На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Факты Дня

2 273 подписчика

Свежие комментарии

  • Вячеслав
    Хорошая статья...  Вот теперь, такую же про наше Министерство обороны, пожалуйста!..Эротичный «эскорт...
  • Бендер Задунайский
    Ближе к очку зелебобика колоть надо было . Вынул и член об бороду вытер .Эротичный «эскорт...
  • Olga Chuhutina
    Турции  не стоило так поступать с  храмом Святой  Софьи КонстантинопрольскойПредначертание св...

Как в Южной Корее вспоминают народное восстание 1980 года

Президент-диктатор, правивший два десятилетия, застрелен главой спецслужбы. Убийца арестован и повешен. После боев в центре столицы к власти приходят военные. В стране объявляется военное положение. Студенты проводят мирные демонстрации за демократизацию и отмену военного положения. В одном из городов выступления против власти перерастают в восстание, жестоко и кроваво подавленное.

Это не сценарий политического сериала. Это одна из самых трагических и самых важных страниц в истории Республики Корея.


Город-символ


Название корейского города Кванджу в России лучше всего известно спортивным болельщикам — именно там в прошлом году проходил чемпионат по водным видам спорта, на котором российская сборная завоевала 16 медалей. А для корейцев Кванджу не просто название, а символ. Символ борьбы против авторитарного режима за демократию. Отношение жителя Южной Кореи к событиям, происшедшим в этом городе в мае 1980 года, отражает его политические взгляды примерно так же, как отношение россиянина к Сталину. Для правых это инспирированный коммунистической Северной Кореей мятеж, поднятый антиобщественными элементами. Действия военных против мятежников, по их мнению, были обоснованными. Для левых — народное восстание, ключевое событие в борьбе за переход к демократии. А использование армии против участников мирных протестов — преступление.

Судьбы многих политиков, занимавших впоследствии пост президента Южной Кореи, тесно связаны с тем, что происходило в Кванджу с 18 по 27 мая 1980 года. Рана, нанесенная корейскому обществу 40 лет назад, не зажила до сих пор. До сих пор не на все вопросы, касающиеся тех событий, получены ответы. В первую очередь — кто отдал приказ убивать мирных жителей.

18 мая в Республике Корея — день памяти.

Убийство с третьей попытки


Генерал Пак Чжон Хи пришел к власти в Южной Корее в результате военного переворота 16 мая 1961 года. 13 июня того же года было создано Корейское центральное разведывательное управление (КЦРУ), которое должно было бороться с врагами — внутренним (оппозицией) и внешним (КНДР). В 1963 году Пак Чжон Хи выиграл президентские выборы. Конституция ограничивала его пребывание в должности двумя президентскими сроками, и он обещал покинуть пост в 1971-м. Но после референдума в 1969 году ему было позволено третий раз пойти на президентские выборы. Последние свободные президентские выборы состоялись в 1971 году. Вскоре после победы на них Пак Чжон Хи объявил о введении в стране чрезвычайного положения, распустил парламент, приостановил действие конституции и провел референдум, на котором была принята новая конституция. По ней президентский срок правления был увеличен до шести лет, а число сроков для одного человека не ограничивалось. Следующие выборы — 1972 и 1978 годов — были проведены по новой конституции. Оба раза Пак Чжон Хи избирался на президентский пост коллегией выборщиков, будучи единственным кандидатом. Он утверждал, что демократия западного образца не подходит Южной Корее, так как национальная экономика еще не достаточно сильна.

Стране нужна демократия корейского образца — с сильной президентской властью и без оппозиции.

Период правления Пак Чжон Хи был отмечен ростом экономики, особенно в первое десятилетие («корейское экономическое чудо»), и политическими репрессиями. За 18 лет на президентском посту на Пак Чжон Хи покушались несколько раз.

В 1968 году южнокорейского лидера пытался ликвидировать отряд северокорейского армейского спецназа. В 1974-м уроженец Северной Кореи и гражданин Японии Мун Се Гван открыл огонь из пистолета во время выступления президента в Национальном театре (от одной из пуль погибла жена президента, террорист был приговорен к смертной казни и повешен).

В октябре 1979 года страну охватили многотысячные акции протеста, центрами которых стали университеты в городах Пусан и Масан. Сотни протестующих были арестованы, в Пусане и окрестностях было объявлено военное положение, в Масане введен комендантский час.

