Оказавшись по понятным причинам в Симферополе, автор-херсонец уже поделился с читателями «Альтернативы» своим сравнением двух городов-соседей, лишь восемь лет назад на время оказавшихся в двух разных государствах — Украине и России.
Но постепенно у меня начали накапливаться сравнения еще с одним городом примерно таких же размеров, что Херсон и Симферополь, в котором довелось прожить несколько лет в начале нулевых и до нынешних событий бывал практически каждый год, — с баварским Аугсбургом, столицей региона Швабия, благополучным по немецким меркам городом, важным промышленным центром.
В нем расположены крупные, а в некоторых случаях и головные предприятия таких известных кампаний, как MAN (в войну именно здесь производились «Пантеры»), Siemens, KUKA (второй в мире производитель промышленных роботов), OSRAM (один из ведущих производителей ламп и осветительного оборудования). Аугсбург также родина печально известных «Мессершмидтов», сейчас завод Мессершмидта входит в концерн «Эйрбас».
И сразу скажу, что один из древнейших немецких городов, основанный римлянами в 15 году до нашей эры, а в Средние века и эпоху Возрождения бывший одним из крупнейших городов Европы (утверждают, что по численности он уступал только Парижу), Аугсбург в плане шарма, насыщенности памятниками архитектуры и истории даст сто очков вперед Симферополю, молодому по историческим меркам провинциальному городу.
Но мы говорим не о седой старине, а о сегодняшнем дне. И, как и в сравнении с Херсоном, первое, что бросилось в глаза, — количество автомобилей и интенсивность движения. В Симферополе, на сей раз вопреки сложившимся стереотипам («там у каждого машина») и официальной статистике, оно гораздо сильнее.
Пробки, тянучки, которые в Аугсбурге достаточно редки, в Симферополе, увы, каждодневная реальность, даже в воскресенье интенсивность движения весьма велика.
Объяснить этот феномен лучшим состоянием немецких дорог (внутригородских) не получается. Сама дорожная сеть в Симферополе в целом пошире и разветвленней, чем в старинном Аугбурге, состояние полотна на оживленных магистралях примерно одинаковое (хорошее), а дорожная разметка в крымской столице даже получше. Можно, правда, отметить, что у немцев чрезвычайно популярны велосипеды.
Что касается общественного транспорта, то и он в Симферополе в целом более заполнен, а маршрутов намного больше, правда, график движения на большинстве из них, как по мне, оставляет желать лучшего. В Аугсбурге трамваи в будни ходят каждые пять минут, в дни школьных каникул и выходные интервал увеличивается до 10–15 минут. Практически на всех автобусных маршрутах интервал 15 минут, вечером — 30.
При этом транспорт ходит по четкому расписанию (нарушения графика, конечно, бывают), которое даже издается отдельными брошюрками. Поэтому обычное дело выходить из дома к появлению автобуса, чтобы не ждать на остановке. И почти на всех остановках табло, указывающие, сколько времени осталось до прибытия транспорта.
Подвижной состав в обоих городах достаточно современный, состояние хорошее, в Аугсбурге используются практически исключительно машины большой вместимости: четырехсекционные трамваи (полное обновление трамвайного парка заняло лет 15) и автобусы-гармошки. В Симферополе «разнообразия» гораздо больше.
Но в Аугбурге даже не слыхали про валидаторы — устройства для оплаты проезда банковскими картами, рассчитываются там по старинке, покупая бумажные билеты у водителя или в автомате на остановке. В Симферополе ими оснащены даже все маршрутки, при этом стоимость проезда по ним на 5 руб. дешевле, чем наличными.
К минусам симферопольского транспорта следует отнести то, что, хотя информационные табло и голосовые сообщения в транспорте наличествуют, но в 70–80 процентах случаев не работают.
Что же касается инфраструктуры, городской среды, благоустройства, то, как ни странно, на первый взгляд, именно Симферополь может претендовать на титул «город контрастов».
В Аугбурге в целом её состояние, за исключением нескольких «атмосферных» исторических мест, включая скверы, можно оценить как не то, что «бедненько», но достаточно скромно, без особых «излишеств».
Причем, хотя состояние в целом удовлетворительное, совсем уж запущенные места и дома встречаются редко. Видно, что серьезный ремонт и обновление были достаточно давно, мест, которые бы за 20 лет моего знакомства с баварским городом, радикально изменились и похорошели, совсем немного.
В Симферополе многие, даже большинство, центральные площади, пешеходные улицы, набережные Салгира, парки и скверы реконструированы, как по мне, по классу люкс с использованием оригинальных архитектурных и дизайнерских решений. Такие же кластеры есть и на окраинах.
Но немало и участков, домов, которые явно ждут своей очереди на обновление еще с советских времен. Главное, что эта очередь двигается: мест, где идет активное строительство и реконструкция, очень много.
В Аугсбурге же главная и едва ли не единственная масштабная стройка в настоящее время — реконструкция железнодорожного вокзала и прилегающей территории с созданием новой транспортной развязки — идет уже пять лет и на момент моего последнего визита была очень далека от завершения.
Количество новостроек жилых домов также просто несоизмеримо. Причем в Аугсбурге строят в основном дома в четыре-пять этажей, а в Симферополе уже и девять — «низкоэтажная застройка».
