В США началась рецессия. Это предсказывали уже давно, хотя либералы всячески отрицали её потенциальную возможность. Тем более буквально на днях президент Джо Байден «твёрдо и чётко» заявлял: рецессии не будет. Однако теперь это, что называется, «медицинский» факт. Глобалисты продолжают стремительно терять рычаги управления нынешней системой мироустройства.
Крах американской гегемонии становится неизбежным.Любую проблему можно решить или хотя бы попытаться найти решение. Но некоторые люди предпочитают отрицать само её наличие. Классический образчик такого поведения продемонстрировала пресс-секретарь президента США Карин Жан-Пьер. Вопрос журналиста о ситуации в национальном хозяйстве буквально посадил её на коня. Репортёр указал на двойные стандарты при подходе к самому понятию «рецессия». Дескать, в 2008-м этим словом именовали спад в течение двух кварталов, а сейчас это напрочь отвергается в угоду политической конъюнктуре.
Если дела идут настолько великолепно, тогда почему официальные представители Белого дома пытаются дать новое определение рецессии? Мы все знаем, что рецессия — это два последовательных квартала отрицательного роста валового внутреннего продукта,
— спросил корреспондент.
Есть много факторов, экономических факторов и индикаторов, которые следует учитывать. А я скажу, что хрестоматийное определение рецессии — не два отрицательных квартала по ВВП,
— упорно твердила представительница президентской администрации с нескрываемым раздражением.
Но если сто раз сказать «халва», во рту слаще не станет…
«Мировой гегемон» жмёт на тормоза
Раскручивая антирусскую санкционную спираль, американское высшее политическое руководство вознамерилось нанести непоправимый урон национальному хозяйству России и обрушить внутренний валовой продукт нашей страны. Сделать это Белому Дому, очевидно, не удалось. Да, ВВП изрядно просядет в этом году — по прогнозам экспертов, падение составит около 4-6% вместо ранее предполагавшихся 8-10%. Для сравнения: во время кризиса 2009 года спад наблюдался на уровне 7,8%. Так что ничего нового мы не увидим. Парадоксально другое: сама Америка стараниями демократической администрации уже вступила в период рецессии.
В первом квартале 2022 года внутренний валовой продукт Соединённых Штатов сократился на 1,9%, во втором — на 0,9%. Два квартала подряд со знаком минус — это рецессия, нравится это кому-то или нет, но это факт. Интересно, что консенсус-прогноз аналитиков в США был позитивным: рост на 0,5% по итогам второго квартала. Как видим, экономисты сели в лужу и попросту выдавали желаемое за действительное. Но забавнее всего наблюдать реакцию главы государства на негативный экономический тренд. Ещё недавно он отвергал саму мысль о возможности рецессии. Сейчас также пытается отрицать очевидное.
После прошлогоднего исторического экономического роста, восстановления рабочих мест в частном секторе, потерянных во время пандемии, неудивительно, что экономика замедляется, поскольку Федеральная резервная система пытается снизить инфляцию. Страна на правильном пути,
— заявил президент Джо Байден, комментируя обновлённые данные статистики.
Ну ежели рецессия — правильный путь, то почему бы и нет? К слову, спад на 0,9% — это ещё оптимистичный взгляд на вещи. Федеральный резервный банк Атланты, один из крупнейших в Штатах, часть Федеральной резервной системы, выпустил доклад, в котором предположил, что реальное падение внутреннего валового продукта — 2,1%. Как глобалисты высчитывают статистику, мы не знаем, так что вполне возможно, официальные органы действительно лакируют действительность. Однако даже они не могут отрицать очевидного: американская экономика болеет.