26 октября 1979 года президент Пак Чжон Хи был застрелен в Голубом доме (президентской резиденции) директором КЦРУ Ким Дже Гю. Это случилось после банкета, на котором президент отчитал главу спецслужбы за недостаточно жесткие методы борьбы с участниками событий в Пусане и лидером оппозиции Ким Ён Самом. К критике присоединился глава президентской секретной службы, заявивший, что демонстрантов и оппозиционеров нужно давить танками. Взбешенный Ким Дже Гю вышел из помещения, а вернувшись, открыл огонь. К нему присоединились несколько подчиненных. Были убиты глава секретной службы, три телохранителя и шофер президента, а сам президент смертельно ранен и позднее скончался в госпитале.

Директор КЦРУ надеялся получить поддержку армии, но ошибся. Он был арестован главой сил безопасности генерал-майором Чон Ду Хваном. Кроме главы КЦРУ были арестованы и другие лица, причастные к покушению на президента. Ким Дже Гю был приговорен к смертной казни и повешен 24 мая 1980 года. Незадолго до казни он сказал, что надеется: народ теперь будет жить при либеральной демократии. Находясь в камере смертников, он не знал, что в те дни происходило в городе Кванджу.

Смена диктатора


В ходе расследования убийства президента Чон Ду Хван арестовал вечером 12 декабря 1979 года своего главного соперника в борьбе за власть, начальника штаба армии Чон Сын Хва, обвинив того в причастности к заговору. После этого в центре Сеула произошли столкновения между армейскими частями: одни перешли на сторону Чон Ду Хвана, а другие оставались верны Чон Сын Хва. К утру стало ясно, что победил Чон Ду Хван. Он стал фактическим главой государства, хотя официально был избран президентом на безальтернативных непрямых выборах лишь в августе 1980 года.

Весной 1980 года в университетах страны начали формироваться студенческие союзы, ставшие центрами демократического движения. По стране прокатилась волна демонстраций с требованиями демократических реформ, свободы прессы, введения минимального размера оплаты труда, а в первую очередь — отмены военного положения, введенного после убийства Пак Чжон Хи.

Крупнейшая акция протеста против военного положения прошла 15 мая 1980 года рядом с сеульским железнодорожным вокзалом. В ней приняли участие, по разным оценкам, от 50 тыс. до 100 тыс. человек.

Еще в апреле 1980 года Чон Ду Хван возглавил КЦРУ. 17 мая он ужесточил военное положение на территории страны. Были закрыты все университеты, запрещены политические мероприятия, введена жесткая цензура в СМИ. В тот же день КЦРУ провело облаву на национальной конференции студенческих союзов, арестовав около 2,7 тыс. человек. А на следующий день началось восстание.

Восставший город


Утром 18 мая около 200 студентов Университета Чоннам в Кванджу собрались у ворот учебного заведения, протестуя против его закрытия. Произошло столкновение студентов с 30 военнослужащими десантных войск, блокировавшими вход.

После сидячей забастовки рядом с университетом, которая была разогнана десантниками, протестующие студенты пошли в центр города. Там число участников демонстрации протеста увеличилось до 2 тыс. человек. Протестующие выкрикивали лозунги: «Чон Ду Хван, уходи!», «Отменить военное положение!», «Отменить приказ о закрытии университета!». На помощь оказавшейся в меньшинстве городской полиции были направлены 688 военнослужащих десантных войск.

Прибывшие военные начали избивать всех без разбора — как участников демонстрации, так и просто прохожих.

29-летний глухонемой Ким Кен Чхоль, не принимавший участия в протестах, а просто проходивший мимо, был забит насмерть дубинками. Он стал первым, но далеко не последним убитым мирным жителем Кванджу.

В первый день беспорядков в полицию было доставлено 405 человек, многие из них с серьезными травмами. Слухи о бесчинствах военных быстро облетели весь город. В следующие дни к студенческим протестам стали присоединяться остальные жители города — мужчины и женщины, разного возраста и социального положения.

Власти перекрыли ведущие в Кванджу дороги и отключили телефонную связь с городом.

Утром 20 мая число протестующих превышало 10 тыс. человек, а к вечеру достигло 50 тыс.

К протестующим в центре города присоединились водители автобусов, грузовиков и такси на своем транспорте. Они заблокировали движение на центральной улице, которая вела к зданию администрации провинции Южная Чолла, столицей которой был город Кванджу. Перед этим зданием собрался многотысячный стихийный митинг.

Водителей вытаскивали из машин и избивали. Десантники мешали водителям доставлять раненых участников протестов в больницы. Людей били дубинками, резали и кололи штыками, сбрасывали с крыш домов, стреляли во всех без разбора: мужчин, женщин, детей, взрослых, стариков.

