С середины декабря хитом мировых и российских новостных агентств стали сообщения о передаче Россией и опубликование в открытой печати проектов соглашений о гарантиях безопасности от США и НАТО, которые уже назвали ультиматумом России коллективному Западу. Суть предложений – прекратить расширение НАТО на восток, вывести военных и вооружения из угрожающих российской безопасности зон и дать юридически закрепленные гарантии безопасности.
В этой связи не так важен сам текст соглашений, а какие цели преследует Москва, на каком фоне разворачиваются эти неординарные события и что послужило спусковым крючком к началу этой кампании.
Как ни странно, инициировал все это Байден, убедившийся весной этого года, что Россия готова силой закрыть не только вопрос Украины, а продвинуться и дальше в европейском направлении. Он позвонил Путину и предложил встретиться для обсуждения вопросов стратегической стабильности, которая состоялась в июне в Женеве. О чем договорились на ней – точно неизвестно, но осенью вновь начала раскручиваться военная истерия, что Россия вот-вот нападет на Украину.
На расширенном заседании коллегии МИДа 18 ноября Путин заявил о необходимости добиться от стран НАТО долгосрочных гарантий обеспечения безопасности России. Байден вновь позвонил Путину и предложил встретиться, онлайн-конференция по стратегической стабильности состоялась 7 декабря, и по ее результатам Путин обещал в течение недели направить американцам российские предложения.
В этот срок все было выполнено, и 15 декабря российский МИД передал предложения США и опубликовал их, пойдя на беспрецедентный шаг в дипломатии и вынуждая Запад публично принять их или отказаться.
Москва продемонстрировала, что кулуарно договариваться не хочет, и США поставлены в условия, когда им также придется отвечать публично. К тому же, отправляя предложения, российский МИД заявил, что их нельзя долго обсуждать и изменять, а можно только принять или не принять.
Между прочим, текст российских предложений составлен очень четко и аргументировано, и за неделю такой документ сделать вряд ли возможно, очень вероятно, что он был составлен заранее.
Итак, инициатором переговоров дважды выступила не Россия, а американская сторона, и ее что-то очень серьезно волнует, заставляя идти на такие шаги.
К тому же Путин перед переговорами с Байденом провел онлайн-конференцию с китайским лидером Си Цзиньпином и в Дели встретился с лидером Индии Моди, без публичного раскрытия предмета переговоров.
Все это не могло не насторожить американцев в свете их обостряющихся отношений с Китаем.
Активная позиция России
После передачи американцам проекта соглашений риторика российской стороны только ужесточалась.
Москва с каждым днем усиливала нажим, повышая ставки и настаивая на скорейшем ответе на ее предложения, в противном случае грозилась дать военный и военно-технический ответ, конкретно не раскрывая его содержание.
Следует также обратить внимание, кто осуществляет этот нажим.
Это не президент и не главы силовых ведомств, и даже не министр иностранных дел, а его заместители Рябков, Грушко, Руденко, Гаврилов, и главная роль была отведена Рябкову, напоминающего своими подходами главу советского МИДа Громыко, прославившегося своим «нет».
На своем брифинге 17 декабря Рябков рассказал много интересного о российской позиции. Он заявил, что российские предложения – «не меню в ресторане» и в них нельзя одни пункты оставлять, а другие вычеркивать, предложил Западу дезавуировать решение Бухарестского саммита НАТО о возможности вступления Украины и Грузии в НАТО, предложил уже 18 декабря начать в Женеве переговоры на базе переданных проектов соглашений, посоветовал европейцам отойти от утвердившихся антироссийских клише, а отношения России и Запада строить с чистого листа на базе российских предложений.
Грушко, в свою очередь, 19 декабря уточнил:
«Мы готовы разговаривать о том, чтобы военный сценарий или военно-технический сценарий перевести в некий политический процесс… а если этого не получится, то мы уже обозначили им, тогда мы тоже перейдем в вот этот режим создания контругроз».
Он подчеркнул, что своими предложениями
«Мы бросили камень в болото»
и
«Надо, чтобы задумались, наконец, и европейцы, если они не хотят превратить свой континент в арену вот такого военного противостояния».
Рябков 20 декабря отметил, что промедление недопустимо:
«Я думаю, они попытаются перевести все это в вялотекущий процесс… поэтому мы не можем медлить и готовы сразу приступить к переговорам».
Руденко увязал соглашения и с Украиной, достигшей точки кипения, которая действительно вынуждает к принятию определенных радикальных шагов, ведущих к военным и военно-техническим решениям.
Гаврилов на переговорах в Вене 21 декабря по вопросам военной безопасности заявил:
«Все всё прекрасно понимают, наступает в отношениях России и НАТО момент истины. Нельзя постоянно наступать на больные точки России, нужно определяться... необходимо предпринимать конкретные политические действия, в противном случае альтернатива – военно-технический и военный ответы России».
