30 октября исполнилось 100 лет с момента появления фашизма в качестве государственной власти. В этот день Бенито Муссолини сформировал в 1922 году правительство Италии. Его назначил на этот пост король Виктор Эммануил III. Они вместе встречали входившие в столицу Италии со всех сторон отряды фашистов, начавших 27 октября при попустительстве властей «поход на Рим».
Это были противники не только коммунизма, но и либерализма с демократией, которые имели в Италии откровенно антинародный характер.Фашизм не сходит с мировой арены уже столетие. Фашистами обычно называют сторонников тоталитарных идей и практик. С подачи СССР это слово стало ругательством, лишившись итальянской основы. Фашистами у нас вовсю называли и гитлеровцев, что приводило и итальянцев, и немцев в недоумение. Первые настаивали, что фашисты это только они, а вторые – что они национал-социалисты. В целом эти протесты справедливы. Но СССР очень не нравилось, что кто-то ещё спекулирует социализмом, пусть даже национальным, «патент» на который, в форме интернационализма, был, дескать, только у партии Ленина – Сталина. Поэтому и немцы это фашисты.
На самом деле национал-социализм, ставший в гитлеровской Германии прикрытием – в виде «наживки» для народа – для чудовищного сатанинского культа, претендовавшего на связь с другими мирами, меньше походил на фашизм, чем то, что существовало в 30-е годы ХХ века в большинстве стран Европы. Режимы Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Венгрии, Австрии (до аншлюса, после которого страна стала нацистской), Португалии и некоторых других стран были вполне фашистскими. Или стали таковыми, как Испания каудильо Франсиско Франко.
Экономический кризис, социальная нестабильность, угроза революции и интересам европейских стран по-прежнему означает, что ставка будет делаться на фашизм, что очевидно и в наши дни. Но так было и в прошлом. Но есть одно существенное отличие: сегодняшний фашизм представлен не правыми, которым пытаются клеить этот ярлык, а левыми и либералами, ангажированными глобализмом.
Оригинал лучше копий?
Любопытно, что итальянский оригинал во многих отношениях был даже лучше своих многочисленных копий. «Поход на Рим» оказался практически бескровным. Военные, готовые подавить выступление смутьянов, были остановлены королём, который боялся красных рубашек больше, чем чёрных. Вождь «краснорубашечников» не ездил бы все эти годы каждую неделю к нему на доклад и не был бы однажды арестован в его дворцовых покоях, как это случилось через 21 год с дуче. Фашисты, став в 1922 году новой властью, смогли удержаться от мести своим политическим противникам.
До 1943 года, когда правление Муссолини в Италии пало, были казнены всего четыре антифашиста, убит неуёмными сторонниками режима один депутат-социалист – Джакомо Маттеотти. Менее 5 тысяч «политических» получили различные сроки тюремного заключения и ещё 10 тысяч – подверглись административной ссылке на острова Тирренского моря, ныне облюбованные туристами. И это всё. По советским или, скажем, польским меркам – весьма скромно. Жертв в начавшейся в конце 1943 года гражданской войне было, конечно, значительно больше. Но в ней зверствовали все её участники, включая партизан, а месть победителей намного превзошла жестокость побеждённых. Со многими видными фашистскими функционерами расправились со свирепой жестокостью.
Политические таланты Муссолини, тесно сотрудничавшего с британской разведкой, как и верхушка революционных партий в России, высоко ценил Владимир Ленин (они знали друг друга лично), а Уинстон Черчилль ещё в 1940 году называл дуче и главу итальянского правительства «великим политиком». Не только отмытые от грязи поезда стали при нём ходить по расписанию, а чиновники перестали манкировать своими обязанностями.
По всей стране началось возведение шоссейных и железных дорог, жилья для народа, заводов, аэродромов, ферм, стартовали мелиорация и «зелёная революция». Развернулось строительство самолетов, кораблей и автомобилей, расцвели наука и спорт. Народ получил щедрые социальные блага. Женщины и дети выиграли больше всех. На Сицилии в ходе «восстановления государственной власти» было безжалостно покончено с мафией – лишь в ходе и после войны американцы создали новую, чтобы бороться с коммунистами. Муссолини удалось разрешить и раскалывавший Италию церковный вопрос (Латеранские соглашения) – помирить в 1929 году итальянское государство с католической церковью – он вернул распятия в школы, восстановил институт военных священников.
Не всё так просто
Относительная мягкость режима Муссолини (в Итальянской социальной республике, которую тот номинально возглавлял на севере Италии в 1943–1945 годах, этого уже не было) объяснялась тем, что первыми фашистами были представители различных политических взглядов, но разделявшие необходимость сделать Италию сильной и уважаемой страной, улучшить жизнь народа. Даже потом, когда в стране появились атрибуты тоталитарной системы – культ непогрешимого вождя, который «всегда прав», одна партия, детские и общественные организации, созданные и подчиняющиеся государству, режим не стал жестоким внутри страны.
