На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Факты Дня

2 277 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячеслав
    Хорошая статья...  Вот теперь, такую же про наше Министерство обороны, пожалуйста!..Эротичный «эскорт...
  • Бендер Задунайский
    Ближе к очку зелебобика колоть надо было . Вынул и член об бороду вытер .Эротичный «эскорт...
  • Olga Chuhutina
    Турции  не стоило так поступать с  храмом Святой  Софьи КонстантинопрольскойПредначертание св...

Армейская авиация на поле боя

  Как погибают вертолеты

Ныне на поле боя востребованы современные и хорошо защищенные боевые вертолеты. Согласно исследованию, проведенному объединенным отделом изучения выживаемости авиационной техники ВМС США и института анализа военных проблем, в настоящий момент основную угрозу для вертолетной техники на современном поле боя представляют переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) и реактивные гранаты, выпущенные из ручных противотанковых гранатометов. По итогам изучения потерь, понесенных американскими вооруженными силами в ходе вооруженных конфликтов в Ираке и Афганистане (в период с октября 2001 по сентябрь 2009-го), было выявлено, что в общих потерях доля вертолетов, сбитых огнем противника, составляет 19 процентов, а 81 процент приходится на различные несчастные случаи. В общей сложности за указанный период произошло 496 инцидентов и катастроф, в ходе которых потеряно 375 винтокрылых машин.

Охотники за террористами

По сравнению с вьетнамской войной соотношение потерь и летного времени существенно снизилось (в семь раз) и составило 2,71 безвозвратно потерянных вертолета на 100 тысяч летных часов. Вместе с тем данный показатель существенно выше цели, которая ставилась конгрессом и Министерством обороны США (0,5 безвозвратно потерянных вертолетов на 100 тысяч часов).

В общей сложности в ходе боевых действий было потеряно 70 вертолетов. Соотношение летных катастроф и летного времени составило 2,31 единицы на 100 тысяч летных часов, что почти в 4,5 раза превышает установленный руководством вооруженных сил норматив. Соотношение летных инцидентов и летного времени составило 4,79 единицы на 100 тысяч летных часов (превышение норматива почти в 10 раз). В ходе боевых действий по причинам, не связанным с огнем противника, потеряно 157 вертолетов. Еще 148 винтокрылых машин относятся к небоевым безвозвратным потерям.

В контексте данного исследования особый интерес представляют потери боевых вертолетов AH-64 «Апач» (Apache). В ходе боевых действий в 2001–2009 годах принимали участие «Апачи» модификаций A и D («Апач Лонгбоу» – Apache Longbow). В период с сентября 2001 по октябрь 2009-го вооруженные силы США потеряли от огня противника в ходе боевых действий в Ираке и Афганистане 11 вертолетов AH-64 «Апач». В 2003 году было потеряно 2 вертолета, в 2004-м – 2, в 2005-м – 1, в 2006-м – 3, в 2007-м – 3. Значительно большее количество «Апачей» было утрачено в ходе различных летных инцидентов, не связанных с действиями противника, – 31 машина. По данной группе причин в 2002 году было потеряно 2 вертолета, в 2003-м – 6, в 2004-м – 5, в 2005-м – 7, в 2006-м – 4, в 2007-м – 6, в 2009-м – 1. Вне поля боя по разным причинам вооруженные силы США потеряли 26 вертолетов. В 2002 году было утрачено 7 вертолетов, в 2003-м – 3, в 2004-м – 3, в 2005-м – 7, в 2006-м – 2, в 2007-м – 3, в 2009-м – 1. В общей сложности Соединенные Штаты в период с сентября 2001 по октябрь 2009 года потеряли 68 AH-64 всех модификаций, из них в бою – только 11 машин (16%).

Исследователи отмечают существенное сокращение потерь вертолетов всех типов в ходе боевых действий в Ираке и Афганистане по сравнению с показателями вьетнамской войны. Это во многом было достигнуто за счет повышения количества различного необходимого оборудования (включая гидравлическое), дополнительного бронирования кабины пилотов, установки более защищенных от удара и пожара топливных систем. В частности, военно-транспортный вертолет UH-60 способен держаться в воздухе по меньшей мере 30 минут после одиночного попадания бронебойно-зажигательной пули калибра 7,62 миллиметра в любое место вертолета.

Как во Вьетнаме, так и в Ираке и Афганистане основной угрозой для вертолетов всех типов оставалось легкое стрелковое оружие (ЛСО). Во Вьетнаме огонь из ЛСО послужил причиной 94 процентов боевых потерь, в ходе боевых действий в Ираке и Афганистане – 31 процент. Предполагается, что в ближайшем будущем ЛСО продолжит оставаться одной из основных угроз. Вместе с тем существенно выросла угроза поражения ПЗРК и гранатами РПГ.

