Писатель Евгений Гришковец ещё после госпереворота на Украине в 2014 году называл происходящее хаосом. По его словам, Москву и Киев целенаправленно разделяют. Мнение писателя о несправедливости, от которой трудно дышать, о ненависти, рабском мышлении и роли США и Европы в катастрофе между русскими и украинцами – в спецпроекте Царьграда.
«Было обидно. Чувствовал несправедливость»
Писатель, драматург, режиссёр, актёр – всё это о Евгении Гришковце. Сам он скромно в интервью признавал, что предпочитает в первую очередь быть именно писателем. Однако, как человек больших познаний, образованный с сильной гражданской позицией, Гришковец выступал и в качестве эксперта. Журналисты нередко интересуются мнением писателя о событиях в мире.
После госпереворота на Украине писатель некоторое время хранил молчание, но произошедшее в одесском Доме профсоюзов не оставило равнодушным и его, вызвав бурю праведного негодования.
В своём онлайн-дневнике Гришковец признался: происходящая несправедливость буквально душит. Он привык, что его Родину со времён холодной войны пытались выставить в неприглядном свете, от трактовки войны в Афганистане западными СМИ до чернобыльской трагедии. И хоть дышащий на ладан СССР не возбуждал уже чувств патриотизма, гнев от несправедливых обвинений не стихал, рассказывал Гришковец.
Всё же я понимал, что та страна, в которой я родился, которую люблю и другую не знаю, для всего остального мира видится и понимается как империя зла, а мы, все её граждане – как мрачные, ничего не видящие, тупые и злые существа. Мне было обидно. Я остро чувствовал несправедливость. Хоть и мир был тогда другой, и я был юн. Теперь, сегодня, мне не хватает воздуха от чувства несправедливости. Я чувствую эту несправедливость гораздо сильнее, чем когда-либо,
– писал он.
Раньше Гришковец призывал не судить Украину строго, воздержаться от высказываний, которые могли бы больше усугубить накалённую ситуацию, просил помнить, что Родина состоит из соотечественников и современников. Теперь понял, что прежняя позиция – это проявление наивности. Осознать это писателя заставила чудовищная по своей жестокости и не вписывающаяся в понимание цивилизации XXI века трагедия в Одессе.
Пожар в Доме профсоюзов, где заживо сожгли активистов антимайдана, стал исторической страницей несмываемого позора Украины, подчеркнул Гришковец. Ныне бывший товарищ Гришковца сам был на Греческой площади и даже писал ему, «как загоняет ватников»,
а потом отправил ссылку на статьи украинских СМИ, где написано, что всё в Доме профсоюзов устроили русские провокаторы. Мол, сами себя подожгли, а «украинские активисты, аки ангелы, спасали, кого могли». Точно так же несправедливо случившееся описывали и в мировых средствах массовой информации:
По Би-би-си не показали самых страшных кадров, какие я видел за последнее время… Не показали, как подонки, которые снимали на мобильные телефоны задохнувшихся людей в здании Дома профсоюзов, своими мерзкими голосами, говоря между собой по-русски, комментировали увиденное. По CNN не показывали, как закопчённых мёртвых людей называли неграми, как считали трупы и кричали «Слава Украине!». По немецким каналам не показывали радость какого-то подонка, который хихикал, когда у одного из погибших в кармане сработал мобильный телефон.
«Хватит во всём обвинять Россию»
Отсутствие стыда, раскаяния и оголтелые обвинения о повсеместном влиянии длинной «руки Москвы» – всё это, как отметил писатель, лишь подтверждение собственной неспособности сделать даже гнусность.
Несправедливо всегда, когда всем миром на одного… А именно так и происходит. Но чем яснее это становится, чем жёстче несправедливость, тем глупее и бездарнее, а главное – беспомощнее выглядят Обама, Меркель, все остальные европейские гномы. Тем талантливее становятся обороняющиеся,
– отметил он.
С 2014 года Россия оказалась в осаде, в ситуации «все на одного», указал писатель. Была ли в этом вина амбиций русских? Возможно, считает Гришковец, но в итоге осада оказалась бессмысленной. Писатель уверен: как бы свои преступления ни старались прикрыть борьбой за свободу или любовью к Родине, фашизм – это фашизм, и он не имеет никаких оправданий.
Как вы, милые мои друзья, допустили, что у вас в вашей прекрасной стране теперь столько вооружённых фашистов?
– задался наш герой вопросом, отметив, что руководство Украины не имеет ни самостоятельности, ни воли, а лишь испытывает страх перед радикалами и послушание перед Вашингтоном.
«Хватит во всём обвинять Россию. Нас есть кому обвинять в мире. На себя хоть чуточку оглянитесь! Признайте, что вы суверенная страна, и тогда сами в себе усомнитесь и устыдитесь. А мы в России в изоляции и информационной осаде будем с достоинством и радостью, а главное, без всяких сомнений праздновать любимый с детства праздник – День Победы», – подчеркнул он.
«Они мне не верили или считали слепым»
Конечно, не воспринимающие в последние годы никакой критики горячие головы украинских «патриотов» не оставили слова Гришковца без внимания. На него обрушился гул проклятий, почти все товарищи и друзья с Украины отказались от общения, а книги писателя сжигали.
Гришковец же объяснял: нет, он не слепо верит федеральным СМИ. Нет, он не полностью согласен, например, с режиссёром Никитой Михалковым. Но ему претит позиция Андрея Макаревича, высказываемая на «Эхе Москвы». У Гришковца своё мнение.
Я думаю, то, что происходит сейчас, – это страшная катастрофа, причины которой коренятся очень глубоко в истории, а последствия будут такими тяжёлыми и неизбывными, что и представить сейчас нельзя,
– писал он.
По его словам, происходящее на Украине никакого отношения к борьбе за свободу не имело, хотя сами украинцы в это и верили и даже, как отметил Гришковец, не без доли высокомерия убеждали, что считают себя куда свободнее русских. Этакая историческая свобода, непокорность и национальная гордость людей, которые «были вольными, но угнетёнными и порабощёнными, однако несгибаемо хранили идеалы свободы».
«Все мои слова о том, что всё не так просто, что моё отношение к тому, как живёт моя страна, сложно, глубоко и многослойно… Что очень много людей, моих соотечественников и современников, совершенно искренне поддерживают или даже любят Путина и при этом остаются нормальными, хорошими людьми, совсем не заслуживающими презрения и ненависти… И они мне не верили или считали слепым, глупым, а главное – несвободным».
Украина сама открыла ящик Пандоры, выбрав сначала президентом русофоба Виктора Ющенко, а затем слабого Виктора Януковича. Говоря о воссоединении Крыма с Россией, писатель отмечал, что «не могут в одном учебнике истории в качестве героев соседствовать защитники Севастополя всех времён и Степан Бандера«. А западные страны, не признающие возвращение Крыма, сами демонстрируют двойные стандарты, считает Гришковец:
Я думаю, что Америка напрямую и непосредственно рулит нынешним украинским руководством. Думаю, что Америка сделала ровно то, что хотела. Сделала и продолжает делать. Делает, даже не стесняясь откровенности и грубости своих действий.
Штатам безразлична судьба украинцев, уверен писатель. Нет дела до Украины и Европе. Ещё в 2014 году Григорий Гришковец прогнозировал, что прежней Украины в границах Донбасса и Луганщины уже не будет. Россия же и дальше будет получать новые санкции, но не сдаст своих – останется «с сильной и гордой позицией».
Свежие комментарии