Еще один момент, который бросился мне в глаза, — огромное количество в Симферополе детских площадок и городков современного дизайна. В Аугсбурге они наперечет, причем не могу припомнить не только новых, но и обновлявшихся за 20 лет.
А вот состояние жилого фонда (внешнее), многоэтажек и частного сектора, придомовых территорий в Аугбурге намного лучше и, я бы сказал, цивилизованней (к симферопольским новостройкам это не относится).
Видимо, до этого у крымских властей еще не дошли руки (и финансы), а может (я еще не вникал в нюансы российского жилищного законодательства и практик), и ждут «самоорганизации» совладельцев домов. Но с этим у нас везде на постсоветском пространстве «все сложно».
Помимо прочего, в Германии, как известно, большинство горожан живет не в собственном жилье, а в арендуемом, и забота о состоянии домов ложится на домовладельцев, а это их «товар», который нужно поддерживать в должном состоянии. Впрочем, на этом рынке, как и на любом другом, есть разные сегменты, включая и низший, поэтому попадаются и весьма непрезентабельные объекты.
Частный же сектор в крупных немецких городах — прерогатива состоятельных людей, которые свои жилища поддерживают в пристойном состоянии, да и вековая привычка к орднунгу (порядку), в частности соблюдении правил застройки, дает о себе знать.
У нас же в частных домах проживают люди самого разного достатка, а о чудовищной эклектике постсоветской застройки, когда каждый, пардон, выпендривался кто во что горазд, знает каждый из читателей.
Что же касается многоэтажек, то для многих будет откровением, что 60–70 процентов жилого фонда в немецких городах (Аугсбург не исключение) по архитектуре и внутренней планировке — типичные советские хрущевки (или, наоборот, строительство массового жилья для «трудящихся» началось в Германии при Гитлере), считающиеся у нас полным отстоем.
Правда, находятся они в гораздо лучшем состоянии (см. выше), а главное, общепринятые и даже социальные нормы (когда малоимущим за аренду доплачивает государство) в Германии куда выше, чем в пост-СССР: если «грубо», то принято, чтобы на каждого члена семьи было по комнате.
Практически незнакомо немцам и то, что мы называем «евроремонтом». Опять же, наверное, это связано с тем, что нет особого смысла вкладываться в арендуемое жилище. Отмечу, что в общем случае арендодатель не может произвольно расторгнуть договор или задрать арендную плату.
Немцы просто привыкли быть более мобильными в плане смены жилья: сменить арендную квартиру куда проще, чем продать старую и купить новую (к примеру, мы чаще ищем работу поближе к жилью, они — жилье поближе к работе).
Стандартная отделка квартир — белые стены, без изысков линолеум на полу, двери, кафель в ванной (в подавляющем большинстве санузлы совмещенные) и т. п. Уют достигается «движимыми» предметами интерьера: мебелью, полочками с поделками, картинами на стенах и т. д. Причем это относится и к тому частному жилью, в котором мне доводилось бывать.
При этом в строительных супер- и мегамаркетах все для евроремонта можно найти, а таких магазинов в Аугсбурге поболее, чем в Симферополе.
Но это, если говорить в целом о сфере торговли и услуг, скорее исключение. По количество больших, средних и особенно малых магазинов, в том числе той или иной узкой специализации, различных сервисов Симферополь даст сто очков вперед Аугсбургу.
По крайней мере по внешнему впечатлению малому бизнесу в Симферополе раздолье (хотя сам предпринимательский люд наверняка жалуется на «тяжкие времена», причем всегда). В реальности же открыть свое дело, найти свою нишу, в Германии крайне сложно — все уже занято!
Много больше в Симферополе и современных торговых центров, молов. В Аугбурге таковой только один, построенный лет 15 назад, еще два-три поменьше, постарее и поскромнее.
В целом, подытоживая свои субъективные и далеко не всеобъемлющие наблюдения, можно в очередной раз на примере двух близких по численности городов констатировать, что никакой пропасти, кардинального разрыва в уровне и качестве жизни между современной Россией и вожделенной многими «Европой» (если говорить о временах до нынешнего кризиса, который Германия переносит очень тяжело), причем самой что ни есть старой и даже эталонной — Германией, нет. (При этом я в данном случае сравниваю с Германией Крым, который не так давно вернулся в состав России и еще полностью не преодолел украинскую руину.)
В чем-то плюс, в чем-то минус, но в целом достаточно соизмеримо, а более высокий уровень номинальных доходов значительно нивелируется ощутимо более высокими ценами и структурой расходов.
Но главное, эта Европа действительно старая, накопленный уровень обустройства и благосостояния формировался столетиями, в общем, тот самый газон, который нужно ровнять, стричь и поливать 300 лет, чтобы он стал идеальным. И сейчас он во многом держится на накопленном «жирке». Экономисты называют это «плато», спуск с которого уже виден невооруженным глазом.
Россия же — динамично развивающееся государство, вплотную приблизившееся к «золотому миллиарду», несмотря на отчаянное сопротивление последнего. Страна, у которой все самое лучшее в будущем!
Свежие комментарии