В ходе указанного периода применение повстанцами ракетного или пушечного вооружения с радиолокационным наведением на цель зафиксировано не было. Самым мощным зафиксированным средством ПВО стали ПЗРК. Вместе с тем, как полагают американские эксперты, данная угроза не должна остаться без должного внимания, так ее роль в будущем может увеличиться. Более того, видеозаписи, сделанные представителями группировки «Исламское государство», позволяют предположить, что террористы располагают различным вооружением, которое ранее принадлежало правительственным войскам, в частности Ирака. Вполне возможно, что в руки к ним попадут и зенитные ракетные комплексы. В данном случае вертолеты предыдущих поколений (в том числе и Ми-35М) становятся более уязвимыми по сравнению с современными боевыми вертолетами Ми-28НЭ.

Борьба за живучесть

Американские эксперты рекомендуют оснащать вертолеты системами опто- и радиоэлектронного противодействия/постановки помех, повышать уровень огнестойкости и баллистической защиты винтокрылых машин, существенно усилить критерии аварийной стойкости летательных аппаратов, оснастить экипаж и десант (в случае военно-транспортных вертолетов) сиденьями с улучшенной баллистической защитой, установить системы обнаружения различных угроз (в том числе ракетных), системы автоматического обнаружения огня противника и электродистанционные системы управления (ЭДСУ). Иными словами, при борьбе с ИГ на Ближнем Востоке и в Центральной Азии более эффективными будут Ми-28НЭ, а не Ми-35М.

Говоря об этих российских вертолетах, необходимо отметить, что Ми-35М – это максимально полная модернизация винтокрылых машин семейства Ми-24, в то время как Ми-28НЭ является спроектированным с нуля боевым вертолетом, при разработке которого широко использовался опыт эксплуатации и боевого применения вертолетной техники в Афганистане. Условия данного конфликта во многом схожи с театром военных действий против группировки ИГ.

Важное преимущество Ми-28НЭ по сравнению с Ми-35М – повышение могущества пушечного вооружения. На «Ночном охотнике» смонтирована несъемная подвижная пушечная установка НППУ-28 с 30-мм автоматической пушкой 2А42 (данной пушкой также оснащается боевая машина пехоты БМП-2). Ее штатный боекомплект составляет 300 патронов. В ВС РФ к данной пушке применяются четыре образца снарядов: бронебойные 3УБР6 и 3УБР8, зажигательный осколочно-фугасный 3УОФ8, осколочно-трассирующий 3УОР6. 3УБР6 и 3УБР8 позволяют эффективно поражать бронетехнику противника на дистанции 1000 и 1500 метров соответственно. Зарубежный заказчик также может применять бронебойные снаряды с оперенным сердечником и отделяющимся поддоном швейцарского, бельгийского, болгарского, чешского и словацкого производства. Допускается применение в 2А42 осколочно-фугасных и осколочно-трассирующих снарядов иностранного происхождения. Дальность эффективного поражения живой силы противника составляет 2000–4000 метров в зависимости от типа снаряда.

По сравнению с Ми-28НЭ Ми-35М оснащен менее мощным пушечным вооружением. На вертолет установлена НППУ-23 с 23-мм пушкой ГШ-23Л, боекомплект которой составляет 450 патронов. Для данной пушки применяются осколочно-фугасные зажигательные (ОФЗ-23-АМ-ГШ), осколочно-фугасные зажигательные трассирующие (ОФЗТ-23-АМ-ГШ), бронебойно-разрывные (БР-23-АМ-ГШ), бронебойно-зажигательные трассирующие (БЗТ-23-АМ-ГШ и БЗТ-23-ГШ), фугасно-зажигательные (ФЗ-23-ГШ и ФЗ-23-ГШ-Н), многоэлементные (МЭ-23-ГШ). По показателям бронепробиваемости и заброневого действия (23х115 мм) патроны пушки ГШ-23Л существенно уступают патронам (30х165 мм) пушки 2А42. В частности, эффективная дальность поражения легкой бронированной/небронированной техники противника составляет от 1000 до 1500 метров, живой силы – до 2000 метров. В связи с тем, что авиационная пушка ГШ-23/ГШ-23Л массово состоит только на вооружении российской и китайской авиационной техники, спектр доступных иностранных боеприпасов существенно ограничен и на экспорт чаще всего поставляются указанные выше российские боеприпасы. Единственным преимуществом ГШ-23Л является возможность применения многоэлементного снаряда МЭ-23-ГШ, в состав боевой части которого входит 24 поражающих элемента, способных наносить серьезный ущерб незащищенной живой силе противника. Иными словами, пушечное вооружение Ми-28НЭ при борьбе с террористическими группировками оказывается более эффективным по сравнению с Ми-35М.

Показатель максимальной полезной нагрузки вертолета Ми-35М несколько превосходит соответствующий показатель Ми-28НЭ и составляет 2400 и 2100 килограммов соответственно. Вместе с тем штатная номенклатура вооружений Ми-35М меньше по сравнению с «Ночным охотником». Ми-35М может оснащаться следующим подвесным вооружением: двумя универсальными пушечными контейнерами УПК-23 с пушками ГШ-23Л (250 патронов к пушке на контейнер) или четырьмя блоками Б8В20-А с неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) семейства С-8 калибра 80 миллиметров (20 НАР на блок), двумя блоками Б13Л1 с НАР калибра 122 миллиметра С-13 (5 НАР на блок), противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) семейств 9М114 «Штурм-В» (штатный вариант) или 9М120 «Атака-В» (до 8 ПТУР на пусковую установку). Ми-28НЭ также может применять данную номенклатуру вооружений, при этом штатным считается ПТУР 9М120. На «Ночной охотник» допускается установка ракет класса «воздух-воздух» «Игла-С» в составе комплекса управляемого ракетного вооружения «Стрелец».

