Не исключено, что ночь с пятницы на субботу, 11 февраля 2023 года, историки российской спецоперации на Украине когда-нибудь назовут этапной. Поскольку именно в те часы наши войска в зоне боевых действий впервые применили принципиально новый вид вооружений, способный поставить под угрозу многие важнейшие для Киева транспортные коммуникации через реки этой страны, а также портовые сооружения Очакова, Николаева, Херсона и Одессы.
Конкретно случилось вот что. Утром в субботу рядом украинских телеграмм-каналов было опубликовано сенсационное, по сути, видео. На нем — успешная атака в кромешной темноте неким надводным ударным беспилотным аппаратом с мощным боезарядом вертикально-подъемного железнодорожно-автомобильного разводного моста через узкий судоходный канал возле курортного поселка Затока в центральной части Каролино-Бугазской косы (Одесская область).
Сама эта коса — узкий и зыбкий участок суши длиной 20 километров и шириной 80−500 метров с двух сторон омываемый Днестровским Лиманом и Черным морем. Естественно предположить, что как раз со стороны Черного моря морской БПА-камикадзе и подобрался к своей цели. Судя по видео ночного взрыва, на своем борту он нес боезаряд, по разрушительной силе сопоставимый как минимум с 250-килограммовой фугасной авиабомбой.
Каков оказался результат атаки? По ночным видеокадрам ответить на этот вопрос невозможно. Но совершенно точно основной удар пришелся в одну из двух торчащих из воды бетонных опор моста прямо под разводной его частью.
Откуда этот БПА стартовал и кем управлялся — тайна сия велика есть. Могу лишь предположить, что носителем секретного аппарата была одна из российских ракетных дизель-электрических субмарин типа «Варшавянка» 4-й отдельной бригады Черноморского флота, внезапно для противника всплывшая вблизи Одессы. Потому что абсолютное отсутствие у Украины в здешних краях хоть сколько-нибудь дееспособной системы противолодочной обороны — это, как говорится, «медицинский» факт.
А теперь о том, почему для дебюта нового российского оружия был выбран именно мост у Затоки. Вообще-то мы пытались уничтожить его крылатыми ракетами корабельного и авиационного базирования почти всю минувшую весну. С конца апреля как минимум пять раз.
Последний «весенний» привет к Затоке Россия отправила 17 мая 2022 года двумя высокоточными «Калибрами», выпущенными с кораблей Черноморского флота. Те не подвели, в очередной раз рельсы и асфальтовое полотно моста оказались разрушенными. Всякое движение через него прекратилось. Но — ненадолго.
Украина на редкость ударными темпами вскоре снова все привела в рабочее состояние. И снова через Каролино-Бугазскую косу пошли грузовые поста поезда и тяжелые автомобили. С Украины в Молдавию и обратно.
С чего именно на этом участке вокруг заштатного, в общем-то, моста, построенного еще в Советском Союзе больше полувека назад (первый поезд по нему прошел в 1955 году), вооруженное противостояние сторон приобрело столь необычное ожесточение?
На самом деле все объясняется просто. Все дело в том, что, несмотря на относительно скромные размеры и изрядный технический износ, здешняя магистраль для Украины (включая мост под Затокой) примерно то же самое, что легендарная «Дорога жизни» для осажденного гитлеровцами Ленинграда. Потому что только по ней сегодня в соседнюю страну возможна доставка более или менее серьезных объемов бензина или дизельного топлива. Механика этого процесса такова.
До начала спецоперации основными поставщиками жидкого топлива на Украину были Россия и Белоруссия. Для чего мы вместе с Минском это делали в интересах все более и более враждебного государства — отдельный вопрос. Как бы там ни было, в 2021 году на нашу страну пришлось до 30% «дизеля». На белорусов еще больше — 42%.
Естественно, с началом боевых действий обе эти реки мгновенно пересохли. А ненасытный фронт требовал от Киева все больше и больше «горючки». Пришлось украинцам искать новых поставщиков.
В принципе в мире желающих — пруд пруди. Прежде всего — на Западе. Но как доставить оттуда ГСМ к линии противостояния? Вот здесь-то и нарисовалась для наших противников серьезнейшая проблема.
Завозить на Украину автобензовозами через Польшу, Румынию, Словакию и Венгрию? Это и сейчас делается. Но, как в свое время рассказал глава украинского консалтингового агентства «А-95» Сергей Куюн, чтобы, допустим, «привезти ресурс из Румынии, среднестатистический бензовоз тратит в общей сложности 16 дней на дорогу (сюда входит время на границах, загрузка, развозка по Украине). В итоге он доставляет 30 кубов топлива, которое расходится на одной АЗС за день».
«Кто бы что ни говорил, не навозишься автомобильным транспортом. Раньше нефтепродукты шли вагонами по ж/д и каждый день были разгрузки. Бензовозы с таким потоком не справятся, тем более что много проблем с получением разрешений… Так что дефицит будет только нарастать», — прокомментировал ситуацию другой украинский специалист, руководитель отдела маркетинга сети «БРСМ-Нафта» Александр Мельничук.
Таким образом, выяснилось, что Киеву не обойтись без железнодорожных нефтеналивных цистерн. Но все дело в различных стандартах рельсовой колеи в бывшей Российской империи, а потом и в СССР. Как следствие, на Украине, как и на всем постсоветском пространстве, расстояние между рельсами повсюду 1524 мм. А в Евросоюзе — 1435 мм.
Ну, не пролезают их локомотивы и топливные цистерны через границу по этой причине! Не пролезают. Киеву — хоть плачь.
