Снова «тройка» и снова Тегеран. Только вместо Сталина, Рузвельта и Черчилля теперь это Путин, Раиси и Эрдоган. Россия осталась на своём месте. США и Британию заменили Иран и Турция. Раздел мира участники саммита не обсуждали. Теперь это неактуально, на дворе другие времена. Что на этот раз произошло в Тегеране и почему Россия может торжествовать?
Казалось бы, что в этом такого особенного? «Тройка» двух порвавших и одной готовящейся порвать с Западом стран обсудила и наметила планы действий в обширном регионе, улучшение отношений между собой в ходе двусторонних и трёхсторонних встреч и переговоров. Между тем благодаря многолетней политике России, планам Турции, которую за независимый нрав скоро выгонят из НАТО, вступить в БРИКС, ШОС и ЕАЭС, урегулированию остававшихся противоречий между Анкарой и Тегераном и аналогичному процессу, начавшемуся, наконец, между Ираном и Саудовской Аравией, на наших глазах появляется новый Ближний и Средний Восток.
Не байденовский, где царит хаос и идёт война всех против всех, а путинский – регион мира и взаимовыгодного сотрудничества, в том числе и с Китаем. Провальный визит президента США Джо Байдена в Саудовскую Аравию и почти совпавший с ним по времени визит президента России Владимира Путина в Иран стали водоразделами между эпохами. Посторонние мутить воду в регионе, похоже, больше не смогут.
Американцам указали на дверь в Сирии, туркам – связали руки
Формальным поводом для встречи «тройки» стало участие Владимира Путина, Эбрахима Раиси и Реджепа Тайипа Эрдогана в первом за три года саммите в астанинском формате по Сирии. Москва может радоваться по нескольким причинам. Во-первых, он состоялся.
Во-вторых, турецкий лидер обсуждал сирийские дела в компании двух союзников по Сирии – президентов России и Ирана – на «площадке», где Сирии желают добра.
В-третьих, участники саммита подтвердили приверженность суверенитету и территориальной целостности Сирии и подчеркнули безальтернативность политического урегулирования, отвергли «все попытки создать новые реалии «на земле» под предлогом борьбы с терроризмом, включая незаконные инициативы по самоуправлению», выразили намерение противостоять сепаратизму, который, по словам Путина, разжигает ряд стран. Это очень важно с учётом возникших было у турок видов на Сирию.
В-четвёртых, было признано, что астанинская «тройка» должна играть ключевую роль в прекращении сирийского конфликта. Президент Ирана констатировал согласие «тройки» на то, что незаконно находящиеся в Сирии американские войска должны покинуть её территорию. Другие лидеры с ним согласились.
В-пятых, Москва, Анкара и Тегеран подтвердили убеждение, что конфликт в Сирии не имеет военного решения – он может быть урегулирован только самими сирийцами политическим путём в ходе свободного диалога, чтобы они могли, по словам Путина, определить своё будущее «без навязывания извне каких-либо готовых рецептов или моделей».
В-шестых, «тройка» выразила «решимость продолжать совместную борьбу с терроризмом во всех его формах и проявлениях». Как отметил Путин, внешние силы пытаются использовать сирийских боевиков «для решения своих собственных эгоистических геополитических задач», в том числе за пределами Ближнего Востока.
В-седьмых, были достигнуты договорённости по болевым для Турции и отчасти России конкретным районам напряжённости в Сирии – на курдском севере этой страны, в Заевфратье и в Идлибе. Стороны договорились координировать усилия по обеспечению безопасности и стабильности в этих районах, полностью выполнить имеющиеся на этот счёт соглашения. Эрдоган, угрожавший провести против сотрудничающих с США курдов очередную военную операцию на севере Сирии, напомнил, что этот район превратился в «порт для террористов» и угрозу для безопасности Турции, где находится порядка 3,7 миллиона беженцев из Сирии. Путин согласился с Эрдоганом:
Особую обеспокоенность вызывает положение дел на неподконтрольных сирийским властям территориях. Видим, что из данных районов исходят реальные угрозы преступности, экстремизма, сепаратизма». По словам президента России, «во многом этому способствует деструктивная линия западных государств во главе с Соединёнными Штатами, которые используют широкий арсенал средств.