Он подчеркнул, что Россия ни при каких условиях не допустит размещения инфраструктуры НАТО на Украине и Грузии – «Лиса больше лазить в курятник не будет, потому что вместо лисодава уже вырос большой волкодав», подразумевая под лисой Запад.
Тон высказывания российских дипломатов с каждым днем становился все более жестким, он поддерживался и на федеральных каналах в политических ток-шоу, нагнетающих обстановку, приближающуюся ко временам Карибского кризиса.
Отреагировал и президент, 21 декабря на коллегии Минобороны он заявил:
«Разумеется, как уже отмечал, в случае продолжения явно агрессивной линии западных коллег, мы будем предпринимать адекватные ответные военно-технические меры, на недружественные шаги – жестко реагировать».
Путин предупредил, что попытка Запада заболтать эти документы не пройдет, и Россия не остановится перед принятием серьезных мер.
На своей ежегодной пресс-конференции 23 декабря президент подчеркнул, что для России неприемлемо расширение НАТО к ее границам, и он в жесткой форме заявил, что гарантии должны быть даны «немедленно и сейчас».
На всех уровнях Россия показывала, что терпеть сложившуюся ситуацию с наступлением Запада на ее жизненно важные интересы дальше не намерена и отступать от изложенных в соглашениях предложений не собирается, постоянно намекая на неизбежный в случае отказа военный и военно-технический ответ, который очень не понравится США и их союзникам, чем еще более интриговала их.
Документы составлены так, что не подразумевает положительного ответа, западная элита не может признать такого сокрушительного поражения. России, по всей видимости, только этого и надо, у неё потом будут развязаны руки для принятия любых решений.
Реакция Запада
На удивление в Белом доме спокойно восприняли российские предложения, что говорило не в пользу их неожиданности для США. Не исключено, что это был один из элементов легализации договоренности Путина и Байдена. Пресс-секретарь Псаки заявила, что эти материалы США обсудят со своими союзниками, и выразила надежду, что с Москвой удастся договориться.
При этом часть сенаторов и конгрессменов потребовали не вести никаких переговоров с Россией и не идти ей на уступки. Тем не менее контакты между Москвой и Вашингтоном продолжились на уровне помощника Путина Ушакова и советника Байдена Салливана, и Госдеп сообщил, что Москве будет представлен американский список «обеспокоенностей». К тому же Байден после разговора с Путиным дал понять, что есть США, Россия и все остальные страны НАТО, и им стоит задуматься, как решать насущные проблемы.
Такой подход насторожил европейцев, и все те, кто ни за что не отвечает, начали подтявкивать, особенно отличились «прибалтийские тигры» и поляки. Поскольку Евросоюз оказывался вообще вне игры, от его имени Баррель заявил и необходимости этой структуры быть полноправным участником переговоров, а европейские союзники НАТО заняли жесткую позицию неприятия российских предложений и отказа от любого диалога с Россией.
Генсек НАТО Столтенберг безапелляционно заявил:
«Мы никогда не пойдем на компромисс ни в отношении безопасности своих союзников, ни в отношении права каждой страны, включая Украину, решать свою собственную судьбу».
Но вся эта трескотня политических пигмеев мало интересует США и Россию, им в ближайшее время предстоит решать вопрос возможного переустройства современного миропорядка.
В тексте соглашений о безопасности выделяются две статьи (4 и 6) своей жесткой направленностью.
Ст. 4:
«Российская Федерация и все Участники, являвшиеся по состоянию на 27 мая 1997 года государствами-членами Организации Североатлантического договора, соответственно, не размещают свои вооруженные силы и вооружения на территории всех других государств Европы в дополнение к силам, размещенным на этой территории по состоянию на 27 мая 1997 года…»
Эта статья четко описывает сферу влияния России, включающую не только все постсоветское пространство, а и Восточную Европу, в том числе Венгрию, Польшу, Чехию, Болгарию, Латвию, Литву, Румынию, Словакию, Словению, Эстонию, Албанию, Хорватию, Черногорию и Северную Македонию, вступившие в НАТО после 1997 года. США придется уйти из этих стран и ликвидировать там свою военную инфраструктуру.
Ст. 6 гласит:
«Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, принимают обязательства, исключающие дальнейшее расширение НАТО, в том числе присоединение Украины, а также других государств».
Эта статья исключает дальнейшее расширение НАТО и ставит крест на пронатовских амбициях Украины и Грузии.
Все это говорит о том, что Россия не совсем вежливо предлагают США и НАТО прекратить любую военную деятельность в Восточной Европе, Закавказье, Центральной Азии и убираться оттуда, отдав эту сферу России.
