Россия не пойдет на сделку по Китаю даже с американской администрацией президента Трампа, считает ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин.
США осознали ограниченность своих ресурсов
Издание Financial Times заявило, что РФ утратила статус главного американского соперника, и что это почетное место занял Китай.
В Вашингтоне планируют расколоть союз Москвы и Пекина и привлечь Россию на свою сторону.Во-первых, Financial Times является изданием, близким к Госдепу США, а во-вторых, между Россией и Китаем нет официальных союзнических отношений. Уровень общения на уровне лидеров очень плотный, как и связи по многим направлениям, но ни союза, ни обязательств Москва и Пекин перед друг другом не имеют.
И все-таки это показательный зондаж Вашингтона, показывающий, что США готовы к развороту во внешней политике.
«В США начинают понимать, что их возможности и потенциал ограничены, поэтому с точки зрения логики лучше выбрать одного противника, а не ссориться со всем миром, включая своих союзников по НАТО», - заключает Блохин.
Сейчас в США будет попытка реализовать ту стратегию, которую Трамп планировал в своей президентской кампании 2016 года.
«Это политика Никсона-Киссинджера наоборот, т.е. улучшение отношений с Россией и ухудшение отношений с Китаем. Когда Трамп пришел к власти такое ему не позволил сделать американский истеблишмент, но сегодня последний начал понимать, что силенок у США недостаточно для борьбы со всем миром», - констатирует Блохин.
При президенте Никсоне и Киссинджере, который был советником американского лидера по национальной безопасности и госсекретарем, США подписали соглашения о разрядке с СССР и нормализовали отношения с Китаем. Пекин получил место в Совбезе ООН, которое до этого было у Тайваня, и вступил в дипломатические отношения с Вашингтоном, до этого делавшим ставку на Гоминьдан.
«В Вашингтоне понимают, что США уже не являются такими, как в середине девяностых годов, когда американцев даже называли не сверхдержавой, а гипердержавой. Поэтому США попытаются разыграть российскую карту, хотя вряд ли у них это получится вследствие ряда причин», - резюмирует Блохин.
У России есть опыт девяностых годов, когда Москва пыталась нормализовать отношения с Западом, но последний на это не отреагировал.
«Американцы будут пытаться вбить клин между Россией и Китаем, но они до последнего делали все, чтобы усилить сотрудничество наших государств на основе антиамериканизма и враждебных действий Вашингтона», - заключает Блохин.
Аналогичный процесс происходит в отношениях между Россией и Евросоюзом, Россией и Турцией, где американцы пытались создавать проблемы. В Москве все это учитывают и не позволят Вашингтону удовлетворить за свой счет национальные интересы США.
«Мы на такую удочку не клюнем, хотя американские политологи начали говорить о большой сделке, которая будет заключаться в отказе от вмешательства США в украинские дела в обмен на свободу рук на китайском направлении», - констатирует Блохин.
Без поддержки России американцы ничего не сделают с Китаем, но, как считает эксперт, Москва не пойдет на уступки.
«Мы же не будем из нашего стратегического партнера – Китая, своими же руками делать противника», - резюмирует Блохин.
Китайцы все больше склоняются к союзу с РФ
В Китае начали понимать, что давление Трампа на Китай не является ситуативным, а будем формировать отношения Вашингтона и Пекина на годы вперед, поэтому с китайской стороны видно резкое усиление антиамериканской линии.
Официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь заявил, что Пекин имеет в своем распоряжении «реальные доказательства» того, что США занимают шпионажем в глобальных масштабах. Перед нами ответ на стандартные обвинения США в адрес Китая, что тот ворует американские и западные технологии.
Заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО РАН Сергей Луконин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что в Китае не рассчитывают на позитивные изменения в американской внешней политике.
«У китайцев прослеживалась надежда, что если Трампа вдруг не будет, то что-то может измениться в американской политике по Китаю. Только многое поменялось – большая часть представителей научной сферы, государственной службы Китая утверждает, что даже в случае проигрыша Трампа на выборах внешняя политика США не изменится», - заключает Луконин.
В Пекине осознают, что США начали вести долгосрочную политику против Китая, причем по всем возможным фронтам.
Естественно, это вызовет корректировки по всему треугольнику отношений Москва-Пекин-Вашингтон, но пока нельзя рассчитывать на то, что это создаст предпосылки для полноценного союза России и Китая.
«Официально Пекин заявляет, что союзнические отношения для него не подходят, поскольку в Китае не любят, когда какие-то соглашения ограничивают его внешнюю политику. При этом Китай хочет видеть Россию в китайском лагере и в качестве своего надежного геополитического партнера и союзника», - констатирует Луконин.
Пока сферы союзнических отношений Москвой и Пекина не нащупаны, но одной из них может стать создание совместной системы ПРО. О такой разработке говорил президент РФ Владимир Путин, но уточнений пока не было.
Свежие комментарии