Приведет ли решение Константинополя к религиозной войне на Украине
Для начала намекну тем, кто не придает значения религии и считает Церковь средневековым мракобесием: если прольется хотя бы капля крови в борьбе за храмы на Украине, отмахнуться от этих проблем не удастся ни агностикам, ни атеистам. Мы живем в такое время, когда неважно, кто победит в споре о том, есть бог или нет и почему так громко звонят колокола.
Позиция других православных церквей
О том, кто формирует решения Константинопольского патриарха Варфоломея, сказано в последнее время много, в том числе мной. Влияют американцы, а дуют в уши его нынешние экзархи на Украине, один родом из Ивано-Франковска, другой из Львова. Примерно также обстояли дела в Римской империи в средние века, когда старая столица превратилась в глухую провинцию, а на пап начали оказывать давление окрестные варварские короли вроде Карла Великого.
Впрочем, его современнику папе Льву III все же хватило смелости и решимости отказаться менять общехристианский догмат, на котором настаивал грозный предводитель франков. Но, возможно, это был последний римский епископ, для которого было важно сохранить единство «соборной и апостольской Церкви», как сказано в Символе веры. Его преемники были людьми куда менее принципиальными и грамотными. В итоге Рим от тела христианства откололся, как бы сегодня сказали, в одностороннем порядке. И самостоятельно назначил себя Вселенской церковью.
Очень похожие страсти овладели епископами Нового Рима — Константинополя. Варфоломея вряд ли можно сравнить с мудрым и честным Львом III, мне приходят в голову только папы времен порнократии или эпохи Борджиа. Ибо недавно он во всеуслышание заявил, что считает Константинопольский патриархат «материнской» Церковью. И исходя из этой спорной предпосылки в одиночку, без оглядки на других, не менее авторитетных церковных иерархов, решил проблему предоставления Киеву автокефалии «в соответствии с полномочиями, предоставленными ей Священными Канонами».
Ответ был ожидаемым — Москва прекратила евхаристическое общение с Константинополем.
Однако в сложившейся драматической ситуации важно, какие позиции в «битве за Украину» занимают патриархи Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской Церквей, места которых (соответственно, второе, третье и четвертое) в диптихах РПЦ и Константинопольской Церкви совпадают.
Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II:
• Я сделаю все, по мере своих сил, чтобы сообщить всем о ситуации в Украине, всем Предстоятелям Поместных Церквей. Чтобы каноническая Церковь оставалась единственной канонической Православной Церковью, и Господь всегда подавал ей свои блага.
• Ваша Церковь — каноническая, Православная и Святая.
Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X:
• Нам больше всего нужно то время, в котором православное христианство будет одним словом и одним твердым Телом посреди хаоса этого мира, который, прежде всего, отличается разделениями. Единство православного христианского мира является залогом, который Христос передал в наши руки, а согласие поместных православных церквей — это то, что в первую очередь сохраняет его единство и сплоченность.
• Какая необходимость именно сейчас дискутировать по вопросам автономий или автокефалий, когда нам больше всего нужно полное и твердое единство всех православных христиан? Нет никаких сомнений, что Православная церковь должна рассмотреть свои проблемы на общем Соборе, где были бы собраны главы всех поместных церквей.
Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III:
• Мы молимся за нашего собрата Блаженнейшего митрополита Онуфрия и многострадальный народ Украины. Глобализация имеет своей главной целью прежде всего разрушение Православной Церкви. Щупальца глобализации пытаются проникнуть и в Церковное Тело, чтобы его разрушить. Это происходит по всему миру, в том числе и в Украине. Вмешательство политиков в дела Церкви, представителей одной Церкви в дела другой под влиянием политиков — это признаки такого процесса.
• Держитесь своего Предстоятеля, не только находите успокоение в его молитвах, но будьте его помощниками и сомолитвенниками, подражайте ему в твердости веры.
Добавлю, что сербский патриарх Ириней (седьмое место в диптихе Русской православной церкви, шестое — Константинопольской) написал Варфоломею 15-страничное письмо, в котором рассуждает о проявлениях этнорасизма в современном православии и утверждает, что историческое право на церковную организацию на Украине имеет только РПЦ.
Заметьте, иерархи выражаются довольно осторожно и расплывчато. Причина проста: заочное осуждение действий Варфоломея неизбежно углубит раскол. В христианстве такого рода проблемы принято решать на Соборах, лицом к лицу. Не сомневаюсь, что рано или поздно он состоится — слишком серьезный вызов бросил Константинопольский патриарх всему православию.