В-восьмых, астанинская «тройка» отвергла все односторонние санкции против Сирии и призвала международное сообщество наращивать помощь сирийцам «без дискриминации, политизации и выдвижения предварительных условий, а также в более прозрачном ключе». Оно должно также «вносить необходимый вклад» в возвращение сирийских беженцев на родину, в том числе восстанавливая объекты инфраструктуры и занимаясь разминированием территорий.
В-девятых, «тройка» осудила «продолжающиеся военные нападения Израиля в Сирии, в том числе на гражданские объекты», потребовала уважать решения ООН, отвергающие израильскую оккупацию Голанских высот.
В-десятых, Путин при поддержке коллег заклеймил «деструктивную линию» в Сирии западных стран во главе с США, которые «грабят её природные ресурсы с тем, чтобы в конечном итоге довести дело до расчленения сирийского государства».
Ну и, наконец, было решено провести следующий трёхсторонний саммит в России и организовать до конца года 19-ю международную встречу по Сирии в астанинском формате. Очень важно:
В дополнение к сирийскому вопросу, – говорится в совместном заявлении лидеров России, Ирана и Турции, – они подтвердили своё намерение укреплять трёхстороннюю координацию в различных сферах с целью содействия совместному политическому и экономическому сотрудничеству.
Делаем выводы
Какие основные выводы можно сделать из всего вышесказанного? Во-первых, три ведущие державы региона создают неформальный союз. Во-вторых, США предложено убираться из Сирии, а курдам – побыстрее дистанцироваться от американцев и признать власть Дамаска. В-третьих, Эрдоган, собиравшийся было «полакомиться» Сирией, резко умерил свои аппетиты и превращается чуть ли не в защитника её территориальной целостности. Как Путин и Раиси, он тоже против американских войск в Сирии. В практическом плане это означает, что четыре страны – Россия, Иран, Турция и Сирия – скоро начнут выкуривать с сирийской земли качающих из неё нефть американцев. А также то, что возможная антикурдская военная операция Турции на севере Сирии, если она теперь вообще состоится, будет иметь очень ограниченные цели и будет направлена против военного потенциала курдов, а не на то, чтобы «откусить» кусок сирийской территории.
Вот что сказал на этот счёт Путин по итогам тегеранского саммита:
Есть некоторые расхождения по поводу того, что происходит в Заевфратье. Здесь, кстати, и общая позиция есть по поводу того, что американские войска должны покинуть эту территорию. Они должны перестать грабить сирийское государство и сирийский народ, вывозить незаконно оттуда нефть… На наш взгляд, чтобы обеспечить долговременную устойчивую ситуацию, надо передать всю эту территорию под контроль официальных властей Дамаска, под контроль Вооружённых сил Сирии, тогда можно будет вести диалог с теми, кто за это отвечает. Я уже много раз говорил, что работа «тройки», поиск компромиссов, нахождение компромиссов привели к тому, что свыше 90% территории Сирии контролируется официальными властями, что всё-таки хребет международному терроризму переломили. Это большой результат именно совместной работы.
Пилюлю Эрдогану, у которого на фотографировании был несколько потерянный вид, Путин подсластил. Это правильно. По словам президента России, «встреча глав государств – гарантов астанинского процесса содействия сирийскому урегулированию была действительно полезной и весьма содержательной», прошла «в деловой и конструктивной атмосфере», и на ней «предметно обсудили ключевые аспекты нашего взаимодействия по Сирии». Путин выразил уверенность, что «принятые на саммите решения будут способствовать окончательному установлению мира и стабильности как в Сирии, так и в регионе в целом».
