Украинская экономика упадет больше официальных цифр, считает экономист Дмитрий Адамидов.
Украинская экономика пострадала от коронавируса
Министерство экономики Украины сообщило, что украинское народное хозяйство демонстрирует более глубокое падение, чем мировое, поэтому ВВП в 2020 году должен упасть на 6% годовых.
Ранее в Киеве прогнозировали падение в 4,2%.На 2019 год реальный ВВП Украины был на 5,8% ниже, чем в 2013 году. Если сравнить показатели в долларовом выражении, то он сократился на 16% – с 183,3 до 154 млрд долларов. При этом гривна искусственно укреплялась НБУ в 2019 году.
Ситуация на Украине была сложной и до «коронакризиса» – восстановление промышленного производства прекратилось, ухудшились другие экономические показатели. Основой получения валюты стали переводы украинских гастарбайтеров.
Последние сегодня заперты внутри страны. Евросоюз включил безвизовую Грузию в список государств, с которыми Брюссель открывает границу, но Украины там нет. Из-за этого сотни тысяч сезонных рабочих вынуждены сидеть дома без работы.
После коллапса 2014-2015 годов на Украине возник дефицит не только рабочих мест с приличной зарплатой, но и работы как таковой. Феноменом работающих бедных украинцев не удивить, и это является главной мотивацией к отъезду за границу.
По данным Госстата 4-5 млн украинцев постоянно находятся за пределами страны, к ним периодически присоединяются сезонные рабочие. Тенденции говорят, что обезлюдивание Украины после кризиса усилится.
«Все эти оценки по падению ВВП конкретных стран пока предварительны и носят политический характер. Разные силы будут оценивать падение мировой и национальных экономик под своими углами», - констатирует Адамидов.
Данный феномен касается как Украины, так и других стран. Даже в лучшем варианте речь идет о возвращении мировой экономики к ситуации 2020 года только в 2022 году, а второй всплеск коронавируса может серьезно отсрочить данный процесс.
Пандемия COVID-19 стала проблемой для Украины. Цифры заболеваемости низкие, но уровень тестирования за чертой критики. Есть огромное число людей, которые работали за границей. Это говорит о том, что заболеваемость в реальности выше.
Ситуация с коронавирусом на Украине не катастрофическая, но может стать поводом для Евросоюза пролонгировать закрытие границы, а это приведет как к потере заработков конкретных семей, так и к валютному дефициту. Кроме того, украинских рабочих все меньше ждут в Европе – их критика звучит в Польше, Прибалтике и в других европейских государствах.
Украина будет падать вместе с миром
«Говорить об итогах падения украинской и мировой экономик трудно. Нужно подождать итоги года, поэтому только к весне мы будем знать точные результаты, но у Украины падение будет больше официальных цифр», - заключает Адамидов.
В мире, как отмечает экономист, сохраняется глобализм, поэтому нельзя представить ситуацию, когда мировая экономика падает на 10%, а такой зависимый и слабый анклав, как Украина, уменьшается только на 6%.
«У Украины нет конкурентных преимуществ, чтобы завалиться меньше. Я думаю, что украинская статистика является лукавой штукой – падение в мире будет 10%, по отдельным странам также в этих пределах», - резюмирует Адамидов.
Украина продолжает поддерживать гривну – вероятно, эта политика станет жертвой «коронакризиса», в результате чего украинская валюта будет девальвирована. Вторым аспектом кризиса является закрытие предприятий и потеря украинцами работы.
«Главным последствием кризиса на Украине и в мире является потеря рабочих мест и доходов. Современный кризис интересен тем, что он везде проходит одинаково. Синхронность карантинных мер обеспечила синхронность экономических последствий. Что касается гривны, то в ситуации, когда везде происходит эмиссия, курсы не сильно меняются», - констатирует Адамидов.
Обменные курсы после кризиса могут остаться на прежнем уровне, но ценность денег снизится за счет эмиссии и инфляции.
«По рублю мы видим некоторое исключение, но это политическая вещь, которая может исправиться, а может остаться. Этот момент связан не только с кризисом, но и с другими обстоятельствами», - заключает Адамидов.
С большей высоты падать тяжелее. Это жизненное наблюдение применимо к «коронакризису».
Развитые страны упали на 30% ВВП в период пика пандемии. Да и в действительности «коронакризис» инициирован развитыми странами, т.е. США, Европой, некоторыми государствами Азии. Именно там случилась остановка экономики ради спасения жизней. Это обстоятельство привело к эффекту домино. Были еще резкие шаги в Китае, но Пекин в 2020 году даже не уйдет в минус.
«Для развитых государств пережить этот кризис будет сложнее, чем для развивающихся. Они просто не понимают, что это такое. Для жителей постсоветского пространства «коронакризис» далеко не первое испытание», - резюмирует Адамидов.
Украинцы пережили развал СССР, девяностые годы, Оранжевую революцию, кризис 2008-2009 годов, полный коллапс экономики в 2014-2015 годах, из-за чего благосостоянию и уровню доходов там некуда особенно падать.
Поэтому, если брать украинскую экономику, то ее проблемы остались прежними, хотя от кризиса ситуация они осложнились.
«Ничего нового кризис не принес – он просто обострил старые проблемы», - резюмирует Адамидов.
Свежие комментарии