Военные применяли слезоточивый газ, а затем и огнестрельное оружие. Число убитых и раненых постоянно росло. Погибли также четверо полицейских, когда в установленный ими кордон у здания местного правительства врезался автомобиль.

Городская война достигла пика 21 мая, когда жители города стали вооружаться, чтобы защитить себя от насилия военных. Участники протестов врывались в полицейские участки и военные арсеналы и захватывали огнестрельное оружие и боеприпасы. Помимо многочисленных винтовок были захвачены даже два пулемета, один из которых студенты установили на крыше медицинского факультета Университета Чоннам. Местная полиция отказывалась помогать армии. К вечеру военные, столкнувшись с реальным сопротивлением, покинули центр города, а к утру следующего дня вышли за пределы города, взяв его в кольцо.

Несколько дней Кванджу принадлежал восставшим. Были созданы общественные комитеты студентов и горожан, которые оказывали медицинскую помощь раненым, организовывали похороны погибших, помогали деньгами семьям жертв. Была создана народная милиция. Представители комитетов провели переговоры с армией, требуя освободить арестованных граждан, выплатить компенсацию жертвам и отказаться от преследования участников восстания в ответ на разоружения. Военные потребовали, чтобы сначала восставшие разоружились. Большинство участников протестов приняли решение продолжить борьбу.

23 мая, когда группа местных жителей попыталась покинуть Кванджу на автобусе, автобус расстреляли: были убиты 17 (по другим данным — 18) человек. В одном из пригородов десантники по ошибке открыли огонь по своим, убив 13 человек. Также по ошибке военные открыли огонь по мальчишкам, купавшимся в пруду, решив, что те хотят бежать из осажденного города. Один ребенок был убит.

Старший брат


«США являются единственной опорой и поддержкой антинародной тирании, установленной в Южной Корее. Именно США помогли марионеточному южнокорейскому режиму потопить в крови народное восстание в Кванджу, разрешив использовать подчиненные американскому командованию войска сеульского режима для "наведения порядка". Именно США, фактически оккупирующие Южную Корею, поставили у власти в этой стране клику патологического антикоммуниста Чон Ду Хвана» (статья Ю. Корнилова «Лицемеры!», газета «Известия», 10 июня 1980 года).

Рассекреченные в последние годы в соответствии с американским законом о свободе информации документы ЦРУ, Госдепартамента и других государственных ведомств США подтверждают то, что в 1980 году бездоказательно утверждала советская пропаганда. В событиях в Кванджу важную роль действительно сыграли США.

После окончания Корейской войны в 1953 году в Южной Корее были на постоянной основе размещены американские войска. Между двумя странами было подписано соглашение о безопасности, установлено совместное командование южнокорейской армией и американскими войсками в Корее.

22 мая 1980 года посол США в Южной Корее Уильям Глейстин заявил министру иностранных дел Южной Кореи, что американская армия окажет содействие корейской армии в «установлении порядка в Кванджу и недопущении проблем где-либо еще». Он также сказал, что США не хотят огласки своих действий из опасения, что это может разжечь антиамериканские настроения в районе Кванджу.

В тот же день в Белом доме прошла встреча на высшем уровне для обсуждения ситуации в Южной Корее. В ней участвовали: госсекретарь Эдмунд Маски, его заместитель Уоррен Кристофер, советники по национальной безопасности Дональд Грег (бывший резидент ЦРУ в Сеуле) и Збигнев Бжезинский, министр обороны Гарольд Браун, председатель Объединенного комитета начальников штабов Дэвид Джонс и директор ЦРУ Стэнсфилд Тернер.

Участники совещания пришли к соглашению, что «главным приоритетом является восстановления порядка в Кванджу корейскими властями с минимальным использованием силы, без того, чтобы посеять семена будущих новых, более масштабных беспорядков… Как только порядок будет восстановлен, мы должны оказать давление на корейские власти, в частности на военных, добиваясь, чтобы они позволили большие политические свободы».

Збигнев Бжезинский охарактеризовал позицию США так: «В краткосрочной перспективе поддерживаем, в долгосрочной добиваемся политической эволюции».



В Сеуле командующий американскими войсками в Корее Джон Уикем и посол Уильям Глейстин пришли к выводу, что американское правительство должно позволить корейской армии занять Кванджу.

Военная операция по подавлению восстания в Кванджу носила циничное название «Великолепный отпуск».

В полчетвертого утра 27 мая начался штурм города силами пяти армейских дивизий при поддержке танков и вертолетов. На то, чтобы добиться полной победы, армии понадобилось всего полтора часа. При штурме были убиты десять гражданских лиц.