Конечно, для американской элиты смерти подобно отказаться от своей доктрины мирового доминирования, признать свое поражение и согласиться с уходом России из орбиты влияния Запада.
В Москве это отлично понимают, в связи с этим встает естественный вопрос – на что же направлена эта кампания и какую цель преследует Москва?
Возможные варианты развития ситуации
Версия, что это блеф Путина с расчетом поторговаться с Западом (на что надеются европейцы и экзальтированная часть элиты США), вряд ли возможна: российский президент старается играть по-крупному, и выглядеть пустозвоном ему явно не с руки.
Наиболее вероятны варианты, что у России есть «козыри в рукаве», с которыми США не могут не считаться. Не просто так Байден все время напрашивается на встречу и переговоры с Путиным, уже идет информация, что между ними могут состояться переговоры и в этом году.
В США – не такая простая ситуация, элита расколота, и рейтинг Байдена и его окружения падает, в стране невиданная инфляция, и экономика стагнирует. Китай уже наступает на пятки не только в экономической, а и в военной сфере. Средств для поддержания своей гегемонии во всем мире у США уже нет, и это вынуждает их искать пути «красивого» отступления без потери лица.
Москва, по всей видимости, ищет способы восстановления своего влияния с учетом этих факторов и предупреждает американцев, что лучше договориться сейчас. Если они не пойдут на российские условия, то могут наступить необратимые процессы с обострением обстановки, и условия будут еще более жесткие.
Россия слишком долго отступала, а сейчас достигла такого уровня военной мощи, что может с позиции силы на равных говорить с американцами.
Для того чтобы США серьезно отнеслись к требованиям России, ей необходимо создавать угрозы не для европейских и прочих сателлитов американцев (они их ни во что не ставят и при первой необходимости тут же сдадут), а именно неприемлемые для США угрозы в стратегических и жизненно важных болевых точках.
Такие возможности у России сегодня имеются: это и гиперзвуковое оружие, возможности размещения стратегических сил в подбрюшье США в Венесуэле, Никарагуа или на Кубе, дислокация стратегического подводного флота и тех же «Посейдонов» у американского побережья с угрозой в случае необходимости полного уничтожения слабеющего гегемона.
Неоднократные заявления Москвы, что при отказе США от договоренностей по безопасности она использует для убеждения военную и военно-техническую мощь, вряд ли пустые слова, и американцы понимают это.
Имперский дух России просыпается, и она начинает столбить свою зону жизненных интересов, показывая США, что их гегемонизм подходит к концу.
Неожиданный удар по США Россия может нанести и в совершенно другой сфере.
Участившиеся контакты с лидерами Китая, Индии и Ирана говорят о возможности формирования на базе этих стран экономического антизападного блока со своим замкнутым рынком с более чем трехмиллиардным населением, уходом от использования в расчетах доллара и созданием своей валютной зоны. Это уже будут претензии на новую Ялту и передел мира, где США выступят в качестве проигравшего, и новый миропорядок будет устанавливаться за их счет.
Россия сделала серьезную заявку на свое лидерство, предъявив весомые претензии коллективному Западу (фактически ультиматум) по обеспечению ее безопасности с угрозой применения силы при отказе от предлагаемых договоренностей. Неприменение заявленных жестких мер станет для России катастрофой с потерей своего лица на международной арене и внутри страны. В данной ситуации Москве необходимо будет конкретными действиями подтвердить свой ультиматум, не втягиваясь в затяжной конфликт и нанеся Западу удар в самом неожиданном месте, показав, что она готова отстаивать свои интересы всеми доступными методами и средствами.
Для нанесения такого удара нужна консолидация внутри России и готовность общества идти на неизбежные издержки и потери. Большинство народа наверняка поддержит такую линию, а в среде элиты далеко не все так однозначно.
Слишком много еще в структурах власти компрадорской и продажной элиты, смотрящей в сторону Запада и держащей там свои активы. В любой момент они будут готовы ударить в спину, и для исключения такой возможности предстоит неизбежная зачистка «пятой колонны». В целях обеспечения интересов государства Путину предстоит делать выбор далеко не в пользу властного окружения, как это ему пришлось делать ровно два года назад, удаляя из власти слишком уж ненадежных соратников.
Предполагаю, что в январе-феврале он в своем очередном ежегодном послании Федеральному собранию объявит о серьезных изменениях в структурах государственной власти и шагах по противодействию проискам западных «партнеров», необходимых для реализации планов по безопасности и выводу России на лидирующие позиции в мире.
Без таких шагов расширение «жизненного пространства» никак не может быть обеспечено, и в скором времени мы увидим, насколько верховная власть готова идти на радикальные меры внутри страны и в противостоянии с Западом.
Юрий Апухтин
Свежие комментарии