В Турции открыто заговорили о том, чтобы порвать с НАТО и идти дальше вместе с Россией. Насколько это реально и при чём тут Греция?
Турки всё-таки молодцы, хотя в истории мы и воевали по-крупному минимум двенадцать раз. Они, как и русские, были и остаются имперцами, для которых отвратительно плясать под чужую дудку, теми, кто привык думать своей головой и делать свободный выбор.
Только такие, отвергающие диктат Запада страны, как Россия и Турция, к которым можно добавить в этом смысле ещё с десяток государств – не больше, сохраняют сегодня независимость.Невозможно себе представить, например, чтобы в кичащейся своей (превращённой в бессмысленное шоу) демократией Германии существовала газета вроде Cumhuriyet. Её автор Мехмет Али Гуллер прямо заявил на страницах издания, что Турция не увидела ни одного преимущества за 70 лет членства в Североатлантическом альянсе. Единственный аргумент в пользу участия в этом военном блоке – это право вето, чем Анкара воспользовалась в случае с попыткой США и Британии протащить туда доселе нейтральные Швецию и Финляндию. Гуллер также предложил Анкаре «закрыть» Чёрное море, Кавказ и западные ворота Центральной Азии для США, став частью Большого евразийского партнёрства. Турция, по его словам, «должна разорвать связи с НАТО» и перейти к стратегическому партнёрству с Россией и Ираном, начать интеграцию в «новый мир» через ШОС и БРИКС. Всё это, добавил турецкий политолог, лишит США возможности контролировать политику Турции и сильно ударит по планам Вашингтона, в частности, по превращению Чёрного моря в «озеро НАТО». Влияние США на Кавказ и Центральную Азию, где у Турции есть свои интересы, также сократится.
Поэтому и сотрудничаем
Удивительны тут не только смелость и свободная манера, в которой излагаются без оглядки на кого-либо взгляды автора. Но и то, что речь идёт не об эрдогановском СМИ, о об оппозиционном издании, идеологией которого является кемализм и секуляризм. Оно полностью поддерживает, как видим, независимую политику умеренного исламиста Реджепа Тайипа Эрдогана, который позволяет себе говорить с Вашингтоном, Брюсселем и НАТО так, как никто другой, и не считает нужным подчиняться «хотелкам» Запада, если они противоречат национальным интересам страны.
Именно поэтому Турция соблюдает Конвенцию Монтрё и закрыла на время проведения СВО России на Украине Проливы для кораблей своих натовских союзников, чтобы исключить в регионе большую войну, от которой сильно пострадает, и чтобы сохранить тесные и взаимовыгодные отношения с Россией. Именно поэтому Анкара решительно воспротивилась осуществлённой через её голову попытке включить Швецию и Финляндию в НАТО. С турками, которые вступили в альянс раньше ФРГ и имеют в нём вторую по численности армию после американской, даже не удосужились посоветоваться, спросить на этот счёт её мнения. С другими 29 членами НАТО это прокатило, но не с 30-м членом – Турцией. Анкара справедливо указала, что не может одобрить этого шага, пока Стокгольм и Хельсинки поддерживают тех, кого она считает террористами, продолжают вмешиваться во внутренние дела Турции и поддерживать введённые США против Анкары санкции за сотрудничество в военной области с Россией, которые необходимо отменить. Последнее требование адресовано, собственно, к Вашингтону. Турки, кстати, забирают постепенно натовские, то есть американские базы под свой контроль на своей территории, в связи с чем США усиленно создают новые в соседней Греции.
По той же самой причине Турция и Россия не подпустили западные страны к решению вопроса экспорта украинского зерна из черноморских портов, контролируемых пока Киевом. Это сделано, чтобы избежать злоупотреблений, накачку Украины дополнительным вооружением, которое бы украинцам доставлялось на судах, и других провокаций со стороны западных стран, претендовавших на то, чтобы их военные корабли конвоировали вывозимое зерно.
Есть и проблемы, куда же без них
Как суверенная страна, Турция поддерживает различные связи и с Украиной, в том числе поставляет ей вооружения, как, кстати, и Россия своему старому союзнику в Сирии, на часть территории которой – как некогда своей бывшей провинции – претендует Турция. В Ливии – другой бывшей турецкой провинции – интересы России и Турции также не совпадают. Однако путём компромиссов и лояльного отношения к интересам друг друга в целом, как и признания существующих реальностей (как бы Турции ни хотелось вернуть некогда вассальный Крым, Анкара понимает, что это невозможно), Россия и Турция получают для себя максимум возможного.