Соединённые Штаты испытывают большие проблемы с инфляцией. Эхом отдаются щедрые денежные вливания ковидного периода, энергетический и продовольственный кризисы и, конечно, игры в санкционную войнушку, во многом породившие проблемы с доступными топливом и продовольственными товарами. Долларовая инфляция в мае текущего года составила 8,6%, в июне — 9,1%. Рост цен на топливо месяц к месяцу — 11,2%. За год оно подорожало на невиданные ранее 60%. Ещё не сказало своё веское слово продовольствие. За июнь удорожание лишь на 1% в сравнении с маем. Но год к году — 12%, а это очень много для долларовой зоны. Учитывая обострение ситуации с продукцией АПК в мире, можно ожидать ухудшение цифр именно на этом направлении в среднесрочной перспективе.
Инфляционные процессы даже не думают замедляться на фоне известий о повышении ключевой ставки Федеральной резервной системой. ФРС на днях повысил базовую с 0,75% до 2,25-2,5%. Эксперты прогнозируют её дальнейший рост до 3,25-3,5%, а в 2023 году — до 3,5-3,75% (а это уже сравнительно близко к отечественной ставке конца 2020 — начала 2021 гг.). Безусловно, в течение года-двух эффект будет. Всё-таки, в отличие от России, инфляция в США реально носит монетарный характер. И гасить рост цен повышением ставки рефинансирования в американских условиях вполне оправдано. Правда, и это имеет свои изъяны — рухнут все долларовые пирамиды, державшиеся на, казалось бы, бесконечном перекредитовании.
Глобальный цугцванг
Вообще, у глобалистов, что называется, вилы. С одной стороны, продолжить работу печатного станка ФРС означает разжечь пожар инфляции ещё больше (хотя куда уж больше?). С другой, остановка бесконтрольной эмиссии приведёт к замедлению темпов экономического роста. Заливать деньгами экономические проблемы больше не получится — велик риск гиперинфляции. Предприятия реального сектора национального хозяйства начнут сокращать объёмы производства, часть из них — объявлять о банкротстве. Уже по итогам первого летнего месяца 2022 года выпуск промышленной продукции упал на 0,2%. Тренд — негативный.
Безрадостное положение дел и по ту сторону Атлантического океана. В отличие от ФРС, Европейский центральный банк продолжает накачивать экономику еврозоны эмиссионными деньгами, причём поддерживает не предложение, а спрос. Приводит такая непродуманная политика лишь к увеличению цен. Годовая инфляция в еврозоне за июль составила 8,9% и не имеет аналогов за всю историю с момента введения общеевропейской валюты. ЕЦБ остановится, но будет уже поздно. Старый Свет, несомненно, ещё будет пожинать горькие плоды бестолковости брюссельских евробюрократов.
Что с того?
Да, в чём-то похожие проблемы коллективный Запад испытывал в 1980-х годах. Но нынешний момент кардинальным образом отличается от того, что евроатлантисты переживали сорок лет назад. Противником Штатов является не дряхлеющая советская экономика, а вполне себе успешная китайская — в расцвете сил. Невзирая на все проблемы, а их действительно много, рост внутреннего валового продукта КНР за 2022-й составит 3-5%. Когда уйдут ковидные локдауны, Поднебесная продемонстрирует ещё более внушительное увеличение экономики. Чем это чревато, кажется, объяснять излишне. Американо-китайские отношения становятся всё хуже день ото дня и грозят перерасти в полномасштабный вооружённый конфликт вокруг Тайваня.
Вкупе с противостоянием с Россией это приведёт к истощению «мирового гегемона». В годы холодной войны руководство Советского Союза допустило колоссальную ошибку, поругавшись с Китаем и открыв второй фронт против социалистического лагеря. США и КНР вошли в конвергенцию и совместными усилиями высосали все соки из нас. Старшее поколение помнит, что противостояние Пекину было даже более ожесточённым, нежели Вашингтону (с американцами была хотя бы разрядка, а с Китаем — постоянное балансирование на грани войны). Что же, истеблишмент Штатов повторяет чужую ошибку. И она грозит стать роковой.
Свежие комментарии