«Я искренне надеюсь, что китайцы и русские проверят вакцину, прежде чем назначать ее кому бы то ни было», — заявил в пятницу на слушаниях в конгрессе директор Национального института аллергии и инфекционных заболеваний доктор Энтони Фаучи (Anthony Fauci).
Российское государственное телевидение уже несколько месяцев продвигает идею о том, что Россия лидирует в этой гонке. В мае правительство отметило в своем докладе, что первым в мире человеком, привитым от вируса, стал российский ученый, сам себе сделавший инъекцию вакцины на начальном этапе ее разработки.
Россия начнет третий этап испытаний вакцины в начале августа, сообщил высокопоставленный чиновник Кирилл Дмитриев, возглавляющий государственный Российский фонд прямых инвестиций, который вложил средства в исследования и разработку вакцины. Испытания третьего этапа — это единственный способ определить, эффективна вакцина или нет.
Всемирная организация здравоохранения ведет исчерпывающий список проверок вакцин по всему миру. Российских испытаний третьего этапа в нем нет. Тем не менее, российское регулирующее ведомство намерено утвердить вакцину в этом месяце, сказал Дмитриев. Это намного раньше тех сроков, о которых говорят западные регуляторы, часто заявляющие о том, что вакцина появится не раньше конца года. «Мы считаем, что это будет одна из первых утвержденных к применению вакцин», — заявил Дмитриев.
Но поскольку российская программа непрозрачна, отделить в ней науку от политики и пропаганды просто невозможно. Критики уже привлекли внимание к тому, что Россия имеет привычку срезать углы при проведении исследований фармацевтической продукции, и что ее обвиняют в краже интеллектуальной собственности.
Правительства США, Канады и Британии обвинили работающих при поддержке государства российских хакеров в попытках украсть материалы исследований вакцины, что вызвало серьезные сомнения в утверждениях Москвы о достигнутых успехах. Российские официальные лица эти обвинения отрицают и говорят, что в основе их вакцины лежат разработки российских ученых, которые несколько лет назад боролись с Эболой.
Когда-то Россия занимала ведущие позиции в вирусологии и вакцинации населения. В советское время ее врачи лидировали в некоторых областях исследований, однако в последние десятилетия ассигнования на эти цели были существенно сокращены. Лекарства порой утверждают без достаточных испытаний или после ограниченных поверок.
С началом пандемии российские исследователи продолжили разработку целого ряда вакцин. Та вакцина, которую могут применить в октябре в процессе общенациональной вакцинации, похожа на препарат, разработанный совместно Оксфордским университетом и компанией «АстраЗенека» (AstraZeneca).
Российскую вакцину создавал московский Институт Гамалеи. В ней использованы два штамма аденовируса, который обычно вызывает у человека легкую простуду. Вакцины на базе аденовируса проходят испытания в целом ряде стран. Они генетически модифицированы и заставляют инфицированные клетки вырабатывать белки из шипов нового коронавируса.
Институт Гамалеи проверил вакцину на военнослужащих, и это вызвало ряд вопросов этического характера, прежде всего, по поводу их согласия, хотя Министерство обороны заявило, что все участники проверки — добровольцы. Директор института Александр Гинцбург в мае выступил по телевидению и рассказал, что испытал вакцину на себе, прежде чем объявить о завершении испытаний на обезьянах.
«Налицо усиление геополитики в исследованиях вакцины, — сказал руководитель консалтинговой фирмы по анализу рисков «Юрейжиа Груп» (Eurasia Group) Клифф Купчан (Cliff Kupchan). — Но от гигантского научного комплекса советских времен осталась лишь бледная тень».
Страны, где есть производственные мощности для изготовления вакцины — а их очень много в России и Индии — могут ускорить темпы вакцинации населения, просто скопировав успешную вакцину, а не разрабатывая ее. В апреле индийский институт сыворотки объявил, что планирует наладить массовое производство вакцины еще до завершения клинических испытаний, получив разрешение разработчика. «По всей вероятности, страна, производящая у себя вакцину, получит ее первой, даже если она ей не принадлежит, — сказал Купчан. — Я не знаю, в какой мере здесь применимы нормы международного права и защиты патентов. Люди в отчаянии».
Глава Российского фонда прямых инвестиций Дмитриев объяснил успехи исследований в России богатым опытом Советского Союза, где в свое время велись масштабные научные исследования вирусов. «У нас очень значительное наследие, ведь Россия была лидером в разработке вакцин в советское время, и остается им сегодня, — заявил он. — Многие вещи нам просто не нужно создавать с нуля». Эту историю научных разработок он противопоставил программе администрации Трампа, которая финансирует экспериментальные исследования генетической вакцины, проводимые компаниями «Файзер» (Pfizer) и «Модерна» (Moderna).
«За последние 20 лет мир совершил поворот в сторону молекулярной биологии, — сказал Айдар Ишмухаметов, возглавляющий Институт Чумакова, который занимается производством вакцин. — Российская же школа сохранила вирусологию». По словам Ишмухаметова, преимущество России еще и в том, что она с советских времен обладает обширной отраслевой базой по выращиванию вирусов для вакцины. Во время пандемии страна обратилась за помощью к секретной сибирской лаборатории, которая в советские времена участвовала в программе [разработки] биологического оружия, занимаясь исследованиями сибирской язвы для ее применения против человека, а также растительных патогенов, способных уничтожать американские сельскохозяйственные культуры.
Сейчас лаборатория «Вектор» проводит другие исследования, стараясь выяснить, можно ли использовать для создания вакцины от covid-19 вирусы, которые вызывают грипп, корь и сосудистый стоматит. В лаборатории накоплен богатый опыт масштабного производства вакцин. Вирусолог и сын основателя Института Чумакова Алексей Чумаков вспоминает, как он в подростковом возрасте работал в летнее время, нарезая почки африканских зеленых мартышек. Мартышек убивали, говорит Чумаков, но клетки их почек продолжали жить еще много месяцев, и их использовали для выращивания вируса полиомиелита в огромных вращающихся стеклянных цилиндрах. «Мы их постоянно помешивали, и постепенно куски растворялись», — рассказывает он.
Когда ученые научились выращивать так называемые бессмертные линии клеток человека и животных, которые в модифицированном состоянии делятся неопределенно долго, они заменили ими культуру, полученную из свежих почек обезьян. Институт Чумакова использует бессмертные линии почечных клеток с 1962 года, а сейчас выращивает коронавирус для предлагаемой вакцины, применяя целые, инактивированные вирусы, которые можно использовать в качестве альтернативы, если не получится создать вакцину, которая нацелена только на шиповидные белки.
Институт Гамалеи разработал свою вакцину с использованием линии человеческих клеток Hek293, которые были впервые получены в 1973 году. Та же самая линия используется в вакцине Оксфорда и «АстраЗенеки». Подобно некоторым другим клеточным линиям, применяемым в медицинских исследованиях, использовать Hek29 начали с клеток, получаемых из абортированного плода. Противники абортов, включая католическое духовенство, начали возражать против такой практики.
Первая линия человеческих клеток была получена из раковой опухоли, убившей Генриетту Лакс (Henrietta Lacks) в 1951 году. Эти клетки под названием HeLa попали в советские лаборатории в годы холодной войны. 91-летний заслуженный профессор вирусологии Виктор Зуев из Института Гамалеи рассказал, что использовал эти клетки для культивирования вируса гриппа. Вопросы этики его не волнуют. «А почему нет?— говорит он. — Это очень гуманно по отношению к новому поколению — использовать ткань умирающего человека для научных экспериментов. Если это пойдет на пользу человечеству, то конечно это этично».
Свежие комментарии