Фильмы о Второй мировой войне на море — не самое частое зрелище, поэтому они неизбежно привлекают внимание любителей военной истории. 10 июля 2020 года на онлайн-видеосервисе Apple TV+ появился фильм «Грейхаунд», рассказывающий об американских моряках во время Битвы за Атлантику. Попробуем оценить эту картину и взглянуть на неё глазами историка.
Для начала отметим, что «Грейхаунд» — это во многом личный проект Тома Хэнкса, который стал одним из главных голливудских специалистов по Второй мировой войне. На его счету участие в создании сериалов «Братья по оружию» и «Тихий океан», которые получились безоговорочно удачными и заслужили самые высокие оценки, в том числе и у знатоков военной истории. Экранизацию популярного в англоязычных странах морского приключенческого романа «Добрый пастырь», изданного писателем Сесилом Скоттом Форестером в 1955 году, Хэнкс готовил с 2016 года. Проект стал детищем медиакорпорации Sony Pictures, начавшей ради этого сотрудничество с рядом других медиа-компаний.
Любопытно, что Хэнкс выступил в не самой привычной роли сценариста, передав место продюсера Гэри Гоцману, с которым уже сотрудничал при создании военно-исторических сериалов. Режиссёром стал Аарон Шнейдер — не самый плодовитый и, скажем прямо, не самый известный специалист. Съёмки «Грейхаунда» проходили в 2018-2019 годах, в том числе на корабле-музее Kidd, находящемся на вечной стоянке в городе Батон-Руж (штат Луизиана, США). Фильм готовили к театральной премьере весной 2020 года, однако из-за пандемии COVID-19 продали для показа на видеосервисе Apple TV+ за 70 млн USD. При бюджете картины в 50 млн USD можно говорить, что «Грейхаунд» изначально окупил себя.
Корабли и люди
Сюжет романа «Добрый пастырь» и его экранизации принципиально прост, но насыщен многими деталями. Февраль 1942 года, США только что вступили во Вторую мировую войну, но Битва за Атлантику уже в разгаре. Офицер ВМС США коммандер Эрнст Краузе (роль исполняет Том Хэнкс) командует эсминцем Keeling и одновременно руководит эскортной группой конвоя HX-25 в Северной Атлантике. Американцев в походе сопровождают два британских эсминца и канадский корвет. В конвое, направляющемся в Ливерпуль, следуют 37 союзных судов, включая американские войсковые транспорты, гибель которых приведёт к большим человеческим жертвам.
Краузе — неопытный командир, впервые получивший под своё начало корабль и впервые участвующий в боевом походе. В романе он показан, по сути дела, неудачником, которого неоднократно обходили в чинах и назначениях, однако в фильме внимание на этом не акцентируется. Как бы то ни было, боевое крещение главного героя оказывается настоящим адом. Конвой HX-25 следует через «Чёрную дыру» — район к югу от Гренландии, недоступный для союзной береговой авиации. Рассчитывать можно только на себя, и, как назло, на пути судов и эскорта оказывается «волчья стая» немецких подлодок. Начинается жестокая схватка союзных моряков с опасным и сильным противником, которая продлится весь фильм.
Если говорить о персонажах, то скажем прямо: никто из команды эсминца Keeling, кроме коммандера Краузе, никакой заметной роли в повествовании не играет. Матросы и офицеры выполняют свои служебные функции, но никакого психологизма и глубины для них в сценарии не предусмотрено. Что касается роли Тома Хэнкса, то она сыграна удачно, но также не производит впечатления сложного и многогранного характера. Актёр-ветеран сыграл командира корабля достойно, но у автора обзора этот персонаж не вызывал сильных эмоций. Мотивы душевной борьбы, превращения из служаки-неудачника в морского волка намечены, но явно не доминируют в киношном образе Краузе. Из особенностей личности подчёркнута разве что его искренняя религиозность.
