Закарпатская область, самый этнически пёстрый регион доживающей свои последние месяцы постсоветской Украины, сегодня несёт на себе несправедливую и непосильную ношу. Традиционно лояльные к России русины вынуждены погибать за интересы оккупировавшего их недогосударства и его заокеанских кураторов.
– Так что, пацаны, вы украинцы или нет?
– Ну да, а шо?
– А в соседней Галичине тогда кто живёт?
– Не-е-е-е, то другие украинцы!
Именно такой разговор состоялся у автора этих строк в 2013 году, незадолго до начала конца Украины под названием «Евромайдан», с группой совсем молодых ребят. В ожидании междугороднего автобуса Хуст – Свалява, следующего по живописнейшим местам Закарпатской области, самого западного региона Украины, в XX веке ставшей для этих мест самой настоящей злой мачехой из страшной сказки. Мачехой, приучившей детей к своему украинскому прозвищу, но до конца не успевшей вытравить местную самобытность и удивительный колорит, над которым по ту сторону Карпатского хребта так любят потешаться «другие украинцы», «свидомые».
Больнее всего то, что многие из тех моих попутчиков уже вполне могли пополнить «небесные тысячи» тех, кого киевский режим сегодня бросает в донбасские котлы. Так, буквально на днях стало известно, что 101-я бригада теробороны, располагавшаяся в столице Закарпатья городе Ужгороде, а также 128-я бригада ВСУ из закарпатского же Мукачева попали в Лисичанский котёл и либо погибли, либо сдались в плен. Хочется надеяться, большинство выбрали второй вариант.
Тем более что и сражаются-то ребята, даже если закрыть глаза на нелегитимность киевской хунты, не за родную землю. Таковой Украина для Закарпатья никогда не была. Как и само понятие «Закарпатье» и «Закарпатская Украина» – относительно новое, сменившее более традиционное «Подкарпатская Русь» лишь в самом конце 1930-х. Но… обо всём по порядку.
«Не дайте в обиду самой западной окраины Земли Русской!»
С советских времён в исторической науке сложилось так, что племена, которые ещё в I тысячелетии от Рождества Христова населили территорию Восточных Карпат, именуются «восточнославянскими». Традиционно их правильнее называть «русскими» племенами, поскольку карпатские тиверцы, уличи и белые хорваты были такой же этнической основой Древней Руси, как и более восточные племена вплоть до населявших бассейн Верхней и Средней Оки и Верхнего Дона вятичи. Более того, Крещение Подкарпатской Руси произошло значительно раньше Крещения Руси Киевской и Новгородской. Трудами святых равноапостольных учителей словенских Мефодия и Кирилла во второй половине IX веке.
В дальнейшем историческая судьба русских людей этого края сложилась нелегко: их земли, находившиеся на стыке целого ряда государств, переходили от одного владельца к другому. Однако от своего русского имени здесь не отказывались (с вариантами «руснаки», «руськи», «руски», «угрорусины», «угрорусы», «карпатороссы»). С верой было сложнее: в 1646 году на Ужгородской унии (спустя полвека после знаменитой Брестской унии) и в 1664-м в Мукачеве православных христиан Подкарпатской Руси отнюдь не добровольно присоединили к Римско-католической церкви.
Но о своих православных истоках здесь помнили всегда и во второй половине XIX века именно отсюда пошло широкое народное движение за единство с Русской Церковью. Движение трагическое, один из его основателей, греко-католический священник Иван Раковский, по твёрдому убеждению земляков, был отравлен. Когда процесс перехода в Православие целых сёл стал необратимым, власти правящей этим краем Австро-Венгрии организовали несколько судебных процессов против русинов – за «государственную измену» в пользу Российской Империи. Были арестованы многие местные православные священники, в том числе – впоследствии канонизированные отцы Максим Сандович и Алексий (Кабалюк). Многие русины прошли жуткие концлагеря (к слову, первые в Европе): Терезин и Талергоф.
После Первой мировой войны и распада Австро-Венгрии Подкарпатская Русь на правах автономии входила в состав Чехословакии. А в 1939-м, на заре Второй мировой, была оккупирована Венгрией. Не на пустом месте: до четверти населения этого края было венгерским. В русинской же среде уже тогда были две противоположные тенденции: русофильская и украинофильская во главе с униатским священником Августином Волошиным (к слову, впоследствии сотрудничавшим с гитлеровскими нацистами). Многие русины романтизировали Советский Союз, надеясь на воссоединение с русскими братьями.
Так, русинский поэт-антифашист Дмитрий Вакаров погиб в нацистском концлагере весной 1945-го. Свои стихи Дмитрий писал исключительно по-русски, надеясь, что уже вот-вот русские танки освободят его родные земли (и этого часа дождался, в тысячах километрах от Родины, незадолго до своей гибели в концлагере «Нацвейлер-Штрутгоф», что близ ныне французского Страсбурга):
Мы этот час так долго ждали,
Так много-много лет…
И он идёт в броне и стали –
Привет тебе, привет!
Пишу я новую страницу,
И на душе легко, –
Приходят братья на границу.
Они недалеко.
Я верю: скоро день настанет,
Исчезнут рубежи,
И между братьями не станет
На севере межи.
