В среду, 22 июля, в пресс-центре Медиагруппы «Патриот» состоялась онлайн-конференция на тему «Люди и звери. Как исключить живодерство и нападения животных на людей». В ней приняли участие социологи, юристы, экономисты, журналисты, чиновники и политики.
Несмотря на наличие в УК РФ статьи 245 «Жестокое обращение с животными», некоторые граждане страны не слишком довольны тем, как она применяется на практике.
Что же до вегетарианцев, то те вообще считают животноводство, рыболовство и птицеводство самым настоящим преступлением.В соседних с нами странах ситуация ничуть не лучше: в Дании распространена практика публичного забивания дельфинов, а в Китае проводят фестиваль собачьего мяса, в ходе которого на глазах у всех убивают собак и кошек. Однако у этой медали есть и обратная сторона: ежегодно бродячие животные наносят ранения почти 400 тысячам граждан России, а сколько жертв в итоге погибает или приобретает статус инвалида, неизвестно.
В нашей стране запрещены убийства даже агрессивных собак — за это предусмотрена ответственность до пяти лет лишения свободы. Значит ли это, что агрессивных собак можно только стерилизовать? И как тогда решить проблему бродячих и диких животных, нападающих на людей? На эти и многие другие вопросы попытались ответить депутат Госдумы и бывший профессиональный боксер Николай Валуев, зоопсихолог Дмитрий Тарасов, директор «Фонда защиты городских животных» Екатерина Дмитриева, депутат Госдумы Владислав Резник и юрист-зоозащитник Светлана Зиберт. Модератором дискуссии выступил генеральный директор Федерального агентства новостей Евгений Зубарев.
Первым взял слово зоопсихолог Дмитрий Тарасов. Он заявил, что роль человека в природе меняется, а традиции должны развиваться в сторону большего гуманизма — забой животных даже в коммерческих целях в конечном итоге должен стать давно забытым сном человеческого рода.
«Почему подняли вопрос о гуманном отношении к животным? — задался вопросом эксперт. — Дело в том, что есть люди, которые мучают их и бесконтрольно убивают. А ведь у них тоже есть право на жизнь, и к чувствам любого животного нужно относиться бережно: для кого-то это просто лающая шавка, а для другого, быть может — единственный друг. Все млекопитающие ощущают эмоции одинаково, и никто из них не хочет умирать».
По его словам, законы должны быть написаны так, чтобы однозначно можно было определить, что есть жестокость по отношению к зверю. Вместе с тем Тарасов призвал ввести уголовную ответственность в отношении владельцев животных за их действия, если те нанесли тяжкий вред окружающим людям.
«Если моя собака, не дай Бог, кого-нибудь (другого пса, например) загрызет, я должен заплатить штраф за то, что она была без намордника, — предложил зоопсихолог. — И, если бы наказание в отношении хозяина животного было бы реально неотвратимым, он сделал бы все, чтобы ему не подвергнуться и занимался бы своей собакой, воспитывал ее».
Депутат-боксер Николай Валуев объяснил жестокость датчан, практикующих загон больших стай дельфинов в лагуну с последующим их убийством традициями скандинавских народов.
«Они идут от глубокой древности, когда море доставляло человеку все, вплоть до крова — из костей китов даже можно было построить жилище (там, где живут датчане, деревья растут не везде), — заметил парламентарий. — Мы, конечно, живем в другое время, и тем не менее должны уважать права коренных народов на их традиционные промыслы. На протяжении тысячелетий у людей определенных этносов образовалась генетическая предрасположенность потреблять, например, китовый жир, без которого они начинают болеть».
Депутат оговорился, что он таким образом «освещает обратную сторону луны» и ни в коем случае не оправдывает жестокое отношение к животным — особенно, если оно происходит исключительно ради забавы.
«Если уж так получилось, что человечество потребляет мясо животных, то обеспечительные меры должны быть с точки зрения закона таковыми, чтобы сельскохозяйственную промышленность никто не трогал. В случае же с быком, которого забивают на мясо, гуманизм людей должен быть направлен на недопущение его страданий — способ умерщвления должен быть безболезненным», — считает Валуев.
Директор «Фонда защиты городских животных» Екатерина Дмитриева прокомментировала ситуацию в Махачкале (республика Дагестан), где жители выходили на улицы отстреливать бродячих собак, которые терроризировали их своими регулярными нападениями.
«Я не считаю эту информацию объективной, — заявила она. — У нас есть проект «зооновости», где мы агрегируем подобного рода неподтвержденные сообщения о якобы «нападениях» животных, а затем оспариваем их. Напомню, что по статистике за 2019 год нет ни летального исхода от покусов или нападений животных».
Дмитриева назвала статью 245 УК РФ «неработающей», поскольку для того, чтобы наказать по ней человека, необходимо привести доказательства его «злого умысла» и «садистских наклонностей», что на практике оказывается невозможным.
«Если мы будем карать не за квалифицирующие признаки, а просто за сам факт жестокого обращения с животными, мы сдвинемся с мертвой точки, — убеждена директор «Фонда защиты городских животных». — Кроме того, я считаю неприемлемым их умерщвление в том числе для удовлетворения каких-то религиозных нужд, как это делают мусульмане на Курбам Байрам с несчастными баранами».
В список основных проблем России как страны с бесправными животными Дмитриева (помимо неоткалиброванного законодательства в этой сфере) включила цирки и дельфинарии, в которых зверей безбожно используют в качестве увеселения человеческого вида. Кроме того, ее не устраивает отношение большинства людей к «братьям нашим меньшим» как к декору или аксессуару.
По словам юриста-правозащитника Юлии Зиберт, одно лишь изъятие бродячих животных из среды обитания — неэффективно, проблема этим не решается. Она предложила поступать, как «цивилизованные люди» и начать разбирать помойки, где обитают стаи собак, после чего строить на их месте приюты для бездомных зверей, откуда затем их будут забирать новые хозяева. Однако здесь есть одна проблема.
«Вы знаете, почему у нас дворняжки стали невостребованными? — спрашивает Зиберт. — Все потому, что мы начали заниматься разведением породистых собак, которое ничем не контролируется! И пока это не прекратится, спроса на дворняг не будет! Это совершенно очевидно!».
Депутат Государственной думы Владислав Резник напомнил, что сторонники «прав животных», как правило, отличаются от сторонников «благополучия животных», к которым относится большинство населения нашей страны: с их точки зрения вполне допустимо употребление животных в пищу, но издевательство над ними — нет.
«Я не вижу в России тенденций к тому, что в обозримом будущем употребление мяса в пищу будет запрещено, — убежден парламентарий. — Так что и в отношении ограничения охоты и рыболовства волноваться нашим гражданам не стоит».
Депутат высказался против возвращения пойманных и стерилизованных бродячих животных обратно в город, из которого они были добыты — по его словам, он не является для них естественной средой обитания.
«Надо столько, сколько это возможно, содержать их в частных и государственных приютах, а потом, когда становится очевидно, что они не будут разобраны по домам, думать об их эвтаназии, — произнес Резник. — Но главная проблема даже не в том, что у нас по улицам ходят бродячие собаки, а в том, что есть люди, которые своих питомцев выбрасывают на улицу, делая их бродячими. Уверен, за это должна быть предусмотренная законом ответственность».
Свежие комментарии