


Через полчаса будем на месте. Так думали 290 человек, когда поднимались на борт аэробуса. Через семь минут в живых не осталось никого. 3 июля 1988 года ракетный крейсер ВМС США "Винсенс" сбил иранский пассажирский самолет над Персидским заливом.
Ирано-иракская война шла восьмой год.
Тем не менее аэробус совершал ежедневные рейсы по маршруту Бендер-Аббас – Дубай. Для гражданских судов был установлен воздушный коридор: зона безопасности. Именно в ней на высоте 4 000 м две ракеты "земля – воздух" разорвали самолет пополам.
Ошибка и "удача"
Крейсер "Винсенс" охранял в Персидском заливе танкеры с иракской нефтью. Был оснащен информационно-управляющей системой "Иджис". США продвигали ее как безошибочную. Поэтому когда сами заговорили об ошибке, мало кто поверил. Но американцы настаивали: из-за технической ошибки гражданский самолет был принят за атакующий иранский истребитель. В момент происшествия в заливе находились итальянские корабли. Их экипажи показали: аэробус не пикировал, а набирал высоту. Это было видно невооруженным глазом. Иран воспринял ракетные удары по своему гражданскому самолету как акцию устрашения. И как прямую угрозу со стороны США: уничтожать "все, что движется", если Иран не прекратит войну с Ираком. По "удачному совпадению" война прекратилась через месяц. А через восемь лет США выплатили иранцам большую компенсацию. Половина суммы направлялась наследникам пассажиров аэробуса. Значительную ее часть отдать было некому: 65 из 290 погибших были дети.
© AP PhotoМитинг в Тегеране после воздушной атаки с ракетного крейсера "Vincennes" ВМС США самолета Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air

© AP Photo
Митинг в Тегеране после воздушной атаки с ракетного крейсера "Vincennes" ВМС США самолета Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air
Недокомплект!..
Сбитый в зоне боевых действий гражданский самолет стал самой резонансной международной новостью 1988 года. В массе информационных источников сообщалось: смотрите, какие американцы варвары. Что же все-таки тогда произошло? Размышляет профессор Дипломатической академии МИД России Александр Вавилов:
"На мой взгляд, это была ошибка – мягко говоря, недочет со стороны США, который навредил имиджу и репутации. Их действие имело двоякий характер. Конечно, было в нем и устрашение, или предупреждение. Но в принципе для американцев поступать так было невыгодно. С точки зрения логики и просто человеческой практики негатив очевидно перевешивал".
© Фото : US NavyЧлены экипажа на борту ракетного крейсера USS Vincennes (CG-49)

Дело крейсера "Винсенс" вели секретно. Подробности опубликовали только в 1993 году. В оправдание капитана сказано: "Винсенс" связывался с "неопознанным авиалайнером" 7 раз по военному каналу и трижды по коммерческому аварийному. Но для аэробуса военная частота была незнакома. А в принятых сообщениях неверно указывались высота и координаты полета. Иранский пилот решил: обращаются к кому-то другому. Ему и в голову не могло прийти, что система "Иджис" оборудована всем на свете, кроме передатчика для переговоров с гражданскими самолетами.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Что будет с валютой? Как заработать много денег? Все об экономике понятным языком – в нашем Телеграм-канале. А в Яндекс.Дзен – самые интересные истории со всего света.
Свежие комментарии