Как и положено в маринистике, большую роль в фильме «Грейхаунд» играют показанные там корабли — выдуманные, но имеющие связь с реальностью. Остановимся на этом аспекте чуть подробнее. Главной звездой картины является, несомненно, американский эсминец Keeling (позывной «Грейхаунд»), на борту которого и происходит всё действие. По сюжету романа Форестера это корабль типа Mahan, но в фильме он принадлежит типу Fletcher. Конечно же, это бросающийся в глаза анахронизм — «флетчеры» вводились в строй с лета 1942 года и направлялись на Тихий океан. Ситуация объясняется тем, что съёмки велись на корабле-музее Kidd, который и «сыграл» роль Keeling. «Грейхаунд» носит номер DD-548, в действительности не использовавшийся ВМС США.
Помимо Keeling, в эскортную группу входят два британских эсминца – James (позывной «Гарри») и Victor (позывной «Орёл»). Первый из них, судя по названию, относится к серии кораблей типа J. В одной из сцен мельком заметен его номер (F80), который в реальности принадлежал плавбазе Woolwich. Victor упоминается в романе Форестера как корабль с польской командой, а его позывной может восприниматься, как отсылка к гербу Польши. В одной из сцен эсминец показан крупным планом, и хорошо видно, что под его названием изображена знаменитая Błyskawica с характерным силуэтом, спаренными установками британских 102-мм орудий и номером H34. Правда, судьба «Орла» заметно отличается от его исторического прототипа.
Наконец, канадский корвет типа Flower носит имя Dodge и позывной «Дикки». Его номер K136 в действительности принадлежал канадскому же корвету Shawinigan, который нёс конвойную службу с ноября 1941 года. 25 ноября 1944 года Shawinigan был потоплен торпедой немецкой субмарины U-1228, погибнув со всей командой. «Дикки» играет заметную роль в фильме и единственный из союзных кораблей, за исключением «Грейхаунда», который подробно показан там. Это можно объяснить тем, что его компьютерная модель создавалась с использованием единственного сохранившегося корабля типа Flower, канадского Sackville, находящегося на вечной стоянке в Галифаксе.
Что касается конвоев HX, то они реально существовали и регулярно ходили из канадского Галифакса в Ливерпуль, куда и направляется киношный караван. В действительности, конвой HX-25 (27 судов и 7 кораблей) был успешно проведён ещё в марте 1940 года. В феврале 1942 года через Северную Атлантику проследовали конвои HX с номерами от 172 до 176. В их проводке участвовали американские эсминцы, однако, в отличие от фильма, потери от действий подлодок оказались небольшими: за февраль только одно судно погибло, и одно было повреждено.
Наконец, в фильме «Грейхаунд» есть немецкие подлодки. Говоря о них, мы сразу же вступаем в область принципиальных достоинств и недостатков кинокартины, о чём и пойдёт речь далее.
Плюсы и минусы
«Грейхаунд» сложно не сравнивать с такими классическими фильмами о Битве за Атлантику и просто шедеврами военной драмы как британское «Жестокое море» и немецкая «Лодка». И сразу же можно сказать, что многие особенности фильма Хэнкса и Шнейдера неизбежно проистекают из его литературной основы. Форестер не был ни моряком, ни фронтовиком — он был успешным беллетристом, «набившим руку» на морских приключенческих романах вроде популярнейшей серии про Горацио Хорнблауэра. Литератор познакомился с жизнью ВМС США и Великобритании в годы Второй мировой, когда работал пропагандистом, но «Добрый пастырь» основан не на его личном опыте, в отличие от книг Николаса Монсеррата и Лотара-Гюнтера Буххайма.
