Политика Евросоюза по открытию границ в отношении России и других стран базируется на эпидемиологических нормах, полагает руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.
Россия не включена в пограничный акт Евросоюза
Евросоюз опубликовал обновленный список стран, с которыми готов открыть границу по свободному пересечению физических лиц.
Туда вошли Австралия, Канада, Грузия, Япония, Марокко, Новая Зеландия, Руанда, Южная Корея, Таиланд, Уругвай и с условиями Китай.Граждане Андорры, Монако, Сан-Марино и Ватикана признаются этим нормативным актом резидентами ЕС. России в нем нет, а сам список может быть пересмотрен только в середине августа на основании принятых Брюсселем эпидемиологических норм.
Для этого нужно, чтобы число заразившихся коронавирусом в стране-партнере было близким к показателям ЕС на 15 июля. Стабильный или уменьшающийся тренд заболеваемости на протяжении 14 дней, транспарентность информации по тестированию и заражениям.
Россия данным требованиям в целом соответствует, поэтому уже в августе может быть поставлен вопрос об открытии границ с Евросоюзом. Остается рассчитывать, что в данном решении не будет негативных политических позиций, как в ряде других историй.
«Хочется верить, что высокий уровень заболеваемости в России COVID-19 – от 5 до 6 тысяч человек в день, является основным поводом невключения нашей в список ЕС. Цифры у нас большие – в ФРГ пара сотен заболевших в день», - констатирует Белов.
Политические причины в решении ЕС теоретически могут присутствовать, но оснований так говорить нет, поэтому «фифти-фифти».
«России пока не удается существенно снизить цифры заболеваемости – хотя бы до 2-3 тысяч в день, но нельзя исключать политики, как и в целом негативного отношения к РФ коллективного Запада и ЕС. Только это стоит на втором месте в списке возможных причин», - резюмирует Белов.
В Евросоюзе к России прохладное отношение, но пока эпидемиологический вопрос не разыгрывается Брюсселем. В списке нет США, хотя американцы являются главным партнером европейских государств на международной арене.
Там ситуация сложнее, чем в России, из-за чего ЕС не спешит открывать границы с США и не вносит их в свой нормативный акт.
«Пока в России объективно большое число инфицированных, и это является основанием для такой политики Евросоюза», - заключает Белов.
Россия должна наладить сотрудничество с Евросоюзом
Если брать политический подтекст, то лучше обратить внимание на влияние коронавируса на отношения России и Евросоюза.
«У нас есть задел для взаимодействия, поскольку в Брюсселе констатировали, что здравоохранение на март являлось прерогативой стран ЕС, а не всего объединения. Из-за этого не было взаимодействия между ними по борьбе с COVID-19», - констатирует Белов.
Одновременно с этим в ЕС поставлен вопрос, что без сотрудничества на международном уровне такие проблемы не решить.
«Это то, что не удалось 15 лет назад, когда в мире случился первый коронавирус, но работы по нему быстро прекратились. Тут появились шансы на взаимодействия между Россией Евросоюзом. При этом наша страна во время председательства Германии оказалась на третьих ролях, что бы не говорил немецкий посол в РФ фон Гайр», - резюмирует Белов.
Россия в отличие от США, Китая, стран Африки не в приоритете политики ЕС по борьбе с COVID-19 и другими международными проблемами.
«Мне кажется, что Россия должна предпринимать шаги и предлагать ЕС совместные проекты. У нас есть достижения, а отказ от международного сотрудничества по борьбе с коронавирусом принесет больший негатив, чем неоткрытие границ», - заключает Белов.
Россия симметрично отвечает на действия Евросоюза, поскольку позиция Москвы по открытию границ базируется на примате двусторонних действий. Соответственно, пока Евросоюз не откроет границы, Россия не пойдет на аналогичное действие. И это правильно, поскольку иначе нельзя полностью гарантировать безопасность российских граждан
«Может быть, это и к лучшему», - констатирует Белов.
Германия все определяет Минскими соглашениями
Не надо забывать про то, что главным источником заражения COVID-19 для России стали европейские государства. Именно оттуда в нашу страну приехала большая часть зараженных, а не из Китая и других частей мира.
«Что касается российской политики председательствующей в ближайшие шесть месяцев в Евросоюзе Германии, то там ничего не изменилось. Не надо раздувать интервью Мааса, что Россию нельзя приглашать на саммит G7. Политический контекст у немцев один – нет прогресса в Минских соглашениях. Их выполнение можно считать «Библией» немецкой политики», - резюмирует Белов.
Берлин в его политике по Москве не интересует из-за чего не выполняются Минские соглашения, но линия определяется только этим.
«Пока в наших отношениях сохраняется завязанное на «Минск-2» «статус-кво», а по другим вопросам нет ужесточения. Сирия и все остальное – вторично, хотя в Берлине почему-то считают, что мы бомбим больницы и школы. Непонятно, откуда там такая информация, из которой следует, что Москва по-зверски охотится за школьниками и больными в Сирии», - заключает Белов.
Информационный фон вокруг России в Германии негативный, но по COVID-19, санкциям и Украине он не определяет политику Берлина.
Свежие комментарии