Все было бы иначе, если бы в руках украинских властей на сегодня оставался хоть один полноценно функционирующий морской порт. Лучше всего — та же Одесса. Пригнали бы туда из-за рубежа танкер, да и откачали бы из него тысячи тонн топлива в наливные железнодорожные составы. Но морские порты Украины давно наглухо заблокированы Россией. Все до единого.
Вот на фоне этой-то почти безнадеги в чью-то умную голову то ли в Киеве, то ли на Западе пришла мысль про Молдавию. Точнее — про ее единственный порт на реке Дунай под название Джурджулешты. Построенный уже в постсоветские годы на крохотной участке береговой черты всего в 480 метров. Именно столько в 1996 году молдаване сумели выторговать у Киеве в обмен проходивший по их земле тоже очень небольшой отрезок стратегически важной для Украины автотрассы Одесса-Измаил у села Паланка.
Как результат — сегодня Джурджулешты загружен по самые ноздри. В основном — танкерами с топливом для Украины почти со всего мира. Но вот она, ахиллесова пята Киева: единственная железнодорожная ветвь оттуда в центральные районы Украины как раз через Затоку и пролегает.
То есть, грохни Россия окончательно и бесповоротно хоть чем-нибудь мост через Каролино-Бугазскую косу и топливные баки украинских танков где-нибудь под Запорожьем, Артемовском, Угледаром и прочими районами боевых действий опасно высохнут. Хоть «Леопарды» вези туда, хоть «Челенджеры», хоть «Абрамсы». Воевать им с нами будет не на чем.
Но вот «окончательно и бесповоротно» с Затокой у нас долго не получалось. Этим, очевидно, и объяснялась странная, на первый взгляд, пауза до самой нынешней зимы с огневым воздействием на этот объект.
Хотя не исключено, что на самом деле никакой паузы и не было. Вы обратили внимание на пару недавних сообщений о прямо-таки загадочных пожарах на территории молдавского порта?
Вначале 16 января 2023 года там вроде ни с того, ни с сего загорелся крупный элеватор, в котором хранилась тысяча тонн шрота подсолнечника. Говорят, из-за длительного хранения там началось тление груза.
Так или нет, но молдавские пожарные пламя тушили объект двое суток, одна из емкостей рухнула. А всего через четыре дня, 20 января, в Джурджулешты полыхнул и другой зерновой резервуар со шротом.
Как думаете, на малюсеньком, в сущности, участке речного берега, протяженностью менее полукилометра, во время ликвидации этих ЧП можно было разгружать танкеры с нефтепродуктами? Правильный ответ даст даже пятиклассник. А вот отчего и с чьей помощью так вовремя работа критически важного для Украины порта накрылась, как говорится, «медным тазом» — вот это действительно загадка. Но не удивлюсь, если в соответствующих кабинетах военной разведки в Москве уже обмывают боевые ордена.
Только в любом случае те пожары — это так, полумеры. Нужна была более эффективная замена диверсиям (если они имели место в молдавском порту!) и крылатым ракетам. Которыми, как выяснилось, никак не удавалось выполнить ключевую задачу — разрушить массивные опоры проклятого для нас моста. А порушенные рельсы местные ремонтники, как показал опыт, чинили за несколько дней.
Как показало 11 февраля, теперь нужное средство для обрушения «дороги жизни» для Киева Россия, возможно, получила. Так это или нет — станет окончательно ясно очень скоро. Если причалы Джурджулешты надолго опустеют — выходит, все у нас получилось.
Впрочем, кто сказал, что только на Затоке Россия, заполучившая морские ударные БПА, остановится? Теперь у Киева новая головная боль: как сберечь от подобных ударов этим российским оружием другие свои мосты на основных реках? «Тиха украинская ночь, но сало треба перепрятать!». Не только на Днепре. Но и, скажем, на Южном Буге в районе города Николаев, на Десне и на Припяти.
Сделать это будет не так просто, как может показаться. Перегородить реки возле каждого такого моста боновыми заграждениями со стальными сетями до самого речного дна? Но как быть с течением? Оно ведь чего только не тащит, особенно по весне! Даже полупритопленные бревна, не говоря о более мелком мусоре. Которые — глазом не успеешь моргнуть! — легко образуют гигантскую запруду с подтоплением прибрежных территорий.
А как быть с каким-никаким судоходством по этим магистралям? С рыболовством на лодках, которым привыкли промышлять местные жители?
В общем, головной боли у Киева после нынешних выходных сильно прибавилось.
Из досье «СП»
Мы, конечно, не скоро узнаем, что за морской БПА-камикадзе в ночь на 11 февраля атаковал мост у Затоки. Был ли это очередной подарок России от персов?
Те, кстати, очень напряженно работают в направлении создания подобных ударных систем. Свидетельством чему стала их попытка с помощью фрегата «Джамаран» ВМС Ирана 1 сентября 2022 года захватить в Красном море два американских надводных разведывательных военных беспилотника типа «Saildrone Explorer», которые находились недалеко друг от друга в международных водах.
Аппараты уже были подняты персами на борт. Но их отбили подоспевшие корабли ВМС США.
Между тем, не исключено, что в ночь на субботу под Одессой нами было впервые применено и новейшее детище отечественной оборонной промышленности. Потому что известно, что в этом направлении успешно работает, например, Центр технологических проектов Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. В 2021 году он уже представил беспилотный катер под названием «Кибербоат-330».
А «ZALA AERO GROUP» — дочернее предприятие концерна «Калашников», в рамках утвержденной Минобороны РФ программы «Создание перспективной военной робототехники до 2025 года» уже продемонстрировала катамаран-робот «Тритон», способный вести воздушную, надводную и подводную разведки и уничтожать цели на удалении до 1000 километров от оператора.
Свежие комментарии