Таким образом, «Грейхаунд» изначально основан на приключенческой и, по большому счёту, выдуманной истории, из-за чего назвать его военной драмой можно с большой натяжкой. В фильме от начала и до конца упор сделан на экшн и зрелищность. Это едва ли можно отнести к принципиальным недостаткам, однако невозможно отрицать, что стремления авторов наносят ущерб серьёзности и реализму показанного на экране. Мы видим отдельные эпизоды, подразумевающие драматизм, необходимость морального выбора, жестокость войны, но эти мотивы буквально тонут среди увлекательных и лихих морских приключений (некоторые из которых, впрочем, имеют под собой историческую основу).
К исторической достоверности «Грейхаунда» при желании можно предъявить серьёзные претензии. Хорошо заметна очевидная идеализация ВМС США на момент действия сюжета (начало 1942 года). Неопытные американские моряки, в реальности подарившие немцам «вторые счастливые времена», в кино с фантастической удалью и эффективностью громят немецкие субмарины. Неопытный коммандер Краузе на удивление блестяще командует не только своим эсминцем, но и всем эскортным соединением. Защита конвоя показана эффектно в кинематографическом плане, но с множеством неточностей, условностей и анахронизмов.
Особенно выделяется на общем фоне то, какими показаны немецкие подлодки. Они выглядят, мягко говоря, странно. Очевидно, авторы стремились изобразить «u-боты» воплощением инфернального зла, с которым сражается богобоязненный коммандер Краузе, но они явно перестарались. Субмарины украшены огромными рисунками вроде волчьей головы или гигантской свастики. Действия подлодок хаотичны и беспорядочны, будто ими командуют берсерки. Чтобы окончательно сформировать звериный образ, командир «волчьей стаи» каким-то загадочным образом связывается по радио с Краузе, угрожает ему и зачем-то воет.
Впрочем, не всё так плохо, и в целом «Грейхаунд» не производит впечатления провала. При всех ляпах, условностях и погоне за зрелищностью в фильме есть проблески атмосферы подлинной Битвы за Атлантику. Грозящая каждую минуту опасность, угроза мучительной смерти, ответственность за человеческие жизни, бессилие перед страшным врагом и радость успешного противостояния ему. Конвой несёт потери, но упорно идёт по ледяным водам Северной Атлантики наперекор судьбе. Эсминец Keeling и другие корабли эскорта под командованием Краузе становятся настоящими «добрыми пастырями» для своих подопечных, ведущими их через мрак и отчаяние. Всё это можно увидеть и почувствовать в наиболее удачных фрагментах фильма.
Позитивно можно оценить обильно использованную в фильме компьютерную графику. В ней есть, к чему придраться, однако картина боя на океанских просторах получилась вполне живой и убедительной, а компьютерные модели судов и кораблей смотрятся правдоподобно (за исключением разве что странных немецких субмарин). Можно похвалить и лаконизм полуторачасового фильма. Да, его динамичность местами оборачивается трюкачеством, но сам по себе образ кинокартины как хроники нескольких дней боевого похода, не обременённой дополнительными сюжетными линиями, выглядит вполне свежо и атмосферно.
Резюмируя, скажем, что «Грейхаунд» чем-то неуловимо напоминает нашумевший «1917» Сэма Мендеса. В обоих случаях авторы имели на руках исторический материал, полный реальной драматичности и трагизма, и в обоих случаях создали выдуманное повествование в духе приключенческого боевика. И «1917», и «Грейхаунд» невозможно воспринимать как настоящие военные драмы, серьёзные и реалистичные.
Как боевик в экзотическом морском антураже «Грейхаунд» неплох и угождает вкусам массовой аудитории демонстрацией увлекательных приключений. Исторически грамотный зритель тоже может получить некоторую долю удовольствия, хотя и обречён на то, чтобы воспринимать этот фильм с изрядной долей скептицизма. Увы, но лучшим фильмом о союзных противолодочниках Второй мировой до сих пор остаётся «Жестокое море», снятое в далёком 1953 году. Соперничать с этой мощной драмой детище Тома Хэнкса не может — тем не менее, оно не лишено достоинств и привлекательно для современного зрителя.
Источники:
Свежие комментарии