На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Факты Дня

2 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячеслав
    Хорошая статья...  Вот теперь, такую же про наше Министерство обороны, пожалуйста!..Эротичный «эскорт...
  • Бендер Задунайский
    Ближе к очку зелебобика колоть надо было . Вынул и член об бороду вытер .Эротичный «эскорт...
  • Olga Chuhutina
    Турции  не стоило так поступать с  храмом Святой  Софьи КонстантинопрольскойПредначертание св...

Как Сибирь Малороссией прирастала

«Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном», – предрёк Ломоносов в те годы, когда немногие готовы были поверить в это. И уже при Михаиле Васильевиче духовную основу российской Сибири закладывали первые её просветители. Самыми выдающимися среди них стали выходцы из той части русской земли, которая в последнюю сотню лет именуется «Украиной».

Сколько раз уж Фонд стратегической культуры приводил следующую выдержку из «Жития святых Российской церкви, также иверских и славянских»: «Какими чудными мужами Церкви, которые все возникли из пределов Малороссии, утешил Господь Великую Россию в славные дни царствования Петрова! Сии три подвижника в Сибири [Филофей (Лещинский), Иоанн Тобольский, Иннокентий Иркутский], святитель Димитрий в Ростове, местоблюститель Стефан в столице, ревностный защитник православия и достоинства иерархии, Лазарь и Феодосий в Чернигове, Варлаам в Киеве! Не часто повторяется столь утешительное явление в летописях церковных».

23 июня (н.с.) Церковь празднует память Сибирских святых. О Филофее Лещинском, Иоанне Тобольском (к его памяти и приурочен Собор сибирских святых) Димитрии Ростовском, Иннокентии и Софронии Иркутских мы уже рассказали. Упомянули и о подвижничестве земляка и соратника последнего – святого Синесия Иванова.

Но православная Сибирь помнит всех своих просветителей.

Сиверский северянин

Преемником первого упомянутого из них – Филофея Лещинского – стал преосвященный Антоний (Стаховский).

Родился будущий митрополит Тобольский и Сибирский в 1671 или 1672 году на Сиверщине, в 40 км от Чернигова. Как абсолютное большинство малороссийских святителей Сибири, он окончил «рассадницу русского просвещения» – Киево-Могилянскую коллегию / академию (при самостийности «возрождённую» как рассадник украинского соросятничества).

В 1700 году, с назначением на Сибирскую кафедру «златословесного Новгород-Сиверского учителя» Димитрия Ростовского, черниговский архиерей Иоанн Максимович назначает игумена Антония проповедником Черниговской епархии. А в 1713 году, после того как Иоанн Максимович становится Тобольским митрополитом, архимандрит Антоний в Успенском соборе Московского Кремля возводится в епископа Черниговского.

В 1720 году архиепископ Антоний, несмотря на требования князя Меншикова, отказался лишить сана иеромонаха Порфирия. 5 марта 1721 года указом императора Петра I архиепископ Антоний был переведён на Тобольскую кафедру (где, отметим, забегая наперёд, он посмел духовно противостоять и бироновщине).

Антоний Стаховский

В Сибири митрополит Тобольский Антоний продолжил просветительскую деятельность предшественников – святителей Филофея и Иоанна Тобольских. Он посылал проповедников на Камчатку и в Китай (для подготовки миссионеров в Иркутске была открыта русско-монгольская школа). К концу его правления в епархии насчитывалось 265 церквей, 14 мужских и 6 женских монастырей. Успех проповеди христианства и многократно возросшая в связи с этим потребность в пастырях привела к выделению отдельной Иркутской епархии, на чём также настоял святитель.

После владыки, почившего в 1740 году, осталась обширная библиотека.

От Камчатки до тюрьмы

Преемником почившего владыки стал член Святейшего синода, уроженец Переяславля Русского (что в ста километрах ниже Киева по Днепру) Никодим (Скребницкий), успевший к тому времени побывать епископом Черниговским, а до того настоятелем нескольких монастырей, включая московский Новоспасский.

Никодим Скребницкий

Однако в силу слабого здоровья яркий архипастырь вскоре был переведен на новоучреждённую Санкт-Петербургскую кафедру.

Тобольскую кафедру занял уроженец Владимир-Волынского митрополит Арсений (Мацеевич), воспитанник архиепископа Антония (Стаховского), когда тот ещё был управляющим Черниговской епархией.

В 1730 году иеромонах Арсений был «отправлен в Тобольск для проповеди», где в качестве миссионера и учителя прожил 3 года. В 1734-1736 годах Арсений участвовал во Второй Камчатской экспедиции под началом Витуса Беринга.

Великая северная экспедиция

Цинга не позволила иеромонаху продолжить духовную службу на флоте. С 1738 года он соборный иеромонах синодального дома и законоучитель Академической гимназии в Санкт-Петербурге.

После отказа присягать Бирону Арсений в марте 1741 года был фактически сослан на Тобольскую кафедру. Однако новый тобольский митрополит отказался присягать и Елизавете Петровне. Он пояснял, что термин «Крайний Судья» в приложении к императору/императрице есть «унижение или отвержение Крайнего Судии – Самого Христа». «Монаршей власти довольно в той силе присягать в верности и повиноваться, в какой показано от Крайнего Судии Христа в Евангелии и Апостоле», – писал владыка.

В 1742 году святитель был переведен в Ростов и… получил статус члена Святейшего синода. В 1752 году митрополит Арсений был инициатором открытия мощей святителя Димитрия Ростовского для его прославления.

