Газовая организация вместо продвижения экспорта газа из Восточного Средиземноморья в Европу и другие государства сможет решить только региональные задачи, рассказал ФБА «Экономика сегодня» президент Фонда научных исследований и развития гражданских инициатив "Основание" Алексей Анпилогов.
Несколько стран Восточного Средиземноморья подписали соглашение о создании газовой организации.
Представители министров энергетики Италии, Израиля, Греции, Египта, Иордании, Кипра и Палестины в режиме видеоконференции разработали устав новой региональной структуры.Известно, что штаб-квартира региональной газовой организации государств региона Восточного Средиземноморья будет располагаться в Каире.
Министерство нефти и минеральных ресурсов Египта, где 22 сентября 2020 года прошла церемония подписания Хартии о преобразовании существующего газового форума стран Восточного Средиземноморья в полноценную организацию с участием представителей семи стран-участниц, сообщило, что новая организация призвана обеспечивать и продвигать экспорт природного газа из региона Восточного Средиземноморья в Европу и другие государства.
Согласно заявлению указанного ведомства, «форум нацелен на создание регионального энергетического рынка, укрепление торговых отношений и удовлетворение спроса и предложения в странах-участницах».
«Израиль, Кипр, Египет, а тем более Греция и Палестина – это так называемые газовые карлики. При этом, у первых трех есть запасы газа. Но экспортный потенциал существует только у Израиля и Кипра. Египет же до момента обнаружения месторождения Зохр на шельфе Средиземного моря рассчитывал на импорт газа из Израиля без возможности оказывать влияние на общий рынок продавцов газа.
Греция в принципе не имеет собственного газа, но обладает транзитным потенциалом. Однако участие Палестины, которая является зависимой территорией от Израиля, немного меняет ситуацию», - рассказал эксперт Алексей Анпилогов.
Восточно-Средиземноморский газовый форум, который до сих пор был лишь площадкой для дискуссий, как подчеркивал министр энергетики Израиля Юваль Штайниц, фактически превращается в международную организацию.
Новая орган, отмечал в свою очередь министр нефти и минеральных ресурсов Тарик аль-Мулла, будет стремиться к тому, чтобы стать региональным энергетическим центром.
Региональный газовый центр
Каир, который в 2018 году вышел на полное самообеспечение после отказа от импорта газа, проявляет заинтересованность в присоединении к организации других стран. Особенную надежду государство питает на участие Франции и Соединенных Штатов Америки.
Вслед за Каиром активную позицию занял Египет, заявивший о готовности возобновить поставки за рубеж. Кроме того, государство выразило готовность транспортировать израильский газ в Европу через египетские установки по сжижению газа
В 2018 году Египет вместе с Кипром подписал соглашение о прокладке трубопровода по дну Средиземного моря с целью реэкспорта сжиженного природного газа в страны Европы.
«Общие запасы Кипра, Египта и Израиля составляют от 1 до 2 трлн кубических метров газа. Для сравнения – последнее найденное российским «Газпромом» крупное месторождение содержит более 4 трлн кубометров по самым скромным оценкам.
Между тем пока в Египте растет потребление газа, Израиль запустил программу газификации. Внутреннее потребление продолжит расти, закладывая общий экспортный потенциал государств в достаточно спорном, но проработанном с точки зрения экономического обоснования восточно-средиземноморском трубопроводе EastMed», - добавил собеседник агентства.
Отметим, что до революции 2011 года Египет удовлетворял потребности в газе за счет внутреннего рынка и экспортировал сжиженный природный газ в Израиль и Иорданию. Однако нестабильная политическая ситуация, работы по геологоразведке и проекты по увеличению добычи не дали планам реализоваться – деятельность остановилась.
Поэтому внутреннее потребление газа росло на фоне снижения объемов производства. Это стало причиной дефицита данного топлива в стране, в результате чего остро встал вопрос об импорте его из-за рубежа. До прекращения закупок из-за рубежа страна ежедневно импортировала свыше 30 млн кубометров газа.
«Первая нитка газопровода EastMed предполагает транспортировку около 10 млрд кубометров сырья в год. Однако российский «Газпром» в этом году сделает только на европейском рынке около 170 – 180 млрд кубических метров газа. До этого объемы достигали 200 млрд.
Данные показали подтверждают, что Италия, Израиль, Греция, Египет, Иордания, Кипр и Палестина, хорошо постаравшись и собравшись вместе, смогут обеспечить лишь около 5 – 7% от мощностей компании из Российской Федерации», - объяснил эксперт.
Но Израилю, Египту и Кипру еще только предстоит согласовать прокладку восточно-средиземноморского трубопровода EastMed на фоне негативных выступлений турецкой стороны.
«Для того, чтобы перекинуть газопровод из Кипра не на территорию Турции, а на Крит и далее через Пелопоннес вывести его к западно-европейскому рынку, государства привлекают Грецию.
Поэтому объединение нескольких стран в виде газовой организации будет решать только региональные задачи, не оказывая при этом особого влияния на мировой нефтегазовый рынок», - констатировал Анпилогов.
Свежие комментарии