В минувшие выходные в интервью канадскому телеканалу CBC министр обороны Украины Алексей Резников попытался хоть немного прояснить ситуацию с широко анонсированными поставками современных танков стран — членов НАТО в его страну. По словам министра, «мы начнем использовать их на фронте, вероятно, весной».
В количестве «не менее двух танковых батальонов».Таким образом, с точки зрения реального усиления наступательного потенциала ВСУ, объединенная бронетанковая «гора» Соединенных Штатов и Европы ради достижения решительного перелома на российско-украинском фронте пока родила почти что «мышь». Хотя и с обещанием когда-нибудь эти поставки решительно нарастить.
Однако совершенно понятно, что окончательное решение об объемах и номенклатуре этих пополнений в западных столицах будет приниматься в зависимости от того, насколько успешным окажется применение украинцами в зоне боевых действий этих самых первых «не менее двух танковых батальонов». Если русские снаряды и ракеты будут от них отскакивать, как камешки от бетонного столба — это один разговор. Если же «Абрамсы», «Леопарды» и прочая бронированная нечисть за пару месяцев перед нашими окопами сгорят как свечи — боюсь, что Киев ожидает жесткое разочарование в союзниках. Прежде всего — в американцах, которые заранее и весьма предусмотрительно даже не обещают ВСУ свои первые «Абрамсы» ранее конца 2023 — начала 2024 годов.
Первым перед лицом абсолютно неизбежных потерь на фронте стал ощутимо ежиться Лондон, уже посуливший ВСУ первую роту своих Challenger 2 в количестве 14 боевых единиц. По сведениям газеты The Sun, ссылающейся на информированный источник в британском оборонном ведомстве, там сейчас договариваются с украинскими генералами о гарантиях, что ни один Challenger 2 даже в случае, если будет подбит, не попадет в руки русских.
Ну, чтобы те, изучив трофей, не получили доступа к критически важным для англичан технологиям. Важнейшая из которых — секреты изготовления композитной брони под кодовым названием Dorchester, которая, по мнению собеседника газеты, на сегодня — лучшая в мире.
«Русские будут отчаянно пытаться уничтожить и захватить Challenger 2, отчасти для своей пропаганды, но также и для того, чтобы получить доступ к секретам его изготовления», — добавил собеседник The Sun.
В свете подобных обеспокоенностей любопытны варианты грядущего боевого применения танков Challenger 2, которые лондонские благодетели предлагают Киеву обсудить раньше, чем тому будет передано новое оружие. «Самый худший вариант — уничтожение танка, когда линия фронта обрушивается, а дружественные войска отступают. Поэтому первый шаг — обучить планировщиков операций и работать с ними, гарантируя, что Challenger не будут использовать в сценариях, которые предполагают реальную возможность обрушения фронта. Шаг второй — сделать так, чтобы на тактическом уровне украинцы умели эвакуировать танки, находясь под огнем. Им определенно хватает для этого мужества», — заявил источник The Sun.
Переводим с британского военно-технического на русский: «Первыми идти в прорыв — ни боже мой!». В Лондоне хотят, что Challenger использовались только на наиболее устойчивых участках фронта. Предположим, методом ведения огня с закрытых огневых позиций из-за украинских широких солдатских спин.
А если и участвовать в наступлениях ВСУ, то лишь на там, где фронт уже прорван другими. Где русские панически бегут и не имеют никаких шансов на организацию контрудара. Тогда, в случае если хотя бы один щедрых «подарунков» Лондона будет поврежден или сгорит, за ним смогут легко и беспрепятственно подъехать украинские эвакуационные бригады. А если это доведется все же проделывать под огнем (допустим — с воздуха), то украинцы должны быть готовыми платить за эвакуацию Challenger в тыл своими жизнями.
Обсуждение способов и шансов боевого применения тоже обещанных Украине четырнадцати Leopard 2A6 заранее вовсю идет и в Германии. Как представляется — идет более реалистично и по-солдатски рационально.
Тамошнее издание RedaktionsNetzwerk Deutschland (RND) на днях с трудом выдавило из себя горький для Берлина прогноз: «Четвёртый российский танк все же уничтожит «Леопард». О чем идет речь?
Тут RND ссылается на главу отдела исследований и развития военной академии им. Марии Терезии (Вена, Австрия) полковника Маркуса Рейснера. По мнению этого военного эксперта, исходя исключительно из тактико-технических характеристик в чистом поле любой Leopard 2A6 в бою один на один гарантированно одолеет среднестатистический русский Т-72Б3. А именно Т-72Б3 сегодня составляют основную часть танковой группировки России в зоне спецоперации.
У каждого из этих танков есть свои сильные и слабые стороны. У «немца» — высокая энерговооруженность и фирменная германская ремонтопригодность. Силовую установку в сборе на нем даже в полевых условиях можно поменять за 35 минут! Но главное — более высокая, чем у русского танка ситуационная осведомленность экипажа об обстановке на поле боя. Ее обуславливают цейссовские прицелы и передовая электроника.
В результате в «Леопарде» всё основано на точности первого выстрела. Ибо по причине отсутствия автомата заряжания на повторный выстрел его экипажу требуется больше времени, чем русским танкистам. Поэтому считается, что вероятность поражения цели для «Леопарда» должна составлять 98−99%. Достичь столь высокого показателя в теории помогает и баллистический вычислитель.
Наш Т-72Б3 более подвижен за счет меньшего веса (46 тонн против 63 тонн у «немца»). Его пушка 2А46М-5 стреляет снарядами более крупного калибра, чем Rheinmetall у Leopard 2A6 (125 мм против 120 мм). Автомат заряжания Т-72Б3, которого, как уже сказано, нет у «Леопарда», обеспечивает нашим лучшую скорострельность.
