Facebook сегодня не является платформой, обеспечивающей равенство пользователей в праве высказывать своё мнение, в том числе на тему политики. Украинский сегмент в социальной сети курирует персона, вызывающая множество вопросов. Подробнее — в материале ПИКiNFORM.
Русскоязычным пользователям социальной сети Facebook не следует удивляться очень странным блокировкам их записей и страниц, «банам» профилей и игнорированием жалоб, даже если умеренно и аргументированно высказываться на политические (исторические, социально значимые) темы.
Цензуры им не избежать, если только они не следуют заданным трендам — причём сугубо украинской государственной пропаганды.Как так получилось? Журналистское расследование издания «Страна.ua» выяснило, что модерирует «украинское направление» Facebook организацию StopFake. Это само по себе является иронией, так как данных «борцов с фейками» неоднократно уличали во лжи, то есть фейках. Но вдвойне удивительно в администрировании детища Марка Цукерберга видеть «личный состав», в который входит такая персона, как Екатерина Крук. Это 29-летняя гражданка Украины, ранее работавшая в том же StopFake. До государственного переворота 2014-го года она являлась помощницей депутата Верховной Рады от националистической партии «Свобода» Игоря Швайки, которому в послемайданный период отдали (правда, ненадолго) пост министра сельского хозяйства.
Чтобы составить хотя бы первое впечатление об официальном менеджере в Facebook «по публичном политике на Украине», достаточно ознакомиться с её твитом по событиям в Одессе 2 мая 2014 года. Массовое убийство горожан свезёнными со всей страны «активистами» под управлением послемайданной власти Крук назвала «очищением от террористов» и «борьбой за идентичность». Странно лишь, что впоследствии Крук «застеснялась» своего твита, однако веб-архивы «помнят всё».
Также украинский менеджер Facebook открыто выражала радость по сбитому протурецкими боевиками самолёту ВКС России, одобряла насилие со стороны ультправых «активистов» в отношении инакомыслящих соотечественников, призывала запретить на Украине деятельность местной Коммунистической партии — в общем, Крук следовала «линии власти» и её пропаганды во всём.
Именно на Крук, совместно с организациями StopFake и VoxCheck, была возложена задача так называемого «фактчекинга» в Facebook — то есть проверки фактов. Именно «фактчекеры» решают в социальной сети, что является правдивой информацией, а что маниупляцией или фейками.
Издание «Страна.ua» приводит пример «фактчекинга по-украински» под началом Крук и ей подобных. Так, когда недовольство подобными цензорами выразил украинский пользователь Андрей Манчук, его страницу попытались взломать, а затем «скрыли» пост.
Цензуре подверглась и статья с украинского сайта «Заборона» (рус. «Запрет») о продвижении на Украине неонацистской идеологии. Помимо удаления материала, социальная сеть ещё забанила аккаунт редактора социальных сетей этого издания. Только после поднятого скандала ссылка на статью была возвращена, а заблокированный профиль восстановлен. Крук никаких объяснений не предоставила, лаконично сообщив об «ошибке» цензоров.
Невесёлое будущее ждёт Facebook в русскоязычном сегменте и на украинском направлении, с такими «церберами». Остаётся лишь удивляться, как столь токсичную фигуру, как ту же Крук, могли взять на какую-либо работу в социальной сети, декларирующей равенство высказываний.
Впрочем, и на Западе детище Марка Цукерберга находится под огнём критики. Крупнейшие корпорации мира объявили о бойкоте социальной сети, из-за разжигания ненависти через рекламу и слабой реакции на агрессивные высказывания пользователей. Этот бойкот уже привёл Facebook к крупным финансовым потерям в 7,2 миллиарда долларов. Но и на «восточном фронте», как мы видим, у соцсети творится хаос. Политизированное модерирование, целенаправленно «играющее» за одну из сторон, ещё и с выходом на неонацистов, лишь показывает глубину кризиса, в котором завяз Facebook.
Свежие комментарии