В четверг ездил в Кронштадт с одним новым жителем нашего города. Для него это было впервые.
Выступал в роли экскурсовода, по мере своих сил. Сам не был в Кронштадте с прошлого года, то есть с довоенных времен.
Вышло так, что все мои предыдущие посты о Кронштадте, а их десятки, остались без фотографий. Выходит значит, что это мой первый пост, фото с которого будут жить столько, сколько существует платформа ЖЖ.
Начали мы с самой восточной оконечности острова Котлин.
Эта площадь называется Яхтенная. Долгие десятилетия, именно она была воротами Кронштадта на водном пути из Ленинграда.
Сюда подходили все местные кронштадские автобусы. Было ли на острове такси мне неизвестно.
Кстати эта часть Кронштадта наименее известна туристам, потому как они все попадают на остров с запада, со стороны дамбы. И гуляют обычно не дальше Якорной площади с Морским собором. А зря, тут много интересного.
Но так было не всегда, а только после 1984 года, когда открыли движение по северному участку дамбы. До этого без малого 300 лет, главная морская дорога вела в Кронштадт именно через восточную часть острова, наиболее близкую к Санкт-Петербургу часть острова Котлин, на котором размещалась морская крепость и главная база ВМФ.
Правда как пишут, был еще и период, когда в Кронштадт добирались как и по дамбе, так и морским путем.
Была паромная переправа, Ораниенбаум (Ломоносов) — Кронштадт, с причалом у Петровской пристани.
Новый ЖК появился тут совсем недавно.
Вот он и есть — бывший Ленинградский причал. Его должны помнить все, кто бывал в Кронштадте при СССР.
Сам причал оставлен, видимо на всякий случай. Ведь дамбу теоретически в случае войны можно разрушить в любой точке, всего лишь одним попаданием крылатой ракеты.
Из-за дымки видимость неважная, а в ясную погоду отсюда хорошо виден южный берег залива и даже немного Санкт-Петербург.
Отсюда хорошо видна Заводская гавань и восточная часть кронштадского Морского завода.
Завод пережил очень тяжелые времена после 1991 года, но кажется выжил. Кстати тут «Аврору» ремонтировали в 2014-16 годах.
В центре Кронштадта. Сталинский дом на улице Коммунистической.
Одно из старейших зданий Кронштадта у Петровского парка. Что тут только не находилось за два столетия, в том числе и знаменитая таверна, где кажется бывали все руководители России и все флотские командующие и Российской империи и СССР.
Петровский парк.
В Средней гавани всегда стоит небольшое количество военных кораблей, в том числе учебный корабль «Перекоп».
Главная пристань балтийской морской крепости Кронштадт. Балтийский аналог севастопольской Графской пристани.
Нефтяная вышка уже давно стоит в гавани у Морского завода. Ее видно издалека.
Капитально отреставрированный Доковый мост в Кронштадте.
Когда я тут был в предыдущий раз он был закрыт на реконструкцию. В Кронштадте вообще много позитивных изменений за год.
Первый учебный Морской экипаж. Вид на полупустующую часть здания.
Постепенно весь Кронштадт становится сплошным музеем. А тут новая война подоспела.
Посмотрим как оно дальше будет. Ведь изначально это прежде всего база военного Балтийского флота.
Капитально отреставрированный дом 30-х годов постройки.
Петровский овраг.
Жилой дом 1948 года постройки. Капитально отремонтирован к 2021 году по программе «Молодежи — доступное жильё».
Макаровский мостик.
Один из величайших православных храмов в мире — Никольский (Морской) собор в Кронштадте. Построен в византийском стиле.
Внутреннее убранство храма вполне сопоставимо с тем, что можно увидеть в Храме Христа Спасителя в Москве или в знаменитом Иссакиевском соборе.
Это главный Православный храм Военного флота России.
Отражающий солнце золотистый купол собора, виден за десятки километров в восточной части Финского залива.
В войну он использовался в качестве ориентира, а также нашими артиллерийскими наблюдателями.
В начале прошлого века собор прослужил по назначению совсем немного (1913-1827) и почти весь остальной XX век простоял в Кронштадте в качестве кинотеатра, клуба и филиала музея. Восстановление громадного храма началось в 2002 году. Закончено в 2013 году.
Один из немногих храмов где разрешается фотографировать.
Перечислены все войны и инциденты на море в которых участвовал Русский императорский флот.
Рыба и Андреевский крест.
Памятник Ушакову.
Обводный канал.
Чугунная мостовая.
Наконец рассмотрел вблизи памятник Кронштадскому восстанию установленный в прошлом году в Кронштадте к 100-летию трагедии. Наш русский разлом, до сих пор не заживший, в виде трещины — главный посыл этого памятника.
Кстати в Кронштадте с времен СССР есть улица «Восстания». Теперь ее название заиграло совсем другими красками.
Гостиный двор. Капитально отреставрирован уже в XXI веке.
За год тут сильно добавилось торговых точек и заведений питания.
Свежие комментарии