К тому же, по сведениям американского издания Military Watch, с недавних пор с учетом опыта боев на Украине Россия приступила к модернизации части Т-72Б3 до уровня Т-72Б3М2. Что «значительно приближает стандарты бронезащиты к уровням самого боеспособного танка российской армии Т-90М, который, как сообщается, оказался гораздо более живучим на Украине, чем считалось».
Наиболее явные изменения, указывают американские эксперты, касаются усиления боковой брони и брони над гусеницами, «очень похожие на таковые у Т-90М». Также устанавливаются новые дымовые пусковые установки, а также — наваривается отсутствовавшая прежде стальная сетка под башней.
Словом, по совокупности показателей это примерно равные соперники в бою. Но, взвешивая все «за» и «против», полковник Маркус Рейснер уверен, что в дуэльной ситуации «немец» все равно имеет намного больше шансов. «Для уничтожения одного западного «Леопарда» требуется четыре российских Т-72. При этом три Т-72 будут уничтожены. Но четвёртый выведет из строя «Леопард» — примерно так видится начальнику отдела исследований и развития военной академии им. Марии Терезии философия будущего танкового боя.
Не хочется даже ввязываться в пустопорожний спор о том, прав ли полковник Рейснер. Ладно, допустим даже худший для России вариант: он прав! Означает ли это, что обещанное кацлером Олафом Шольцем скорое появление первой роты на поле битвы даст хоть какие-то дополнительные шансы Украине на окончательную победу?
Не даст! Ни единого! Потому что даже если Украина получит не четырнадцать, а сотню германских танков, — на каждого из них на фронте гарантированно навалятся в разы больше наших. В соотношении, намного более гибельном для «Леопардов», чем один к четырем.
Да, если придется, — давить количеством врага у нас есть все шансы. Даже если страны НАТО в едином порыве пупы надорвут в попытке развернуть вспять ход боевых событий на Украине. Вот, вкратце, что из открытых источников известно об экстренном увеличении российской танковой мощи.
Запад уверен: всего на российских базах хранения вооружений и военной техники, а также — в строю совокупно от 10000 до 11000 танков различных типов и разного времени изготовления. Во всем НАТО в разы меньше!
Часть из этих наших машин с мест консервации в спешном порядке сейчас эшелонами свозится на танкоремонтные заводы для восстановления и модернизации. К примеру, в Читу, на 103-й танкоремонтный завод в ближайшие три года с баз хранения будут доставлены до 800 танков Т-62. Снятых с производства в СССР еще в 1973 году и тихо доживавших свой век где-то за Уралом. А теперь, стало быть, «Труба зовет!».
Таким образом, только из Читы дополнительных Т-62 наша армия в среднем намерена получать примерно по 250 ежегодно. Причем теперь это будут совершенно иные машины, чем прежде.
По свидетельству бывшего командующего 58-й армией, а ныне — депутата Госдумы генерал-лейтенанта Андрея Гурулева, в воинский строй они эти танки возвращаются с современными тепловизорами, ночными прицелами, навесной броней, дополнительной защитой против ракетных комплексов и гранатометов.
А танкоремонтный завод в Чите — не единственный в нашей стране. И все загружена по самые ноздри.
Заранее зарытые в землю и замаскированные в качестве мощных бронированных огневых точек с гладкоствольной 115-мм пушкой на линии обороны эти тысячи Т-62 смогут спокойно дожидаться, пока те же атакующие Leopard 2A6 подставят им наиболее уязвимые свои борта или корму. Тогда и сочтемся.
Не спит ночами и единственный оставшийся в России танкостроительный завод УВЗ в Нижнем Тагиле.
Переведенный в круглосуточный режим, он по информации «СП» еще несколько месяцев назад принялся ежедневно выдавать примерно по одному лучшему современному российскому танку Т-90 «Прорыв» в день. Все эти просто отличные машины, принятые на вооружение только в апреле 2020 года, эшелонами по мере готовности тут же уходят на Украину.
И темпы производства растут. По информации Military Watch, ради ударной работы над очень удачными «Прорывами» УВЗ даже на время прекратил работы над так пока и не доведенным до ума, хотя и куда потенциально более совершенным Т-14 «Армата». Зато эта жертва Москвы, полагают американские эксперты, скоро позволит уральцам выдавать фронту примерно по 800 танков Т-90 «Прорыв» ежегодно. По новой танковой армии в год, иными словами.
При этом следует иметь ввиду, что, по открытым данным, не менее сотни «Прорывов» уже участвуют в боях. Только три из них, как утверждают западные источники, потеряны за минувший год. Что, если разобраться, выглядит очень приличным результатом, если учесть размах и ожесточенность боевых действий.
Снова вернемся к австрийскому полковнику Рейснеру. Всего по его оценке, в ближайшие месяцы Россия получит ещё около 2 000 танков различных типов. В дополнение к уже воюющим на фронте. Таким образом, Украина вскоре столкнется примерно с 4000 российских танков, основную массу которых и составят Т-72Б3 и Т-90М.
Сколько там танков от западных союзников рассчитывает получить к весне непозволительно для военного министра мечтательный украинский министр обороны Резников? «Не менее двух батальонов»? То есть — до сотни штук? Ну-ну… Как говорится: «Ждем-с!».
«Русские знают, что они не могут идти в ногу со временем технологически, а могут противостоять современной технике только за счёт огромной массы», — сетует полковник Рейснер. Да какая разница чем нам вас бить?
Важен конечный результат, так ведь? А он, похоже, предопределен.
Свежие комментарии