И другие сенсации
По ходу дела журналисты задавали Путину вопросы, не имеющие прямого отношения к двум основным для Москвы темам тегеранского саммита – Сирии и укреплению взаимовыгодных отношений с Ираном. Разумеется, они касались различных аспектов украинского кризиса, в частности, СВО, искусственно созданной Киевом и Западом проблемы экспорта украинского зерна, русского нефти и газа.
В ответах Путина прозвучали в ряде случаев намёки на сенсацию. Так, оказывается, на переговорах в Стамбуле в конце марта Москва и Киев «фактически достигли соглашения, осталось его только парафировать», но после отвода русских войск из центральных регионов Украины киевские власти отказались от выполнения договорённостей. Или вот это. Россия настаивала на пакетном соглашении по вывозу зерна с Украины:
…мы будем содействовать вывозу украинского зерна, но исходим из того, что и все ограничения, связанные с возможными поставками на экспорт российского зерна, будут сняты.
А вот ещё интрига. Путин не исключил, что Россия не сможет нарастить поставки газа в Германию по «Северному потоку» даже в случае физического получения из Канады отремонтированной турбины, если не получит вместе с ней официальные документы. «Теперь нам говорят, что скоро мы получим эту машину из Канады. Но официальных документов на этот счёт пока у «Газпрома» нет. И мы, конечно, должны их получить, потому что это наша собственность, это собственность «Газпрома». И «Газпром» должен получить не только металл, не только машину, но и документы на неё», – сказал Путин. А затем объяснил почему:
Мы должны понимать, что «Газпром» берёт-то, в каком состоянии машина пришла и каков её юридический статус: она под санкциями, не под санкциями? Что с ней делать? Завтра, может, заберут её.
Глубоко правильные слова – имеем дело с ненавидящими русских проходимцами и обманщиками, за ними нужен глаз да глаз.
Наш друг Иран
Исключительно гармоничными выглядели переговоры Путина в Тегеране с руководителями этой соседней страны – президентом Раиси, уже совершившим успешный визит в Москву, и духовным лидером и руководителем Ирана Али Хаменеи, с которым президент России встретился в пятый раз. В Иране не скрывают радости, видя, что из-за конфликта на и вокруг Украины Россия порвала с Западом, будет противостоять теперь ему вместе с Ираном и пойдёт до конца. Речь идёт далеко не только о совместной борьбе с терроризмом в Сирии и взаимодействии в связи с ядерной программой Ирана и её международными последствиями.
Двум странам под жесточайшими санкциями нечего терять: мы обречены на максимально тесное сотрудничество во всех областях. Иран вовсе не отсталая страна, как пытается уверить мир западная пропаганда. Западные санкции пошли ей во многом на пользу – много чего иранцы научились делать сами и хорошо. К тому же иранские товары на 30–50% дешевле аналогичных турецких, поэтому торговля между нашими странами будет выгодна обеим сторонам. Каспийское море это прямой и исключительно дешёвый путь из Ирана прямо – по Волге – в сердце России.
В этой связи привлекает внимание одно предложение Путина: построить 146-километровый участок дороги в Иране на маршруте из Санкт-Петербурга до Персидского залива.
В этом заинтересован Иран, и наши иранские партнёры сейчас подтвердили это. И Россия в этом заинтересована, потому что с севера России, из Петербурга прямо мы будем выходить в Персидский залив. Очень интересный и перспективный маршрут,
– заявил президент России. По его словам, интерес к строительству этой дороги также выразил Азербайджан. «Мы сейчас в общих чертах поговорили с иранскими нашими партнёрами и друзьями. С Азербайджаном выяснили. Надеюсь, сейчас приступим к конкретной работе», – сказал Путин.
Что с того?
А ведь это, в частности, значит, что, если Запад будет наглеть и кошмарить друзей России на Ближнем Востоке и в Южной Азии, может сбыться ещё одно пророчество Жириновского: о русских солдатах, омывающих сапоги в Индийском океане…
Свежие комментарии