При Екатерине II митр. Арсений выступил против секуляризации церковных владений и вмешательства светских лиц в духовные дела. Императрица повелела расстричь митрополита из монашества и предать светскому суду. В 1767 под именем «некоего мужика» Андрея Враля святитель был посажен в Ревельскую крепость, где и скончался в 1772 году.

Арсений Мацеевич в заточении, первая половина XIX в.

В 1918 году Всероссийский Поместный собор восстановил митрополита Арсения в архиерейском достоинстве как «лишённого святительского сана по политическим мотивам». Архиерейский собор РПЦ в августе 2000 года причислил священномученика Арсения Ростовского к лику святых для общецерковного почитания.

От Карпат до самых до окраин

Следующим тобольским митрополитом стал уроженец галицийского Самбора Антоний (Нарожицкий). Перед тем как занять Сибирскую кафедру в феврале 1743 года, он был наместником Троице-Сергиевой лавры.

«Оставил по себе в Сибири память своими неустанными заботами об образовании духовного юношества и о построении многих каменных церквей в епархии», – говорится в его житии. Пока строилось и новое каменное здание для семинарии (при архиерейском доме), владыка направил архимандрита Енисейского монастыря Димитрия (Смеловского) в Киев для поиска учителей для Тобольской семинарии. А через четыре года первые выпускники семинарии «уже говорили в церквях проповеди своего сочинения».

Преосвященный Антоний основал семинарскую библиотеку, пожертвовав для неё 27 томов (фолиантов) св. отцов и древних церковных писателей на латинском языке и испросив разрешение приобрести для семинарии собрание книг, оставшихся после смерти митрополита Антония (Стаховского). Также в семинарскую же библиотеку поступили книги, оставшиеся от митрополита Иоанна Максимовича.

Владыка Антоний завёл школы в Рафаиловском, Томском и Енисейском монастырях. Продолжил дело распространения христианства среди язычников и мусульман. По его грамоте в 1745 году была построена первая церковь в Обдорске (с 1933 г. Салехард), созданная по преимуществу на средства новокрещенных остяков (ханты).

При митр. Антонии (Нарожицком) Иркутская епархия была временно присоединена к Тобольской. Произошло это в 1747 году, по смерти выдающегося просветителя коренных народов Сибири, киевлянина, Иркутского епископа Иннокентия Неруновича.

Иннокентий (Нерунович), еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский. Портрет 1-й пол. XVIII в. (РГИА)

В следующем году скончался и митрополит Антоний (Стаховский). Как сказано в его житии, «ревностный в делах управления и просвещения своей паствы, он отличался кротостью и гостеприимством».

За ним епископом Тобольским стал митрополит Сильвестр (Гловатский), выходец из русской шляхты Правобережья Днепра. До назначения на Тобольскую кафедру он уже был известен как весьма успешный просветитель народов Поволжья.

Сильвестр (Гловатский)

При митрополите Сильвестре Иркутская епархия была снова отделена от Тобольской. В 1753 году её возглавил выходец из Полтавщины епископ Иркутский и Нерчинский Софроний (Кристалевский), которому мы посвятили отдельную статью.

Преемником великого святителя на Иркутской кафедре стал уроженец Сиверщины еп. Михаил (Миткевич). В 1749 году, в 29 лет, он был отправлен учителем риторики в Тобольскую семинарию митрополитом Киевским Тимофеем.

Митрополит Тобольский и Сибирский Сильвестр (Гловацкий) определил иеромонаха Михаила первым префектом семинарии, одновременно посвятив его в архимандрита тюменского Троицкого монастыря. А уже преемник митр. Сильвестра митрополит Тобольский Павел (Консюкевич) назначил архимандрита Михаила ректором Тобольской семинарии.

В 1772 году Михаил был поставлен епископом Иркутским. При нём была открыта духовная семинария в Иркутске. Владыка стал её первым ректором.

Что же касается вышеупомянутого митрополита Тобольского и Сибирского Павла (который, как и владыка Антоний Нарожицкий, также был уроженцем карпатского Самбора), то в 1768 г. он был уволен на покой, после того как отправил в столицу резкое послание против политики Екатерины II по секуляризации церковной собственности.

Митрополит Тобольский и Сибирский Павел

Так закончилась эпоха всецело малороссийского предстоятельства Сибири.

Мы перечислили лишь управляющих Тобольской и Иркутской епархиями. А сколько было малороссийских, карпаторусских, сиверских, слобожанских просветителей Сибири не епископского звания!

Чего только стоит Камчатская духовная миссия 1740-х годов, начальником которой состоял ещё один уроженец Самбора архимандрит Иоасаф (Хотунцевич). Тогда как население Камчатки составляло 11,5 тыс. чел., миссионер лично окрестил 4,5 тыс. «инородцев». Благодаря заботам о.Иоасафа, на полуострове было сооружено несколько церквей, основаны три школы.

Архимандрит Иоасаф оставался на Камчатке до 1 января 1750 года и покинул её, так как был вызван в Санкт-Петербург для возведения в епископа Иркутского. Однако хиротония не состоялась из-за его болезни.

В 1754 году о. Иоасаф был назначен ректором Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандритом Заиконоспасского монастыря. В 1758 году он стал епископом Кексгольмским и Ладожским.

Однако этот – Западный край России – предмет отдельного разговора…

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх