Соединенные Штаты готовы выделить 100 млн. долларов на обучение украинских пилотов управлению F-15 и F-16. Соответствующая инициатива уже одобрена Нижней палатой американского парламента и принята в качестве поправки к оборонному бюджету на будущий финансовый год, суммарный объем которого составляет 840 млрд.
долларов.Автором законопроекта выступил республиканец Адам Кинзингер — конгрессмен и подполковник Национальной гвардии ВВС США. Тот самый, что в мае предложил отправить американских военных на Украину в случае применения Россией в ходе спецоперации оружия массового уничтожения (химического, биологического или ядерного).
Теперь он призывает обучить украинских летчиков пилотированию американских самолетов, что в будущем должно упростить для них переход на натовскую технику.
«Для меня нет никаких сомнений, что когда эта баталия закончится, Украину придется оснастить западной военной техникой. Кроме того, просто больше не осталось просто больше не осталось ни МиГов, ни припасов для МиГов», — приводит слова Кинзингера журнал Defense News.
В качестве учебных полигонов конгрессмен предлагает использовать базы ВВС США в Миссисипи и в Техасе. Он уверен, что освоить F-15 и F-16 украинские пилоты смогут за три месяца.
Правда, поправку должен одобрить еще Сенат. В этом случае курсы для будущих «Призраков Киева» заработают уже в следующем году.
Но Вашингтон, насколько известно, пока не поставлял американские боевые самолеты Киеву из опасений, что секретные военные технологии могут оказаться в руках Москвы. Американский конгрессмен прав лишь в том, что авиапарк ВВС Украины, действительно, близок к обнулению.
Согласно данным российского военного ведомства, которые утром 17 июля привел генерал-лейтенант Валерий Конашенков, за минувшие сутки истребительной авиацией ВКС России в воздушном бою уничтожено три самолета воздушных сил Украины: два МиГ-29 в районах населенных пунктов Новопавловка Николаевской области, Владимировка Днепропетровской области и один Су-25 в районе Северска. Также, были сбиты два украинских вертолета: Ми-8 в районе Великой Новоселки и Ми-24 в районе Северска Донецкой Народной Республики.
Всего же с начала проведения специальной операции наши военные «демилитаризировали» 256 самолетов, 139 вертолетов и 1557 беспилотных летательных аппаратов противника.
Но если Вашингтон отказывается передавать свои боевые машины Киеву, то зачем украинских пилотов учить на них летать?
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила военного обозревателя медиагруппы «Россия сегодня» Александра Хроленко:
— Киев достаточно давно и настойчиво уговаривает американцев передать им свои боевые самолеты. В конце июня в Белом доме и Пентагоне с этой целью побывала целая делегация представителей ВВС Украины. И как мы видим, соответствующий проект прорабатывается на достаточно серьезном уровне. И даже уже получил одобрение Нижней палаты парламента.
Здесь я бы хотел обратить внимание именно на последовательность принятия решений. Сначала родилась идея передать самолеты F-16 Украине. Потом возникла потребность обучения летчиков и технических специалистов полетам и обслуживанию этих машин.
То есть, в первую очередь, они подготовят кадры, и только потом будут передавать. В каком виде, уже не суть — за деньги или бесплатно. И из какой страны, опять же — F-16 в разных странах эксплуатируются. А требуется — ни много, ни мало — две эскадрильи, 24 машины.
Так что, на мой взгляд, проект вполне реалистичный. Скорей всего, американцы передадут эти самолеты, если успеют…
«СП» — Что значит, успеют?
— Переподготовить опытных летчиков-истребителей, которые учились на советской технике, на натовские стандарты этих F-16 достаточно сложно. Летать из точки «А» в точку «Б» можно и за месяц научиться. Но так, чтобы вести бой, чтобы уверенно управлять машиной во взаимодействии с другими подразделениями, разведывательными центрами или штабами НАТО, потребуется не менее шести месяцев.
Для того, чтобы все это срослось, сейчас выделили деньги на подготовку пилотов, а через полгода и эти самолеты вполне могут появиться в украинском небе. Причем, появиться, откуда угодно. Поскольку базироваться они могут в Румынии, в Польше и даже в странах Балтии.
Но важно, что в любой комплектации и модификации «американцы» значительно уступают по боевым характеристикам нашим самолетам Су-35С и Су-30СМ. Хотя F-16 в последней модификации block70 тоже относятся к поколению 4++, как и наши «Сушки». Но F-16 — легкие, а Су-35С и Су-30СМ, это тяжелые истребители. При этом они быстрее и маневреннее (максимальная скорость — 2500 км/час и 2120 км/час, соответственно), их радар «видит» цель за 400 км, и способен поразить противника на удалении 300 км. F-16 block70 обнаруживает цели на удалении до 180 км.
Опять же, боевая нагрузка «Сухого» — 8,1 т, американский самолет способен поднять только 5,4 т.
