История с иранскими танкерами вызвана особенностями американской санкционной политики, считает ассистент кафедры международного права МГУ, кандидат юридических наук Сергей Гландин.
США конфисковали груз с четырех иранских танкеров
Информационное издание Al Jazeera сообщило, что администрация американского президента Дональда Трампа конфисковала груз из четырех танкеров, которые перевозят иранское топливо в Венесуэлу.
Иран и Венесуэла находятся в санкционном списке США, но возникает вопрос в обоснованности подобных решений.
У Вашингтона нет международного мандата на захват и присвоение иранских или венесуэльских грузов, поэтому США руководствуются своим национальным законодательством и фактически навязывают его всему миру. Есть обоснованные сомнения в законности таких действий США, да и повадки американцев мало отличаются от сомалийских пиратов и от обычного рэкета.
Заведующий кафедрой международного права МГУ Алексей Исполинов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заметил, что пиратством это не является, поскольку с правовой точки зрения перед нами действия государственных структур.
В своем решении американцы руководствуются внутренним законодательством, поэтому проблема в противоречии, которое существует между американскими санкционными законами и современным международным правом.
Ассистент кафедры международного права МГУ, кандидат юридических наук Сергей Гландин рассказал ФБА «Экономика сегодня», куда могут пожаловаться собственники конфискованного «сырья» и какие проблемы эта ситуация вызывает.
«Тут все очень просто. Порядка 170 государств мира участвуют в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. У них есть право обжаловать захват судна в международный трибунал ООН по морскому праву, который находится в Гамбурге. Только раз США не являются там стороной, то у Венесуэлы имеются ограниченные возможности», - констатирует Гландин.
Политика США традиционно направлена на участие в как можно меньшем числе международных договоров. Американцы не любят ограничивать себя внешнеполитическими обязательствами, из-за чего игнорируют многие международные документы.
«Еще можно обратиться в Международный суд ООН, но это будет очень долгое разбирательство. Для этого стороны должны будут доказать, что у суда есть юрисдикция, а дело дойдет до разбирательств по существу года за четыре. А так эти действия были проведены на основании внутреннего законодательства США», - резюмирует Гландин.
Американцы пытаются навязать его всему миру, и это отлично видно по истории с «Северным потоком-2».
«В США был введен режим «чрезвычайной ситуации» из-за действий президента Венесуэлы Николаса Мадуро, поэтому для ликвидации данной проблемы американский президент Дональд Трамп взял на себя очень большие полномочия, которые касаются в том числе и этих четырех судов, не говоря уже про экономические санкции», - заключает Гландин.
Данные суда, как отмечает эксперт, могли стать предметом американской конфискации по причине санкций в отношении Венесуэлы.
США продолжают давление на Венесуэлу
«Сложно сказать, что тут можно сделать. В Венесуэле формально два главы государства и два правительства. Поэтому США могут вернуть данный груз только в том случае, если попросит Хуан Гуайдо. С представителями Николаса Мадуро американцы вряд ли пойдут на контакт и, скорее всего, откажут им в таких требованиях», - констатирует Гландин.
С политической точки зрения американская попытка поставить в Венесуэле «на царство» Гуайдо провалилась. Мадуро продолжает находиться у власти, пусть ситуация внутри страны ухудшилась из-за парализации венесуэльской внешней торговли.
Санкции Вашингтона привели к уходу из Венесуэлы большинства иностранных инвесторов и к подобным прецедентам.
США признают в качестве правительства Венесуэлы «альтернативный кабинет», поэтому если венесуэльские представители пойдут с иском в американский суд, решение которого является обязательным для Белого дома, то им откажут в рассмотрении требования.
«США не признают Мадуро с января 2019 года, поэтому, чтобы вступить в переговоры с американцами, у Венесуэлы должна быть какая-то доверенность, подписанная Гуайдо», - резюмирует Гландин.
США делают опасной торговлю с Ираном и Венесуэлой
Вторым моментом является то, что иранская сторона также находится под санкциями США. Якобы «конфискация» грузов связана не только с Венесуэлой, но и с личностью владельца груза – бизнесмена Махмуда Маданипура, который имеет отношение к КСИР.
Американцы признали КСИР террористической организацией и на этом основании потребовали от капитанов судов и страховых компаний, которые гарантируют этот фрахт, передать им груз, поскольку он стал собственностью США. Сами танкеры отключили пеленгаторы, не выходят на связь и скрываются в Мировом океане с 1,1 млн баррелей нефти на борту.
Только очевидно, что дело тут не только в КСИР и Иране – точно так же США могут поступить с другими контрагентами Венесуэлы.
«Поставщик пошел тут на огромнейший риск, поскольку знал, что это может случиться. В США есть такое понятие «длинные руки американского правосудия». Иран и Венесуэла сегодня под санкциями США, а вступление в любые финансовые сделки с попавшим под санкции лицом влечет за собой вторичные санкции», - заключает Гландин.
Участники сделки, как отмечает эксперт, это прекрасно знали – вряд ли у них нет юристов, способных понять возможные риски.
Теперь возможно продолжение ситуации в виде ловли этих четырех танкеров силами ВМС США, хотя американцы утверждают, что суда своим ходом должны прийти в один из их портов.
Свежие комментарии