Россия даже допускает конкуренцию со стороны турок по тюркско-исламской линии на Кавказе и в Средней Азии. Этим реальная политика отличается от диктата. Поэтому в Турции и растёт число сторонников ориентации на Восток, несмотря на системную и отчасти успешную работу Запада по дестабилизации и ослаблению турецкой экономики и финансов, снижению жизненного уровня населения страны. Это делается, чтобы создать проблемы для режима Эрдогана и его независимого курса.
У турок получится?
Получится ли у Турции освободиться от НАТО и стать крупным евразийским игроком – ещё большой вопрос. Значительная часть элиты и бизнеса, многие турецкие генералы, адмиралы и спецслужбники тесно связаны с США, Британией, НАТО. Хотя промышленность Турции уже может производить многие виды вооружений на неплохом уровне, она всё ещё зависит по этой части от Запада. Обывательски настроенным кругам населения всегда предпочтительнее богаче жить здесь и сейчас, чем отправляться вместе со всей страной в дальнее плавание, когда предвидеть все неожиданности невозможно. В Турции всё ещё сильно и влияние ориентирующихся на США гюленистов. Запад будет обязательно продолжать играть также на национальном вопросе, так или иначе поддерживая добивающихся создания собственного государства курдов. Турцию будут стремиться ослабить, чтобы сделать Анкару шёлковой.
Трудно сказать, сохранит ли Турция нынешний независимый курс после ухода Эрдогана, у которого великолепные личные отношения с президентом России Владимиром Путиным, помогающие решать многие проблемы. Объективно говоря, у Турции недостаточно ресурсов, чтобы реализовать грандиозные планы Эрдогана по воссозданию в новых условиях Османской империи и распространению её в перспективе на тюркские регионы бывшего СССР, а – в идеале – даже России. Его преемникам может помочь реализовать сильно усечённую версию этих планов только разворачивающийся на наших глазах острый системный кризис западной экономической модели и гегемонии. Несколько следующих лет будут решающими.
Что с того?
В антитурецкой политике Запада появился и ещё один любопытный аспект, косвенно касающийся России. Так же как Запад выращивал Украину, чтобы пакостить русским, так он сейчас поступает и с Грецией, старым турецким врагом, обретшим независимость и сохранившим её благодаря, прежде всего, России, науськивая её против турок. Скандал с отставным греческим генералом Яннисом Эгольфопулосом, который пригрозил разбомбить мосты Стамбула (интересно, как это сделают греки при наличии у турок С-400?) в ответ на угрозы Эрдогана провести специальную военную операцию по демилитаризации близлежащих греческих островов, показал, что Афины не догадываются об уготовленной им участи. Коль скоро открыто провоцируют турок.
Ясно, что Анкара не допустит милитаризации в нарушение международных соглашений островов, которые находятся в сотнях километров от греческих берегов, но под самым носом у турок, хотя это и бессмысленное занятие. Японский опыт во Второй мировой войне это вполне показал. Греки много раз воевали с турками – в 1821–1829 годах, в 1897 году, в 1912–1913 годах, в 1919–1922 годах, в 1974 году (на Кипре). И когда один на один, то всегда проигрывали, а побеждали лишь вместе с сильными союзниками и при поддержке России.
Очень сомнительно, что после того как Афины оказались едва ли не в авангарде антирусской санкционной политики Запада и усердствуют в размещении на своей территории – в страхе перед турками, но направленных, прежде всего, против России – американских военных баз, Москва будет снова сильно стараться ради греков. На это можно было бы пойти только ради союзника. Что в результате получится, и очень быстро, легко предвидеть. Маленькая Греция имеет большую, но допотопно вооружённую и плохо обученную из-за финансовых ограничений армию. У греков, как и других подвергавшихся, особенно в последние десятилетия, пацифистской пропаганде европейцев, не осталось и воинственного духа. Огромная, воюющая и хорошо оснащённая, особенно беспилотниками, турецкая армия их просто порвёт. Надежды на то, что НАТО защитит и прикроет, не материализуются, как в своё время на Кипре. Пальчиком туркам погрозят, и всё. Турция для США и Британии всё равно важнее, а Греция – всего лишь разменная монета. Это печально, но это так.
Свежие комментарии