Разногласия
Не буду касаться правил Халкидонского собора, на которые ссылается Варфоломей. В них не могут разобраться даже теологи. Скажу лишь, что проблема там в трактовках древних текстов, когда еще не было знаков препинания. «Казнить нельзя помиловать» — ставь запятую по собственному разумению.
Гораздо важнее, что Патриарх (автоматически пишу с прописной, хотя пора бы перейти на строчную, да еще и закавычить) дезавуировал решение своего предшественника от 1686 года о передаче украинской митрополии под юрисдикцию Москвы. О событиях тех лет очень подробно рассказал недавно глава церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец.
На мой взгляд, наша позиция изложена очень внятно и аргументирована архивными документами: никакого давления не было. Более того, мы не очень хотели брать под свое крыло «украинцев», во всяком случае, так быстро, как они того желали. Но уж очень они были упорны и настойчивы. Пришлось помогать единоверцам — отправлять посольский приказ в Константинополь, встречаться с османским визирем.
— Сейчас мы готовим к публикации более сотни документов, в основном недавно выявленных в архивах и не публиковавшихся ранее, — рассказал Сергей Кравец. — Работают специалисты по русско-греческим и русско-турецким отношениям, по Речи Посполитой, и это все известные исследователи. После столь кропотливого исследования, картина в глазах любого человека, кто ознакомится с документами, будет абсолютно однозначной. Русская православная церковь и русское правительство никоим образом не планировали и не желали, как это мнится константинопольским исследователям, осуществить экспансию и захватить чужую территорию.
Очень рекомендую ознакомиться с текстом — там много важных деталей, которые для поста были бы слишком громоздкими.
Однако для Всеправославного Собора — в самый раз. Традиция обсуждать ереси месяцами при большом стечении церковнослужителей и богословов уходит в глубь веков. А в том, что Варфоломей еретик, у меня сомнений нет. Мое мнение не единственное, митрополит Кифирский Серафим Элладской православной церкви считает также.
Кстати, по-древнегречески ересь (αἵρεσις) — это всего-навсего выбор. То есть, выдергивание из известного документа или книги (например, Евангелия) некоего пассажа, вокруг которого выстраивается теория, противоречащая общепринятой точке зрения. Другими словами, трактовка.
Еретиков и их последователей на Соборах не убивали — их переубеждали. В первые века ересь вообще не несла в себе такой негативной коннотации, как сегодня. Это был предмет дискуссий, порой острых и даже ожесточенных.
Ну а сам факт отмены грамоты 300-летней давности патриархатом, претендующим на пост судьи, вообще выходит за рамки здравого смысла. Если Варфоломей будет упорствовать, Собор может отменить и более серьезное решение — учреждение Константинопольской кафедры, которое и во времена Ромейской империи вызывало вопросы и имело авторитетных противников.
А почему нет? Прецедент создан.
Расстановка сил на Украине
Ну и наконец о том, чем располагает Константинопольский патриархат на Украине. Сколько храмов может перейти под его юрисдикцию?
Украинская православная церковь РПЦ — 11 358 приходов, 191 монастырь, в том числе Киево-Печерская и Почаевская лавры.
Раскольничья Украинская православная церковь киевского «патриархата» — 2781 приход, 22 монастыря.
Раскольничья Украинская автокефальная православная церковь — точных данных нет. По собственной статистике: 1200 приходов, 700 священников.
Понятно, что под Константинополь готовы лечь около 3 – 4 тысячи приходов раскольников. Однако 10 – 12 тысяч церквей УПЦ МП, не желающей подчиняться Варфоломею, — сила куда более мощная.
Возможно ли кровопролитие, когда националисты начнут захватывать храмы или монастыри, я не знаю. Или не хочу об этом думать. Поэтому процитирую оппозиционно настроенного социолога религии Николая Митрохина из его интервью не менее оппозиционной «Фонтанке»:
– Если начнут отбирать, то мобилизуются сторонники УПЦ. А их немало. В масштабах страны 2 миллиона наберется точно. И это будут реальные активисты. Надо понимать, как относятся к религии на Украине. То есть сравнительно быстро 30-50 тысяч человек на защиту Киево-Печерской лавры могут собраться легко. А побоище между Национальной гвардией Украины и толпой мужчин, женщин и стариков в центре Киева никто из вменяемых людей видеть не хочет. Поэтому украинская власть не знает на самом деле, что с этим делать. Угрожать УПЦ она угрожает, но что будет делать реально, неясно.
Думаю, Киеву пока рано праздновать победу. Но, к сожалению, всемирному православию уже нанесен непоправимый урон.
Свежие комментарии