Но, к сожалению, после освобождения этих земель Красной Армией решением советского руководства, вопреки широко распространённому мифу о русском национал-большевизме Иосифа Сталина, Подкарпатская Русь вошла в состав Украинской ССР на правах обычной Закарпатской области. Просто властям тогда так было проще. Несмотря на то, что русинские деятели того времени, включая уже упомянутого схиархимандрита Алексия (Кабалюка), ныне прославленного Русской Православной Церковью в лике святых как преподобный Алексий Карпаторусский, написали прочувствованное письмо Сталину:
Не дайте в обиду самой западной окраины Земли Русской. Защитите её. Не допустите, чтобы наше маленькое русское племя, удержавшееся в течение тысячи лет на юго-западных склонах Карпат, было стёрто с лица земли в момент величайших побед русского оружия. Спасите русский край, который русские учёные (профессор Ключевский) считают колыбелью русского народа. Русская история Вам этого никогда не забудет.
Русины предлагали создать отдельную Карпаторусскую Советскую Социалистическую Республику или даже войти в состав РСФСР, как тот же эксклав Калининградской области, но этого не случилось. И уже во второй половине 1940-х началась украинизация Закарпатья, особенно активизировавшаяся в 1990-е. Несмотря на референдум об автономии этого края, когда ещё до Беловежских соглашений 1 декабря 1991 года 78% жителей Закарпатской области проголосовали за статус своего края как «специальной самоуправляемой территории».
Нелюбимые пасынки Незалежной и венгерский фактор
В итоге «незалежное» государство-новодел отказало русинам не только в автономии, но даже в самом праве именоваться этим своим историческим именем. И вот уже четвёртое поколение местных жителей имеют неопределённую идентичность: то ли украинец (но совсем не такой, как украинцы соседней Галиции и других регионов Незалежной), то ли русин, то ли просто закарпатец. Однако вплоть до кровавых событий 2014 года здесь не было антирусских настроений.
И даже в дни Евромайдана интернет облетели кадры, как подвыпившие закарпатские мужички пытались не пустить необандеровцев со Львовщины и Ивано-Франковщины, на чистом русском языке разъясняя укронацистам, что на этой земле живут люди разных национальностей, и украинского национализма здесь никогда не было вовсе. Но прошли считаные месяцы, и «Ненька-Україна», а точнее, злая мачеха Подкарпатской Руси, послала детей этих мужичков в зону АТО, откуда уже очень скоро в цветущее Закарпатье полетели цинковые гробы с «грузом 200».
Однако когда погибают и испытывают самый настоящий этноцид русские или русины, это обычно происходит молча. Но вот с венграми, и сегодня составляющими свыше 12% населения Закарпатской области, а в ряде его населённых пунктов (в основном Береговского района) – преобладающими, такой номер не пройдёт. Венгрия уже раздала свои паспорта более чем 100 тысячам своих соплеменников в Закарпатье. И неоднократно заявляла о поддержке их прав, в том числе языковых. А совсем недавно закарпатские венгры направили Виктору Орбану крик о помощи, текст которого опубликовало издание Regnum:
Власти Украины продолжают проводить политику геноцида и угнетения нашего народа в Закарпатской области. Для нас вполне очевидно, что украинские власти потакают прихотям и интересам неонацистов и праворадикалов, которые в течение длительного периода ограничивают нас в правах и унижают достоинство Великой Венгрии и её граждан… Мы понимаем, что власти Украины и праворадикалы пойдут до конца и сделают всё, чтобы пролить нашу кровь и прогнать с наших исконных земель.
Прямого призыва вернуть Закарпатье Венгрии пока не прозвучало, но между строк прочесть его несложно. И на фоне сегодняшней ситуации, когда будущее существование Украины как отдельного государства не просто под вопросом, а вызывает серьёзные сомнения, и закарпатские русины вполне могут согласиться на такой вариант. Как минимум, в отличие от Украины, Венгрия сможет гарантировать им мирную жизнь. От России же их отделяет озлобленная в своей русофобской ненависти ко всему русскому «западенская» Галиция.
Что с того?
На самом деле вариантов решения закарпатского вопроса не так много. А если точнее, их всего два. Лучший, конечно же, воссоединение всех русских земель с Россией. Та самая «Русская Реконкиста», о которой мечтают многие люди не только на территории России современной, являющейся лишь осколком нашей исторической Империи. Но для этого необходимо решить вопрос с той же Галицией, которая при любом раскладе сохранит свою радикально антироссийскую направленность (хотя ещё чуть более столетия назад и в этих землях многие надеялись на воссоединение с Россией).
Второй, худший вариант – венгерский. Ведь если Львовщина и окрестная «западенщина» либо останется формально независимой, либо (что весьма вероятно) присоединится к Польше, у Закарпатья не останется иных вариантов, как отойти к Венгрии. Разумеется, на правах широкой автономии и при определённых гарантиях русинскому населению, причём как со стороны Будапешта, так и со стороны Москвы. И здесь особенно важны добрые отношения между нашими странами, в последние годы налаженные Виктором Орбаном и Владимиром Путиным.
Но при любом раскладе важно понимать: мы не вправе оставлять самую западную часть исторической Руси тем, кто десятилетиями делал всё, чтобы вытравить из её народа историческую память, превратив в украинствующих манкуртов. А затем – бросили их детей на передовую убивать таких же русских людей. И главным заветом всем нам – ранее процитированные слова святого преподобного Алексия Карпаторусского: «Не дайте в обиду самой западной окраины Земли Русской!»
Свежие комментарии