
«Он глубоко ненавидел Америку», — пишет о советском кроте Билле Хейдоне Джон ле Карре в своем романе «Шпион, выйди вон». Хейдона только что разоблачили как двойного агента, проникшего в самое сердце британской секретной службы. На предательство его толкнула ненависть, но не к Англии, а в большей степени к Америке.
«Это эстетическое суждение, как и все остальное, — объясняет Хейдон, а потом поспешно добавляет. — И конечно, отчасти нравственное».Я подумал об этом, когда смотрел сцены протестов и насилия, начавшихся в США после убийства Джорджа Флойда, а потом перешедших в Европу и в другие места. Поначалу все это казалось отвратительным: столько ненависти, жестокости, а также примитивных предубеждений против протестующих. Казалось, что красота Америки куда-то исчезла. Куда-то подевался оптимизм, шарм и простота общения, которые пленяли многих иностранцев.
С одной стороны, слова об отвратительности момента кажутся банальным наблюдением. Но они объясняют всю суть непростых взаимоотношений Америки с остальным миром. В романе Хейдон вначале пытается оправдать свое предательство политическими причинами. Но ему и герою ле Карре Джорджу Смайли хорошо известно, что политика это просто оболочка. Истинные мотивы лежат глубже. Это ощущения, инстинкты. Хейдон — образованный, культурный, европейский представитель высших классов, и он просто на дух не переносит Америку. Для Хейдона и многих ему подобных из реального мира эта инстинктивная ненависть оказалась настолько сильной, что они не хотели видеть ужасы Советского Союза, которые выходили далеко за грань эстетики.
Свежие комментарии