Бомбардировщика-невидимки не будет только у Москвы
Времена, когда Китай догонял СССР, а затем и Россию, копируя истребители и бомбардировщики, прошли. Сначала Пекин построил собственный истребитель пятого поколения J-20. И несмотря на то, что США уверяют о соответствии этой машины американскому F-117 конца 1980-х, это настоящая победа для китайских авиаторов.
Как сообщили местные СМИ, для НОАК строится бомбардировщик-невидимка H-20, наподобие американского B-2, и в будущем году его уже покажут на параде, посвященном 70-летию ВВС КНР.
Таким темпам отечественные самолетостроители могут только позавидовать. Российский проектируемый бомбардировщик ПАК ДА так и остался на бумаге, а Минобороны переключилось на значительно более дешевые ракеты и модернизированные Ту-160М и Ту-22М. Строить принципиально новый самолет в России оказалось некому и не не что.
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что и китайский стелс пока мелькал лишь в рекламных роликах. И никто его толком не видел, как и гиперзвуковой глайдер DF-ZF, хотя генерал Ма Сяотянь объявил о существовании самолета еще два года назад.
Китайская компания Xi'an Aviation Industrial Corporation просто выпустила видео по аналогии с роликом Northrop Grumman, в котором рекламировался будущий B-21. Затем якобы на одном из официальных мероприятий ВВС КНР был показан силуэт бомбардировщика, однако утверждать, что это был готовый самолет, с уверенностью нельзя.
Тем не менее, китайские военные уверяют, что самолет существует и способен наносить удары по авианосцам США в Тихом океане, а также военно-морским базам Пентагона, в частности, острову Гуам. Бомбардировщик существенно повысит возможности стратегической авиации страны, максимально приблизив их к уровню США.
На данный момент Китай располагает флотом стратегов Н-6. Этот самолет представляет собой глубоко модернизированную версию советского Ту-16. На самолет установлена современная авионика, а также новые крылатые противокорабельные ракеты, к слову, вызывающие огромное беспокойство в США.
По мнению The National Interest, Китай вполне мог бы построить большой стратегический бомбардировщик с четырьмя двигателями, вооруженный сверхдальними ракетами. Заправленный под завязку самолет действительно мог бы достигнуть базы Гуам и уничтожить американские B-2, B-1 и В-52 прямо на аэродроме. Как считают эксперты, это единственный эффективный способ противостоять США в первые дни войны.
Кроме того, Китай параллельно развивал другой проект – JH-XX, являющийся аналогом российского "Белого Лебедя" Ту-160. Предполагалось, что самолет будет наносить удары на высокой скорости и небольших высотах при минимальном использовании стелс-технологий. Однако затем от клона "Белого Лебедя" в ВВС КНР отказались, так как признали, что он устарел, и нужен новый самолет.
Как пример для подражания китайцы выбрали американский В-21. В качестве двигателей некоторое время рассматривали ненадежные WS-10A Taihang, однако не факт, что поставят их. По мнению большинства экспертов, они так и останутся на истребителях.
Ожидается, что Н-20 начнет летать на расстояния более 8000 км, а полезная нагрузка стелса будет варьироваться от 10 тонн, как у Н-6 до 23 тонн, как и В-2. Целями бомбардировщика станут американские базы в Японии, на Филиппинах, Гуаме, Гавайях и даже Австралии.
"Самолет-невидимка" может подобраться намного ближе, чем обычный стратег, и в этом его главное преимущество. Если повезет, Н-20 быстро расправится с американскими системами ПВО, включая радиолокаторы. Разумеется, китайского бомбардировщика вооружат атомными бомбами, после чего Пекин станет полноценным обладателем ядерной триады.
Китайские военные аналитики уверяют, что самолет сможет наводить на цели ракеты с помощью радиолокатора AESA, то есть даже выполнять работу-разведчика и самолета РЭБ. Хотя это достаточно расточительное занятие. Первый полет Н-20 ожидается в начале 2020-х годов. К этому времени у России так и не появится своего стелса.
Александр Ильин
Свежие комментарии