А то, что итальянские фашисты вытворяли в Эфиопии, используя запрещённые, изуверские методы войны, было вызвано не особенностями фашизма как идеологии, а европейским расизмом, присущим и итальянцам, а также неуверенностью в своих силах. Ведь в первой войне с итальянцами в конце XIX века победили эфиопы.
Кто свёл Муссолини с Гитлером?
Внешнюю политику фашистской Италии нельзя малевать одной лишь чёрной краской. В 1934 году Муссолини послал четыре дивизии на границу с Австрией, сорвав нацистский путч в этой стране, который подготовили сторонники Гитлера. Фюрер тогда отступил, хотя Лондон и Париж Рим не поддержали. В 1935 году на конференции в Стрезе, чудесном городке на западном берегу озера Лаго-Маджоре, в которой приняли также участие премьер-министр Великобритании Джеймс Рамсей Макдональд и глава МИД Франции Пьер Лаваль, Муссолини активнее всех выступал против гитлеровской Германии, бил тревогу относительно её военных приготовлений и попыток поглотить Австрию. «Дух Стрезы» испарился очень быстро, так как взаимности не было.
У дуче были очень сложные отношения с Гитлером, в которых было больше ненависти, чем любви. Встретившись с фюрером в Венеции в 1934 году, Муссолини был крайне разочарован. Своему окружению он охарактеризовал Гитлера, который в течение десяти лет безуспешно выпрашивал фотографию Муссолини с его подписью, как «сумасшедшего», «назойливого» человека, который «с цинизмом попирает элементарные законы порядочности».
В том же году в беседе с журналистами он назвал Гитлера «отвратительным сексуальным дегенератом», а германский национал-социализм – «диким варварством», провидчески заявив, что «европейская цивилизация будет разрушена, если позволить этой стране убийц и педерастов завладеть нашим континентом». Дуче впервые нанёс визит в Германию – после пяти отказов приехать – в 1937 году.
Тем кругам, кто выращивал фашистскую Италию и гитлеровскую Германию в своих геополитических интересах, пришлось немало постараться, чтобы их лидеры всё-таки «подружились» и развязали войну, которая была выгодна только одной стране, установившей по её итогам Pax Amerikana. В результате Муссолини пришлось закрыть глаза на аншлюс Австрии в 1938 году, за что Гитлер был ему страшно благодарен. Мюнхенское соглашение, инициатором которого был именно дуче, стало вершиной политической карьеры Муссолини.
Его боготворили в Европе как «спасителя», считая, что Гитлер теперь пойдёт, наконец, на восток – против СССР. Конечно, Муссолини, знал о неготовности Италии к войне. Но считая, что война скоро закончится немецкой победой, решил вступить в неё на стороне «оси», когда Франция подверглась немецкому разгрому. Он совершил этот роковой шаг 10 июня 1940 года. Другой роковой шаг – посылка в 1941 году вначале экспедиционного корпуса, а потом и целой армии в Россию, где они нашли свой конец. Бессмысленная потеря около полумиллиона солдат во Второй мировой войне – вот оно, главное преступление Муссолини перед своим народом.
Подводим итоги
Ставка Муссолини на Германию имела трагические последствия для всей Европы и всего мира. Поскольку, не имея Италию в качестве союзника, Гитлер вряд ли бы решился на большую войну. Италия не выдержала напряжения Второй мировой войны, к которой оказалась вопиющим образом не готовой – ни морально, ни экономически, ни в военном отношении, чем, кстати, сильно подвела и Германию. Именно это перенапряжение и погубило созданный Муссолини режим, за что дуче расплатился собственной жизнью.
Перед смертью его зверски пытали – он слишком много знал. Причём ликвидировали Муссолини бывшие британские партнёры, прикрывшись итальянскими партизанами. Британцы имели тайные контакты с дуче и не хотели, чтобы об этом узнали другие. Соответствующие документы Форин Офиса уже рассекречены.
Что с того?
Современный тоталитаризм в Италии представляют не победившие на выборах правые и традиционалисты, защитники итальянской идентичности и семейных ценностей, а называющие их «фашистами» левые и либералы, фанатичные представители всевозможных «меньшинств» и «современных ценностей». Настоящие фашисты и адепты тоталитаризма в наше время это они. Фашизация Европы и Запада в целом их рук дело.
Новые фашисты значительно опаснее старых, так как избавились от вождизма – ахиллесовой пяты фашизма. Теперь это сеть – нетерпимая, агрессивная, тоталитарная, враждебная традиции, с сатанинским уклоном. Её точно так же и те же самые силы используют против России, как фашистов и нацистов в середине прошлого века. Это надо обязательно знать.
Свежие комментарии