Настораживает во всей этой истории не выделение 100 млн. долларов на переобучение украинских летчиков и техников. И даже не сама поставка двух эскадрилий Киеву.
«СП»: — Поясните.
— В штатном арсенале F-16 есть ракеты «воздух-поверхность» дальностью до 980 км. Чтобы было понятно: от Киева до Москвы 750 км. Так что, для того, чтобы атаковать какие-то стратегические цели в глубине территории России самолеты эти вполне подходят.
Еще один, на мой взгляд, очень существенный момент. F-16 является штатным носителем термоядерных авиабомб В-61 разных модификаций, пара сотен которых хранится в европейских странах. То есть, есть вероятность, что в какой-то критический для киевского режима момент США могут дать отмашку на применение этого оружия.
«СП»: — Но это сразу Третья мировая, причем, ядерная…
— Но американцам ведь Европу не жалко. Ограниченный Армагеддон в рамках европейского театра военных действий — почему нет? В таком случае конфликт разрастется стремительно за пределы Украины, и в него будут втянуты многие страны НАТО. А США, как «верховный арбитр», спонсор и поставщик оружия будет получать только дивиденды от всего этого.
Ведь, как я уже сказал, F-16 могут поступить на Украину или на территорию сопредельных стран альянса совершенно не из США. Выпущено очень много таких самолетов, и эксплуатируются они десятками стран. Поступить могут из Польши, из Германии, да откуда угодно, где они есть на вооружении. Поэтому привязать напрямую США будет достаточно сложно в плане нанесения превентивного удара.
То есть, здесь сюжет многомерный. И чтобы пресечь негативное развитие всей этой ситуации в самом начале, нужно, мне кажется, предпринять что-то уже сейчас.
Не случайно министр обороны России Сергей Шойгу посетил недавно расположение российских войск, непосредственно участвующих в специальной военной операции на южном — Николаевском — направлении, и западном — Днепропетровском. И дал указание войскам активнее продвигаться.
Мне кажется, для нас сейчас важно сделать так, чтобы украинские летчики не научились пилотировать западную технику и самолеты не поступили.
«СП»: — А на Украине вообще еще остались кадры для такой переподготовки?
— Кадры есть. Во всяком случае, в Вашингтоне представителями украинской делегации об этом было заявлено. Можно ведь призвать и уволенных в запас летчиков — их достаточно много. В первые месяцы боевых действий их ряды поредели, конечно, но из запаса можно призвать.
По данным ВВС Украины, они располагают примерно 30 опытными летчиками-истребителями с достаточным знанием английского языка для того, чтобы приступить к обучению в самое ближайшее время. В этом смысле проблемы нет. Украина все же достаточно большие имеет мобилизационные резервы, в том числе не только, чтобы кому-то дать автомат и отправить в окоп, а и резервы специалистов. Летчиков, в том числе.
«СП»: — Как тогда вы объясните заявление министра обороны Украины Резникова о том, что аэродромы украинские не готовы к использованию F-16. И почему он вдруг заговорил о желании получить шведские самолеты?
— Только тем, что там никто правду не говорит. Этот же министр, напомню, ранее заявлял, что миллионная армия подготовлена штурмовать Херсонскую область. Потом от своих слов отказался, якобы его неправильно поняли.
Надо исходить исключительно из цифр и фактов. А то, что вещает Резников или их штатный сказочник Арестович, к реальности может не иметь совершенно никакого отношения.
Вот есть цифра — 100 млн. долларов. Она реально внесена в качестве поправки с законодательный акт о военном бюджете США. И эта сумма будет направлена на переобучение украинских летчиков, что является фактом.
Все остальное — дымовая завеса. Попытка увести в сторону и рассеять внимание. Поэтому давайте исходить из реальности.
Мы видим, как США продвигаются по ступеням эскалации на Украине. Сначала были «Стингеры» и «Джавелины», которые не принесли успеха. Потом — системы РСЗО HIMARS. На них были большие надежды — якобы высокоточные, могут уничтожать цели в тылу. Но и они фактически погоды не сделали, и мы их также начинаем потихонечку уничтожать.
Далее предсказуем какой-то иной, более высокий уровень эскалационных поставок. Либо это будут тактические ракеты для HIMARS, дальностью до 300 км, либо еще что-то.
Я думаю, где-то на исходе года или в начале следующего маячит и прибытие F-16.
Необязательно, на аэродромы украинские. Польский город Жешув, который находится рядом с Украиной, вполне может стать такой точкой базирования их летчиков и самолетов. Они могут на предельно низких высотах там пересекать границу, и вот — уже действуют в воздушном пространстве Украины. Ну, а дальше, как сложится.
Поэтому где-то нужно учитывать не только возможности наших «Сухих», но и возможности комплексов дальнего действия С-400, которые насквозь простреливают воздушное пространство Украины, как со стороны Белоруссии, так и со стороны Крыма.
Свежие комментарии