Существенное преимущество Ми-28НЭ – повышенный по сравнению с Ми-35М уровень защищенности. Бронезащита Ми-35М по сравнению с Ми-24В выросла незначительно. Для Ми-35М по-прежнему большую угрозу представляют основные средства поражения, применявшиеся против Ми-24 в ходе войны в Афганистане (1979–1989), в частности пулеметы ДШК (патрон 12,7х108 мм), зенитные горные установки ЗГУ-1 и зенитные пулеметные установки ЗПУ-1/ЗПУ-2/ЗПУ-4, зенитные установки ЗУ-23-2. «Исламское государство» также захватило значительное количество крупнокалиберных пулеметов M2HB (патрон 12,7х99 мм). Все данное вооружение способно достаточно эффективно сбивать Ми-24 и Ми-35М.

Почти доспехи бога

При разработке Ми-28НЭ был принят ряд мер, направленных на защиту винтокрылой машины от пушечно-пулеметного вооружения. Два двигателя ВК-2500 разнесены и экранированы элементами конструкции планера. Лопасти несущего и рулевого винта изготовлены из композиционных материалов повышенной прочности. Топливные, гидро- и пневматические магистрали дублированы. Вертолет скомпонован таким образом, что менее важные элементы прикрывают собой более важные. Пустоты конструкции машины заполнены пористыми материалами. Экипаж получил бронированную кабину и энергопоглощающие кресла с парашютной аварийно-спасательной системой. На вертолет установлены надувные баллонеты для предотвращения столкновения экипажа с опорами шасси при аварийном покидании вертолета. Отдельное внимание уделено противопожарной защите вертолета, в частности топливным бакам и пожароопасным отсекам. Ми-28НЭ также получил энергопоглощающее шасси. В результате предпринятых мер бронекабина и бронеостекление вертолета выдерживают попадание бронебойных пуль патронов 12,7х99 и 12,7х108 миллиметров, осколочно-фугасных зажигательных снарядов калибра 20 и 23 миллиметра. Лопасти винтов продолжают работать после нескольких попаданий снарядов калибра 30 миллиметров. В результате вероятность поражения из пушечно-пулеметного вооружения заметно снижена. При стрельбе из ЗУ-23-2 (предполагается, что именно эта зенитная установка является наиболее мощной и массово распространенной в ИГ) для эффективного поражения Ми-28НЭ требуется гораздо больше боеприпасов и времени, чем для Ми-24. А лишних минут и даже секунд в современном бою попросту не будет.

Ми-28НЭ оснащен современным бортовым комплексом обороны (БКО), в состав которого входят системы предупреждения о лазерном и радиолокационном облучении (возможна установка системы предупреждения о ракетной атаке). Допускается установка станции постановки радиоэлектронных помех «Президент-С», существенно повышающей защищенность вертолета от зенитных управляемых ракет ПЗРК.

По сравнению с Ми-35М устойчивость «Ночного охотника» к зенитным управляемым ракетам ПЗРК также увеличилась. В отличие от локальных конфликтов конца 80-х – начала 90-х годов (в том числе и войны в Афганистане) ныне количество ПЗРК в рядах незаконных вооруженных формирований значительно выросло. Ранее повстанцы располагали, как правило, нелицензионными копиями советских «Стрел» и «Игл» и в меньших количествах – американскими FIM-92 «Стингер» (Stinger) ранних модификаций (FIM-92A). В настоящее время, по оценкам западных экспертов, ИГ располагает 250–400 единицами ПЗРК, большим количеством ЗУ-23-2 советского, польского и болгарского производства, а также пулеметами ДШК и M2HB. На данный момент зафиксировано наличие у террористов ПЗРК FIM-92, FN-6 (КНР), «Игла-1», «Стрела-2», «Игла-С». Наибольшую угрозу представляет именно «Игла-С», образцы которой, вероятно, захвачены боевиками ИГ в Сирии. Нельзя недооценивать и FN-6, которые, как предполагается, были закуплены Катаром для сирийской оппозиции и впоследствии попали к ИГ. Как минимум один Ми-35М российского производства, поставленный для вооруженных сил Ирака, сбит из FN-6 в октябре 2014 года. Согласно западным данным иракские Ми-35М оснащаются станциями радиоэлектронного противодействия КТ-01-АВЭ «Адрос» украинского производства. Вероятно, проблемы в работе данной системы и привели к поражению вертолета. ИГ располагает небольшим количеством зенитных самоходных установок ЗСУ-23-4 «Шилка» и 57-мм зенитных пушек С-60.

Вертолёты - это души подбитых танков. У 28- го в Сирии вылезло немало неисправностей. И по шапке завод получил хорошо. Основное исправили.375 вертолётов за 9 лет!!!! Это точно?? Просто цифра огромная.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх