На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Факты Дня

2 274 подписчика

Свежие комментарии

  • Вячеслав
    Хорошая статья...  Вот теперь, такую же про наше Министерство обороны, пожалуйста!..Эротичный «эскорт...
  • Бендер Задунайский
    Ближе к очку зелебобика колоть надо было . Вынул и член об бороду вытер .Эротичный «эскорт...
  • Olga Chuhutina
    Турции  не стоило так поступать с  храмом Святой  Софьи КонстантинопрольскойПредначертание св...

Тайна русской разведки: План Победы на Украине

Служба внешней разведки (СВР) рассекретила множество документов за 1933–1942 годы. Одна очень важная сегодня для нас тема – зимняя война 1939–40 годов. Конечно, речь идёт не только и не столько об уже далёком прошлом. Это скорее о настоящем, так как проливает (для тех, кто способен думать и сопоставлять) свет на то, чем может завершиться конфликт на Украине.

Все люди делятся на три категории в своём отношении к истории. Первая это те, кто её не знают. Реально не знают почти ничего и не хотят знать: что было, когда и почему, даже основных исторических деятелей. Эти граждане – их очень много – напоминают больных людей, у которых отшибло память, так что они не помнят, что было вчера. Разумеется, ими может кто угодно прекрасно манипулировать. Вторая – и это тоже довольно многочисленная категория – это те, кто «знает» историю. Но на самом деле – культивируемый в той или иной стране исторический миф, выгодный её правящему классу. Об этом эти люди, многие из которых «патриоты», и не подозревают. Им кажется, что они действительно знают, ведь у истории нет своего особого языка, как у точных наук. Пару-тройку книжек о том или о сём может прочитать каждый, составить на основании них своё мнение, счесть себя после этого «знатоком» и с апломбом рассуждать на данные темы. Этим людям неведомо, что для этого нужно прочить на самом деле минимум 200–300 книг. Однако есть и третья, самая немногочисленная категория: те, кто знают, что они ничего или почти ничего не знают, кроме отдельных исторических эпох, на которых не первый год специализируются, а значит, свои 200–300 или больше книг прочитали, осмыслили, сделали выводы. Для полноты картины нужно также покопаться – и они это обожают – в оригинальных исторических документах, гриф секретности с которых уже снят.

Сделано вовремя

Эту возможность в отношении судьбоносного для нашей страны периода 1933–1942 годов к 75-летию Великой Победы и предоставила Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, опубликовав на своём сайте рассекреченные документы из архива Службы внешней разведки России. Для представителей третьей и желающих совершенствоваться второй категории любителей истории это нечто беспрецедентное. В России уже несколько лет после распоряжения президента Владимира Путина периодически обнародуются такого рода рассекреченные документы, в том числе мидовские и Минобороны, но ничего подобного тому, что сделала СВР, всё-таки ещё не было: их масса, и многие из них совершенно нелицеприятны, они создают потрясающий флёр эпохи. И это очень правильно: правда ломает только слабых, от которых всё равно нет никакого толку.

Опубликованные СВР документы проливают дополнительный свет на десятки, сотни тем, позволяют по-новому взглянуть на те или иные аспекты судьбоносных исторических событий целой эпохи глазами послов, резидентов советской разведки за рубежом, руководства НКВД, государственных и хозяйственных руководителей СССР. Всё это предназначалось не для печати, и поэтому никакой пропаганды там нет, чего нельзя сказать о заблуждениях, а в некоторых случаях и желании выслужиться, что мешало руководству страны принимать правильные решения. На основании этих и им подобных бумаг, собственно, и писалась история.

Одна из важнейших тем

Среди множества тем, которых касаются рассекреченные документы, моё внимание привлекла советско-финляндская «зимняя война» 1939–1940 годов, имеющая много параллелей с СВО. Собственные возможности – переоценили и вели войну вполсилы, врага – недооценили, реакцию Запада не вполне просчитали. Вскрылась масса недочётов и головотяпства в подготовке войск и снабжении. Был нанесён болезненный удар по престижу страны, что вынудило Сталина ограничиться лишь официально объявленной программой-минимум – немного отодвинуть и скорректировать границу с Финляндией и получить военную базу у входа в Финский залив. Тогда как программой-максимум была вся Финляндия, для которой даже создали марионеточное правительство. Исторические события распорядились так, что эту программу не удалось реализовать и в дальнейшем. Урок очевиден: нужно как следует готовиться и всё делать вовремя, ставя при этом реалистичные цели. Про откровенное предательство, которое едва не состоялось в 90-е годы, я не говорю: такого всё-таки уже не может быть.

Выложенные СВР секретные исторические документы свидетельствуют: Хельсинки не хотел идти на уступки и обмениваться территориями с СССР и был намерен «драться во что бы то ни стало», так как, по словам главы МИД Финляндии, «нас обещали поддержать Англия, Америка и Швеция». Об этом докладывал в Москву агент из числа депутатов финского парламента. Зато от советских диппредставителей в Финляндии в преддверии «зимней войны» приходила откровенно ложная информация, которая ввела Москву в заблуждение, – «о плохом политико-моральном состоянии финских войск».

Брошенный танк времен Второй мировой войны на дороге Рааттин Портти, Финляндия Фото: Joris Kaper/Shutterstock.com

Офицеры, дескать, «оценивают положение безнадёжным», «солдаты требуют увольнения из армии», а «две трети сейма называют гибельной политику правительства». Из этой неадекватной информации её авторы делают и ложный вывод:

Такое положение в течение месяца приведёт к почти полному разложению армии». В общем, рассчитывали на лёгкую зимнюю прогулку, к которой совершенно не подготовились, успокаивая себя иллюзиями, что финский народ жаждет своего освобождения и с радостью запоёт вместе с хором НКВД созданную специально по этому случаю песню «Принимай нас, Суоми-красавица.

Ничего не напоминает?

В собственной армии положение считалось благополучным – и на бумаге так оно и было, а её мощь – подавляющей. Реальность, согласно докладам НКВД, была иной: в начале войны в Красной армии царили бардак и неразбериха, «отсутствовала должная связь и организация разведки», части и соединения действовали разрозненно, часто не имели связи друг с другом, что периодически приводило к перестрелкам между своими, вышестоящие штабы не знали, что делали нижестоящие и где они находятся. Обнаружились серьёзнейшие проблемы со снабжением: нет валенок, полушубков, компасов и карт, недостаточно даже гранат, винтовки в войска поступили без ремней. Не хватает орудий и зениток, лыжи прислали без крепёжных принадлежностей, даже шинелей, гимнастёрок, брюк и сапог не хватало, так что «некоторая часть бойцов» ходили в домашних ботинках. Машины встали, так как бензин оказался разбавленным водой, которая на морозе замёрзла. Выяснилось и другое: плохо готовятся операции, из-за чего части и соединения несут «большие потери», «убитые долгое время не подбираются». В местах проживания военнослужащих грязно, отмечается вшивость. Днями солдаты не имеют горячей пищи. Семьи военнослужащих зачастую не получают положенные денежные пособия. В результате отмечались «отдельные случаи трусости» и «факты распространения провокационных слухов » («Скоро финны будут под Ленинградом»). А также такие вот разговоры: «В первом бою я первые пули буду пускать в таких командиров, как наши, а потом в противника». Особисты фиксировали даже случаи, что красноармейцы отказывались снимать портреты финских руководителей, мотивируя это тем, что те заботятся о своих военнослужащих, у которых есть даже вино, а наши – нет. Об этом, в частности, информировали Кремль начальник управления НКВД по Ленинградской области комиссар госбезопасности 2-го ранга Гоглидзе и старший майор госбезопасности Бочков.

Обложки журналов периода советско-финской войны. Слева: обстрел финнами подразделения РККА, пытающегося пересечь замёрзшее озеро. Справа: советская авиация атакует финский обоз. Фото: Globallookpress

Ретроспективно стоит отметить, что этот бардак в Красной армии постепенно прекратился, однако для этого пришлось кое-кого расстрелять – и на этой войне, и на следующей. Об этом не стоит забывать нынешним армейским тыловикам и провалившим свои операции генералам, «отличившимся» в СВО: всё уже было, вы просто плохо знаете историю и что в сходных ситуациях принимаются обычно сходные решения, если дело заходит в тупик.

Нет ничего нового под солнцем?

Признаюсь, я только начал изучать эти бесценные документы эпохи и предвкушаю много открытий, касающихся советско-финской войны. Предлагаю всем интересующимся историей заняться в свободное время тем же самым. Хотел бы отметить только один момент, касающийся завершения этой кровавой для СССР войны, отмеченной до прорыва «линии Маннергейма» болезненными поражениями Красной армии. Ибо знание событий тех лет может помочь спрогнозировать развитие событий на Украине. Увы, ту победу, хотя финны получили от врагов СССР 350 боевых самолётов, 1,5 тысячи артиллерийских орудий разного калибра, 2,5 миллиона снарядов, 6 тысяч пулемётов, 100 тысяч винтовок, помимо нескольких десятков тысяч добровольцев, Красная армия не смогла использовать. Москва согласилась фактически на перемирие. Чтобы закрыть финский вопрос в ближайшем будущем (что по ряду причин, повторим, не получилось – всё надо делать вовремя!), хотя, казалось бы, дорога на Хельсинки была открыта.

Остатки долговременных огневых точек на «линии Маннергейма». Фото: bigwa11 /shutterstосk.соm

Это произошло потому, что возникла реальная угроза вмешательства в конфликт Англии и Франции, которые в разгар «странной войны» с Германией подготовили экспедиционный корпус (который после завершения «зимней войны» всё-таки высадился в Нарвике) для отправки через Норвегию и Швецию в Финляндию и были готовы бомбить из Сирии советские нефтепромыслы и порты (операция «Копьё») в Закавказье, на Северном Кавказе, Чёрном и Каспийском морях – Баку, Грозный, Батуми…

Элементы финской линии обороны. Фото: Lasse Johansson/shutterstосk.соm

Так вот, среди секретных донесений в Москву, причём из Китая, за 4 марта 1940 года есть подтверждение того, что Берлин и Париж были не прочь превратить фиктивную борьбу с Гитлером в реальную борьбу – причём с германским участием – против Сталина, которого ненавидели намного больше, чем фюрера. «Дядюшкой Джо» он стал для западников только тогда, когда Гитлер неожиданно напал и разгромил Францию и был готов разделаться с Англией, разбив перед этим Россию, – чтобы надеяться англичанам было не на кого и они капитулировали. Только тогда русские превратились для англосаксов, воевавших также с Японией, из врагов в ситуативных союзников. И быстро снова стали врагами, когда был повержен общий противник.

Что с того?

И последнее. Читая советские документы тех лет, в том числе дипломатические, я поражался их наступательному, бескомпромиссному духу, напористости и… цинизму. Потому что были в них также ложь и обман, вроде того что это финны устраивали, дескать, «злодейские обстрелы советских войск», чем войну якобы и спровоцировали. И тем не менее удачная в целом внешняя политика СССР тех лет во многом была таковой именно по причине использования Сталиным против Запада его же оружия. Он переиграл Запад на его поле, чем вызвал не презрение к стране, как сейчас, а уважение к своей державной воле. Поэтому Запад и пошёл на такие уступки СССР, на которые даже и не думает идти сейчас в отношении России. Но это так, к слову.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх