяются миллиарды долларов, Завод имени Малышева наращивает долги по зарплате, которую трудовой коллектив не получает уже третий месяц к ряду. А недавно у местной налоговой инспекции образовалась претензия на 35 млн. гривен неуплаченных налогов.
Впрочем, пока ручей бюджетных денег окончательно не пересохнет, кураторы тёмных схем из «Укроборонпрома» продолжат отмывать миллионы на виртуальных танковых заказах. А когда схемы вдруг кончатся, имущественный комплекс промышленного гиганта уйдёт с молотка.
Свежие комментарии