За причастность к восстанию в Кванджу были арестованы 1394 человека. В заключении они подвергались избиениям и пыткам. 427 человек были осуждены, в том числе 7 приговорены к смертной казни, а 12 — к пожизненному заключению.

Арестованы были также оппозиционные политики, в том числе Ким Дэ Чжун, пользовавшийся огромной популярностью в провинции Южная Чолла. За антиправительственную и подрывную деятельность он был приговорен к смертной казни, впоследствии замененной пожизненным тюремным заключением.

Долгая память


В первые годы после подавления восстания в Южной Корее было опасно говорить о нем вслух. Любые книги и статьи, в которых хотя бы вскользь упоминались эти события, проходили строгую цензуру. В 1985 году была опубликована книга участника восстания Ли Чжэ Ыи «Дневник Кванджу», подписанная чужим именем, чтобы защитить настоящего автора. Книга была запрещена властями, но расходилась по стране тысячами копий. Запрет на книгу был снят только после ухода Чон Ду Хвана с президентского поста в 1988 году.

После возвращения Южной Кореи к демократии о восстании было написано множество книг и снято множество фильмов. Самый известный из фильмов — «Таксист», вышедший на экраны в 2017 году.

В 1988 году в парламенте страны прошли слушания, по итогам которых события мая 1980-го стали носить официальное название «Восстание в Кванджу».

В 1995 году Национальное собрание приняло специальный закон, позволяющий привлекать к уголовной ответственности виновников военного переворота 12 декабря 1979 года и подавления Восстания в Кванджу, несмотря на истечение сроков давности.

26 августа 1996 года за участие в военном перевороте, государственную измену и взяточничество были осуждены экс-президент Чон Ду Хван (приговорен к смертной казни) и также успевший побывать президентом его политический союзник Ро Дэ У (приговорен к 22 годам тюремного заключения). После апелляции в 2007-м приговоры были смягчены: пожизненное заключение для Чон Ду Хвана, 17 лет лишения свободы для Ро Дэ У. 22 декабря того же года президент Ким Ён Сам помиловал обоих во имя «национального примирения».

В 1997 году 18 мая было официально объявлено днем памяти. В траурных церемониях на кладбище неоднократно принимали участие президенты Республики Корея.

В мае 2017-го президент Мун Чжэ Ин пообещал начать расследование для выяснения роли правительства страны в подавлении восстания.

В том же 2017 году были опубликованы мемуары Чон Ду Хвана, в которых отрицалось, что во время восстания армия расстреливала жителей города с вертолетов. Заявления священника из Кванджу, ставшего свидетелем стрельбы, экс-президент назвал ложью. Родственники священника подали к Чон Ду Хвану судебный иск, обвинив его в клевете, и выиграли дело. В феврале 2018-го было впервые официально подтверждено, что армия использовала вертолеты для стрельбы по гражданским лицам. Министр обороны Сон Ён Му принес по этому поводу официальные извинения.

В ноябре того же года уже другой министр обороны, Чон Ген Ду, официально извинился за изнасилования, совершенные военнослужащими во время подавления восстания в Кванджу. В ходе правительственного расследования было выявлено 17 случаев сексуального насилия, в том числе в отношении несовершеннолетних и одной беременной женщины. Расследование было начато в мае 2018 года после того, как участница событий Ким Сун Ок заявила в телеинтервью, что была изнасилована следователем во время допроса.

12 мая 2020 года начала работу комиссия по расследованию обстоятельств использования военной силы против участников гражданских протестов в Кванджу в мае 1980-го. Планируется, что комиссия будет работать два года с возможным продлением деятельности еще на год.

18 мая 2020 года на кладбище в Кванджу, где захоронены жертвы майских событий 1980 года, состоялась траурная церемония с участием президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина. А в Сеуле на прошлых выходных по инициативе гражданских активистов колонна примерно из 70 автомобилей проехала по городу к дому экс-президента Чон Ду Хвана, призывая его извиниться за бойню в Кванджу и пойти на сотрудничество с комиссией по расследованию обстоятельств событий в этом городе. В кузове одного из грузовиков, ехавшего в колонне, было установлено чучело Чона, стоящего на коленях со связанными за спиной руками. У дома экс-президента водители дружно давили на клаксоны, выражая свое возмущение.

На ближайшей сессии Национального собрания (парламента) Республики Корея правящая Совместная демократическая партия планирует внести законопроект об ответственности за оскорбление участников восстания и искажение его истории.

Алексей Алексеев


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх